«Турецкому потоку» пророчат крах - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Турецкому потоку» пророчат крах - «Экономика» 11:00 Пятница 0 518
12-05-2017, 11:00

«Турецкому потоку» пророчат крах - «Экономика»


«Турецкому потоку» пророчат крах - «Экономика»

Новый газопровод «Турецкий поток», запуск которого запланирован на 2019 год, рискует оказаться недозагруженным. По крайней мере, именно такие выводы содержатся в докладе аналитиков Оксфордского института энергетических исследований, который оказался в распоряжении «Лайф».

Эксперты пишут, что помимо «Турецкого потока», в 2020 к Турции должен быть присоединен еще один газопровод, азербайджанский TANAP. В первые годы по этой трубе в республику будет поступать 10 млрд. кубометров «голубого топлива» в год, а с 2026 — 31 млрд. кубов. В то же время, мощность первой нитки «Турецкого потока» составляет 15,75 млрд. кубометров газа в год.

Изначально планировалось, что все эти объемы будут востребованы, но теперь британские аналитики указывают на то, что внутреннее потребление в Турции сокращается, а, значит, двум газопроводом придется серьезно конкурировать между собой.

«Из-за политики Турции по снижению доли газа в энергетике мы ожидаем, что потребность Турции до 2025 года не составит больше 56 млрд куб. м в год, что на 10 млрд больше, чем в 2016 году. Таким образом, часть мощностей одного из газопроводов может остаться незадействованной», — говорится в докладе.

Турция действительно взяла курс на оптимизацию потребления газа. В 2016 году стране удалось впервые с 2009 снизить расход «голубого топлива» с 49 до 46 млрд. кубометров. Аналитики утверждают, что единственным драйвером роста потребления останется частный сектор.

Правда, пока что российский газ обходится дешевле азербайджанского на 10−15 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на это, в Стокгольмском арбитраже рассматривается спор между турецкой компанией BOTAS и «Газпромом» — турки требуют еще больше снизить цену на газ. Если исход прений будет не в пользу Турции, в дело вполне может вмешаться политика — турецкая сторона из принципа начнет закупать больше газа у Азербайджана, и тогда российская труда будет простаивать.

Напомним, что соглашение между правительствами РФ и Турции по проекту «Турецкий поток» было подписано 10 октября 2010 года после восстановления отношений между странами. В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром») и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки. Непосредственно строительство газопровода началось совсем недавно, 7 мая у российского побережья Черного моря.

Вторая нитка трубы рассчитана на газоснабжение стран Южной и Юго-Восточной Европы. Однако удастся ли реализовать этот проект или он так и останется «опционом» — вопрос открытый. Ранее проект «Южный поток» был приостановлен из-за противодействия руководства Евросоюза (а формально из-за того, что власти Болгарии не дали добро на осуществление проекта). Сейчас непросто проходит реализация проекта «Северный поток-2». Тем не менее, несмотря на политическую шумиху, которая окружает строительство, проект медленно продвигается вперед. Возможно, что и «Турецкий поток» в конечном итоге не только не окажется недозагруженным, но и начнет качать газ в Южную Европу. Хотя пока мнения экспертов в этом вопросе разделились.

— Очевидно, «Газпром» готов идти на определенные риски, — говорит эксперт-аналитик компании ФИНАМ Алексей Калачев. — Если газовый гигант реализует все свои запланированные в европейском направлении трубопроводные проекты, то с учетом остающегося работоспособным украинского транзита, он будет обладать транспортным ресурсом, избыточным по отношению к спросу на газ.

Даже в сокращенном виде, с четырех до двух ниток, «Турецкий поток» изначально наполовину рискован — одна ветка мощностью 15,75 млрд. кубометров предназначается для турецкого потребления, а вторая такая же — потенциально предназначена для транзита в Южную Европу, с которой пока не согласована.

«СП»: — А как насчет того, что «Газпрому» придется снижать цену из-за конкуренции с Азербайджаном?

— Турция, как и Евросоюз, как и всякая страна, заинтересована в обеспечении диверсификации источников поставок газа, чтобы не зависеть от одного поставщика. Это открывает возможности для ценового торга, и с этим придется считаться. Думаю, если и Европе удастся уравновесить «Газпром» прочими поставщиками, то все возражения по строительству новых российских газопроводов будут сняты. Однако вопрос, будут ли тогда «Газпрому» интересны эти затратные проекты при наличии высокой конкуренции на рынке газа.

С другой стороны, избыточные трубопроводные мощности, теоретически позволят «Газпрому» разнообразить доступные маршруты экспорта газа и, в определенной степени, обеспечить защиту от некоторых из возможных геополитических рисков.

Аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко считает, что все будет решать политика.

— Надо понимать, что данный вопрос целиком и полностью лежит в области политики, и все будет зависеть только от того курса, который изберет для себя турецкое правительство. Есть четкое понимание того, что Азербайджан может легко предложить гораздо более выгодную цену, чем российские компании: та же Грузия решила отказаться от поставок из России, хотя «Газпром» был готов снизить цену с 215 долл. за 1000 кубических метров до 185 долл. Потому что азербайджанская Socar изначально предлагала голубое топливо на 20 долларов выгоднее.

Думаю, ни для кого не секрет, что после распада СССР Баку делает ставку на сближение с Анкарой на почве общей истории и языка. Однако куда важнее понять, как далеко способен зайти Реджеп Эрдоган в своем стремлении показать ЕС свою независимость. В связи с этим необходимо внимательно следить за переговорами лидеров России и Турции для верной интерпретации возможного сближения двух стран.

Политолог, эксперт Центра прикладных исследований и программ Николай Пономарев считает предупреждения британских экспертов оправданными.

— На фоне того, что Анкара прикладывает значительные усилия в деле строительства Трансанатолийского газопровода, а масштабы спотовой торговли «голубым топливом» постоянно растут (в странах ЕС этот показатель превысил 60% от объема рынка), риски того, что «Турецкий поток» останется недозагруженным, действительно весьма велики.

«СП»: — А если газопровод будет продлен до Южной Европы?

— Ситуацию усугубляет то, что политическое руководство Турции всегда прохладно относилось к предложениям РФ проложить более одной нити газопровода. Официальная Анкара неоднократно подчеркивала, что создание газового хаба на базе «Турецкого потока» целиком и полностью зависит от позиции Евросоюза. Сама Турция проявляет заинтересованность в строительстве первой нитки газопровода, которая должна обеспечить собственные потребности южной соседки России в «голубом топливе».

Помимо этого, Анкара активно использует вопрос о расширении проекта для политического шантажа Москвы: в обмен на поддержку проекта газового хаба турки пытаются добиться скидки на поставляемый из России газ. Все это позволяет усомниться в том, что мощности газопровода будут использоваться в проектных объемах.

Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев, напротив, полагает, что создание энергетического хаба — это вопрос времени, а Азербайджан не сможет составить серьезную конкуренцию «Газпрому».

— «Турецкий поток» — это лишь первый шаг в создании в Турции полноценного энергетического хаба, который будет поставлять энергоресурсы в Европу, поэтому говорить о какой-либо недозагруженности проекта довольно странно. Дело в том, что даже в условиях снижения потребления в Турции, газопровод будет загруженным на 80% большую часть времени.

Что же касается азербайджанского газа, то эта история уже давно не актуальна, добыча газа на месторождении Шах Дениз сокращается. Даже в лучшие годы газ из этого месторождения не мог стать «якорным» для множества проектов, которые должны были лишить Россию монополии на газовом рынке Европы.


Новый газопровод «Турецкий поток», запуск которого запланирован на 2019 год, рискует оказаться недозагруженным. По крайней мере, именно такие выводы содержатся в докладе аналитиков Оксфордского института энергетических исследований, который оказался в распоряжении «Лайф». Эксперты пишут, что помимо «Турецкого потока», в 2020 к Турции должен быть присоединен еще один газопровод, азербайджанский TANAP. В первые годы по этой трубе в республику будет поступать 10 млрд. кубометров «голубого топлива» в год, а с 2026 — 31 млрд. кубов. В то же время, мощность первой нитки «Турецкого потока» составляет 15,75 млрд. кубометров газа в год. Изначально планировалось, что все эти объемы будут востребованы, но теперь британские аналитики указывают на то, что внутреннее потребление в Турции сокращается, а, значит, двум газопроводом придется серьезно конкурировать между собой. «Из-за политики Турции по снижению доли газа в энергетике мы ожидаем, что потребность Турции до 2025 года не составит больше 56 млрд куб. м в год, что на 10 млрд больше, чем в 2016 году. Таким образом, часть мощностей одного из газопроводов может остаться незадействованной», — говорится в докладе. Турция действительно взяла курс на оптимизацию потребления газа. В 2016 году стране удалось впервые с 2009 снизить расход «голубого топлива» с 49 до 46 млрд. кубометров. Аналитики утверждают, что единственным драйвером роста потребления останется частный сектор. Правда, пока что российский газ обходится дешевле азербайджанского на 10−15 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на это, в Стокгольмском арбитраже рассматривается спор между турецкой компанией BOTAS и «Газпромом» — турки требуют еще больше снизить цену на газ. Если исход прений будет не в пользу Турции, в дело вполне может вмешаться политика — турецкая сторона из принципа начнет закупать больше газа у Азербайджана, и тогда российская труда будет простаивать. Напомним, что соглашение между правительствами РФ и Турции по проекту «Турецкий поток» было подписано 10 октября 2010 года после восстановления отношений между странами. В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром») и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки. Непосредственно строительство газопровода началось совсем недавно, 7 мая у российского побережья Черного моря. Вторая нитка трубы рассчитана на газоснабжение стран Южной и Юго-Восточной Европы. Однако удастся ли реализовать этот проект или он так и останется «опционом» — вопрос открытый. Ранее проект «Южный поток» был приостановлен из-за противодействия руководства Евросоюза (а формально из-за того, что власти Болгарии не дали добро на осуществление проекта). Сейчас непросто проходит реализация проекта «Северный поток-2». Тем не менее, несмотря на политическую шумиху, которая окружает строительство, проект медленно продвигается вперед. Возможно, что и «Турецкий поток» в конечном итоге не только не окажется недозагруженным, но и начнет качать газ в Южную Европу. Хотя пока мнения экспертов в этом вопросе разделились. — Очевидно, «Газпром» готов идти на определенные риски, — говорит эксперт-аналитик компании ФИНАМ Алексей Калачев. — Если газовый гигант реализует все свои запланированные в европейском направлении трубопроводные проекты, то с учетом остающегося работоспособным украинского транзита, он будет обладать транспортным ресурсом, избыточным по отношению к спросу на газ. Даже в сокращенном виде, с четырех до двух ниток, «Турецкий поток» изначально наполовину рискован — одна ветка мощностью 15,75 млрд. кубометров предназначается для турецкого потребления, а вторая такая же — потенциально предназначена для транзита в Южную Европу, с которой пока не согласована. «СП»: — А как насчет того, что «Газпрому» придется снижать цену из-за конкуренции с Азербайджаном? — Турция, как и Евросоюз, как и всякая страна, заинтересована в обеспечении диверсификации источников поставок газа, чтобы не зависеть от одного поставщика. Это открывает возможности для ценового торга, и с этим придется считаться. Думаю, если и Европе удастся уравновесить «Газпром» прочими поставщиками, то все возражения по строительству новых российских газопроводов будут сняты. Однако вопрос, будут ли тогда «Газпрому» интересны эти затратные проекты при наличии высокой конкуренции на рынке газа. С другой стороны, избыточные трубопроводные мощности, теоретически позволят «Газпрому» разнообразить доступные маршруты экспорта газа и, в определенной степени, обеспечить защиту от некоторых из возможных геополитических рисков. Аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко считает, что все будет решать политика. — Надо понимать, что данный вопрос целиком и полностью лежит в области политики, и все будет зависеть только от того курса, который изберет для себя турецкое правительство. Есть четкое понимание того, что Азербайджан может легко предложить гораздо более выгодную цену, чем российские компании: та же Грузия решила отказаться от поставок из России, хотя «Газпром» был готов снизить цену с 215 долл. за 1000 кубических метров до 185 долл. Потому что азербайджанская Socar изначально предлагала голубое топливо на 20 долларов выгоднее. Думаю, ни для кого не секрет, что после распада СССР Баку делает ставку на сближение с Анкарой на почве общей истории и языка. Однако куда важнее понять, как далеко способен зайти Реджеп Эрдоган в своем стремлении показать ЕС свою независимость. В связи с этим необходимо внимательно следить за переговорами лидеров России и Турции для верной интерпретации возможного сближения двух стран. Политолог, эксперт Центра прикладных исследований и программ Николай Пономарев считает предупреждения британских экспертов оправданными. — На фоне того, что Анкара прикладывает значительные усилия в деле строительства Трансанатолийского газопровода, а масштабы спотовой торговли «голубым топливом» постоянно растут (в странах ЕС этот показатель превысил 60% от объема рынка), риски того, что «Турецкий поток» останется недозагруженным, действительно весьма велики. «СП»: — А если газопровод будет продлен до Южной Европы? — Ситуацию усугубляет то, что политическое руководство Турции всегда прохладно относилось к предложениям РФ проложить более одной нити газопровода. Официальная Анкара неоднократно подчеркивала, что создание газового хаба на базе «Турецкого потока» целиком и полностью зависит от позиции Евросоюза. Сама Турция проявляет заинтересованность в строительстве первой нитки газопровода, которая должна обеспечить собственные потребности южной соседки России в «голубом топливе». Помимо этого, Анкара активно использует вопрос о расширении проекта для политического шантажа Москвы: в обмен на поддержку проекта газового хаба турки пытаются добиться скидки на поставляемый из России газ. Все это позволяет усомниться в том, что мощности газопровода будут использоваться в проектных объемах. Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев, напротив, полагает, что создание энергетического хаба — это вопрос времени, а Азербайджан не сможет составить серьезную конкуренцию «Газпрому». — «Турецкий поток» — это лишь первый шаг в создании в Турции полноценного энергетического хаба, который будет поставлять энергоресурсы в Европу, поэтому говорить о какой-либо недозагруженности проекта довольно странно. Дело в том, что даже в условиях снижения потребления в Турции, газопровод будет загруженным на 80% большую часть времени. Что же касается азербайджанского газа, то эта история уже давно не актуальна, добыча газа на месторождении Шах Дениз сокращается. Даже в лучшие годы газ из этого месторождения не мог стать «якорным» для множества проектов, которые должны были лишить Россию монополии на газовом рынке Европы.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 934 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl