Нефтедоллары потратят на ипотеку, пенсии и МРОТ - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Нефтедоллары потратят на ипотеку, пенсии и МРОТ - «Экономика» 20:00 Четверг 0 497
4-05-2017, 20:00

Нефтедоллары потратят на ипотеку, пенсии и МРОТ - «Экономика»


Нефтедоллары потратят на ипотеку, пенсии и МРОТ - «Экономика»

Российский кабмин может смягчить бюджетное правило: установить цену отсечения дополнительных доходов в $ 45 за баррель вместо $ 40, предлагаемых Минфином. Об этом сообщил ТАСС.

«Есть еще предложение $ 45 за баррель, это и будет обсуждаться в правительстве. Все ключевые решения по этому вопросу будут приниматься, скорее всего, в июне. Вопросы сбалансированности бюджета не определены до конца», — заявил агентству осведомленный источник.

По его словам, такое решение даст рост дефицита бюджета всего на 0,5%.

Заметим, что главным лоббистом смягчения бюджетного правила до сих пор был глава Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Именно он, выступая в апреле на коллегии Минфина, предложил установить цену отсечения в $ 45 за баррель — правда, с увеличением дефицита бюджета на 1−1,5%.

Напомним, правительство нынешней весной собиралось внести в Бюджетный кодекс (БК) принципы пополнения Резервного фонда нефтегазовыми доходами, формирующимися при цене нефти выше определенного уровня. Как заявлял в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи министр финансов РФ Антон Силуанов, цена отсечения в БК будет базироваться на уровне $ 40 за баррель, кроме того, возможен ее перерасчет с учетом долларовой инфляции (по итогам 2016 года она составила 2%). Таким образом, Силуанов допускал, что к 2019 году цена отсечения может вырасти на $ 2−2,5.


При этом и глава Минфина, и глава Минэкономразвития Максим Орешкин признавали, что при нынешней конъюнктуре часть нефтегазовых доходов может быть израсходована дополнительно из-за того, что федеральные расходы бюджета могут возрасти. По сути, руководители экономического блока признавали, что впереди президентские выборы 2018 года, и они чреваты серьезными тратами.

С другой стороны, смягчение бюджетного правила означает, что снова подвиснет вопрос с пополнением суверенных фондов. Напомним, уже третий год подряд Резервный фонд служит основным источником для закрытия дыры в госказне. В 2015 году на это было изъято 2,6 трлн. рублей, в 2016-м — 2,14 трлн. В результате на начало 2017 года в фонде осталось всего 972 млрд. рублей, которые также предполагалось потратить на дефицит, полностью опустошив эту кубышку.

Однако повышение цен на нефть, плюс установление цены отсечения, при превышении которой доходы не идут на расходы, на уровне в $ 40 за баррель, дало Минфину шансы суммы в фондах почти полностью сохранить. По подсчетам Силуанова, при среднегодовой цене $ 50 за баррель бюджет получит дополнительно 1 трлн. рублей, а при $ 55 эта сумма вырастает уже до 1,4 трлн. Предполагалось, что немалая часть этих денег окажется в кубышке.

Теперь же, получается, Минфину предлагают скорректировать планы.

Смягчит ли кабмин бюджетное правило, на что будут потрачены нефтедоллары, которые минуют кубышку?

— Когда Кудрин предлагал установить цену отсечения в $ 45 за баррель, с увеличением дефицита бюджета на 1−1,5%, он исходил из прогнозов ЦСР, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В этих прогнозах упор сделан на необходимость структурного перераспределения расходов бюджета в пользу статей, которые формируют качество человеческого капитала. Это здравоохранение, образование, наука и научные исследования, инфраструктура — все, что должно обеспечивать эффективность вложений в человеческий капитал, как главный элемент национальной конкурентоспособности.

По расчетам ЦСР выходило, что к 2024 году необходимо повысить уровень расходов на 0,6−0,9% ВВП на каждую из перечисленных сфер. Ради этого Кудрин и предлагал пересмотреть цену отсечения.

«СП»: — Но тот же Кудрин настаивал на необходимости сохранять суверенные резервы — «подушку безопасности» на случай кризиса…

— По прогнозам, 25 мая мы все-таки пролонгируем соглашение с ОПЕК о сокращении добычи нефти. Вопрос, на мой взгляд, заключается только в сроке — на полгода продлять соглашение или сразу на год. Это означает, что по крайней мере в 2017 году ситуация на нефтяном рынке будет стабильной, а среднегодовая цена Brent составит около $ 55 за баррель. Многие аналитики, кстати, не исключают, что цена приблизится к $ 60 за баррель.

Средняя цена российской Urals тоже растет — в январе-апреле она составила $ 52 баррель. Это существенно выше цены отсечения в $ 40 — правило, напомню, уже соблюдается, но законодательно не оформлено.

Если соглашение с ОПЕК даст необходимый эффект, можно рассчитывать, что в 2018 году цена на нефть — даже с учетом американских сланцев — выйдет на уровень $ 60−65 за баррель. При таком раскладе и цены отсечения в $ 45 за баррель будет достаточно для пополнения суверенных фондов.

По сути, глобального противоречия в позициях Минфина и Кудрина нет. Минфин считает, что правительство необходимо приучить жить экономно без оглядки на нефтяные цены. А глава ЦСР предлагает жестко увязать повышение цены отсечения с бюджетным маневром, при котором дополнительные нефтедоллары будут потрачены сугубо целевым образом.

«СП»: — Каковы шансы, что кабмин пойдет на такой маневр?

— Пока в план правительства не включаются ни меры по судебной реформе, ни по реформе правоохранительных органов, ни по перезагрузке экономики муниципальных объединений, ни по межбюджетным отношениям. Словом, очень многое остается в стороне, а это необходимые условия, с точки зрения ЦСР.

С другой стороны, Силуанов и Орешкин преследуют вполне тактическую цель: заставить уже в 2017 году ведомства протягивать ножки по укороченной одежке.

Думаю, можно было бы поначалу приучить правительство жить на $ 40 с барреля, а с 2019-го поднять планку до $ 45.


«СП»: — Может ли кабмин поднять цену отсечения, но пустить «лишние» нефтедоллары не на здравоохранение и образование, а на решение предвыборных задач?

— В условиях предвыборного года Кремль, руководствуясь электоральными предпочтениями, вполне может потратить дополнительные доходы на решение острых социальных проблем. Например, на поддержку ипотеки, индексацию пенсий работающим пенсионерам, подтягивание МРОТа к прожиточному минимуму. Но тут важно понимать: подобные меры будут носить разовый характер, и пойдут в ущерб инвестиционному росту экономики РФ.


Российский кабмин может смягчить бюджетное правило: установить цену отсечения дополнительных доходов в $ 45 за баррель вместо $ 40, предлагаемых Минфином. Об этом сообщил ТАСС. «Есть еще предложение $ 45 за баррель, это и будет обсуждаться в правительстве. Все ключевые решения по этому вопросу будут приниматься, скорее всего, в июне. Вопросы сбалансированности бюджета не определены до конца», — заявил агентству осведомленный источник. По его словам, такое решение даст рост дефицита бюджета всего на 0,5%. Заметим, что главным лоббистом смягчения бюджетного правила до сих пор был глава Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Именно он, выступая в апреле на коллегии Минфина, предложил установить цену отсечения в $ 45 за баррель — правда, с увеличением дефицита бюджета на 1−1,5%. Напомним, правительство нынешней весной собиралось внести в Бюджетный кодекс (БК) принципы пополнения Резервного фонда нефтегазовыми доходами, формирующимися при цене нефти выше определенного уровня. Как заявлял в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи министр финансов РФ Антон Силуанов, цена отсечения в БК будет базироваться на уровне $ 40 за баррель, кроме того, возможен ее перерасчет с учетом долларовой инфляции (по итогам 2016 года она составила 2%). Таким образом, Силуанов допускал, что к 2019 году цена отсечения может вырасти на $ 2−2,5. При этом и глава Минфина, и глава Минэкономразвития Максим Орешкин признавали, что при нынешней конъюнктуре часть нефтегазовых доходов может быть израсходована дополнительно из-за того, что федеральные расходы бюджета могут возрасти. По сути, руководители экономического блока признавали, что впереди президентские выборы 2018 года, и они чреваты серьезными тратами. С другой стороны, смягчение бюджетного правила означает, что снова подвиснет вопрос с пополнением суверенных фондов. Напомним, уже третий год подряд Резервный фонд служит основным источником для закрытия дыры в госказне. В 2015 году на это было изъято 2,6 трлн. рублей, в 2016-м — 2,14 трлн. В результате на начало 2017 года в фонде осталось всего 972 млрд. рублей, которые также предполагалось потратить на дефицит, полностью опустошив эту кубышку. Однако повышение цен на нефть, плюс установление цены отсечения, при превышении которой доходы не идут на расходы, на уровне в $ 40 за баррель, дало Минфину шансы суммы в фондах почти полностью сохранить. По подсчетам Силуанова, при среднегодовой цене $ 50 за баррель бюджет получит дополнительно 1 трлн. рублей, а при $ 55 эта сумма вырастает уже до 1,4 трлн. Предполагалось, что немалая часть этих денег окажется в кубышке. Теперь же, получается, Минфину предлагают скорректировать планы. Смягчит ли кабмин бюджетное правило, на что будут потрачены нефтедоллары, которые минуют кубышку? — Когда Кудрин предлагал установить цену отсечения в $ 45 за баррель, с увеличением дефицита бюджета на 1−1,5%, он исходил из прогнозов ЦСР, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В этих прогнозах упор сделан на необходимость структурного перераспределения расходов бюджета в пользу статей, которые формируют качество человеческого капитала. Это здравоохранение, образование, наука и научные исследования, инфраструктура — все, что должно обеспечивать эффективность вложений в человеческий капитал, как главный элемент национальной конкурентоспособности. По расчетам ЦСР выходило, что к 2024 году необходимо повысить уровень расходов на 0,6−0,9% ВВП на каждую из перечисленных сфер. Ради этого Кудрин и предлагал пересмотреть цену отсечения. «СП»: — Но тот же Кудрин настаивал на необходимости сохранять суверенные резервы — «подушку безопасности» на случай кризиса… — По прогнозам, 25 мая мы все-таки пролонгируем соглашение с ОПЕК о сокращении добычи нефти. Вопрос, на мой взгляд, заключается только в сроке — на полгода продлять соглашение или сразу на год. Это означает, что по крайней мере в 2017 году ситуация на нефтяном рынке будет стабильной, а среднегодовая цена Brent составит около $ 55 за баррель. Многие аналитики, кстати, не исключают, что цена приблизится к $ 60 за баррель. Средняя цена российской Urals тоже растет — в январе-апреле она составила $ 52 баррель. Это существенно выше цены отсечения в $ 40 — правило, напомню, уже соблюдается, но законодательно не оформлено. Если соглашение с ОПЕК даст необходимый эффект, можно рассчитывать, что в 2018 году цена на нефть — даже с учетом американских сланцев — выйдет на уровень $ 60−65 за баррель. При таком раскладе и цены отсечения в $ 45 за баррель будет достаточно для пополнения суверенных фондов. По сути, глобального противоречия в позициях Минфина и Кудрина нет. Минфин считает, что правительство необходимо приучить жить экономно без оглядки на нефтяные цены. А глава ЦСР предлагает жестко увязать повышение цены отсечения с бюджетным маневром, при котором дополнительные нефтедоллары будут потрачены сугубо целевым образом. «СП»: — Каковы шансы, что кабмин пойдет на такой маневр? — Пока в план правительства не включаются ни меры по судебной реформе, ни по реформе правоохранительных органов, ни по перезагрузке экономики муниципальных объединений, ни по межбюджетным отношениям. Словом, очень многое остается в стороне, а это необходимые условия, с точки зрения ЦСР. С другой стороны, Силуанов и Орешкин преследуют вполне тактическую цель: заставить уже в 2017 году ведомства протягивать ножки по укороченной одежке. Думаю, можно было бы поначалу приучить правительство жить на $ 40 с барреля, а с 2019-го поднять планку до $ 45. «СП»: — Может ли кабмин поднять цену отсечения, но пустить «лишние» нефтедоллары не на здравоохранение и образование, а на решение предвыборных задач? — В условиях предвыборного года Кремль, руководствуясь электоральными предпочтениями, вполне может потратить дополнительные доходы на решение острых социальных проблем. Например, на поддержку ипотеки, индексацию пенсий работающим пенсионерам, подтягивание МРОТа к прожиточному минимуму. Но тут важно понимать: подобные меры будут носить разовый характер, и пойдут в ущерб инвестиционному росту экономики РФ.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl