Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути - «Экономика» 12:00 Вторник 0 576
16-05-2017, 12:00

Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути - «Экономика»


Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути - «Экономика»

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил, что Пекин в рамках международного форума «Один пояс — один путь» намерен подписать торговые и бизнес-соглашения с несколькими десятками стран. Такое заявление он сделал 14 мая, открывая форум.

«В ходе форума Китай намерен подписать договоры с более чем 30 странами, а также начать консультации по соглашениям о создании зон свободной торговли с соответствующими государствами», — сказал Си Цзиньпин.

Владимир Путин, чьё выступление стало одним из главных на форуме, отметил рост товарооборота между Россией и Китаем, а также положительно отозвался о перспективах проекта, который неофициально называют Новый шёлковый путь.

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в свою очередь, во время приветственной речи заявил, что тоже рад очередной встрече с российским лидером, и выразил надежду, что она придаст новый импульс развитию двусторонних связей. «Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особое внимание развитию отношений с РФ», — отметил он.


Напомним, ещё в 2013 году власти КНР объявили о новой стратегии экономического развития «Один пояс — один путь», которая направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии.

Под этим подразумевается создание торговых коридоров для поставок товаров с Востока на Запад по оптимальным маршрутам и на наиболее выгодных для сторон условиях.

Между тем, обращает внимание, что Россия не является официальным участником данного проекта, и об инвестициях Китая в транспортную инфраструктуру нашей страны дальше разговоров дело пока не идёт, о чём уже рассказывала «Свободная пресса». Есть ли шанс, что после данного форума дело сдвинется с мёртвой точки?

— Хотел бы заметить, что для России на этом форуме не идёт речь о заключении договоров, способных принести быструю выгоду — говорит доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы Алексей Маслов. — Надо понимать, что мы даже не являемся официальными партнёрами Поднебесной по проекту «Один пояс — один путь» или как его ещё называют Новый шёлковый путь. Поэтому в отличие от стран, которые подписали с Китаем определённые отношения, мы на данный момент не можем рассчитывать на большие инвестиции восточного соседа в нашу транспортную инфраструктуру. Тем не менее, мы показываем, что проект нам интересен, и мы готовы в перспективе участвовать в нём. Это пока, скорее, политическая позиция, чем экономическая.

И то, что Путин открывал этот форум, не будучи даже президентом страны-участницы этого проекта — особый знак уважения Китая к России, понимания общих стратегических интересов.

«СП»: — Почему мы не стали участниками проекта, который мог бы привести в страну не один миллиард инвестиций, ведь в нашем правительстве только и говорят о необходимости привлечения иностранных капиталов в Россию?

— Надо понимать, что инвестиции, тем более такие большие, всегда даются под определённые условия. У России ещё до того, как Китай начал реализовывать проект Нового шёлкового пути, были предложения к соседу по модернизации нашей транспортной инфраструктуры, но соседи на это не пошли. Теперь же получается, что России как бы предлагается участвовать в чужом проекте, по уже установленным китайцами правилам.

Транспортная инфраструктура при наших пространствах для нас очень важна, особенно, это касается Сибири и Дальнего Востока. У нас там всего две крупные железнодорожные артерии — Транссиб и БАМ. БАМ китайцам сегодня неинтересен из-за малых пропускных способностей. А пропускную способность Транссиба они хотели бы увеличить в 3 с лишним раза. С одной стороны, у нас даже подготовлены конкретные предложения, что надо сделать для этого. Но непонятно, что мы будем иметь в конечном счёте. Поскольку при сохранении того положения, что есть сейчас, нам достаточно тех пропускных способностей Транссиба, что уже есть.

Мы заинтересованы в том, чтобы Китай инвестировал или иным способом участвовал в наших инфраструктурных проектах, чтобы это, в итоге, приводило, например, к развитию нашей промышленности, станкостроения. Китай же, в свою очередь, главным образом, озабочен в сбыте своих товаров в Европу по кратчайшему и наиболее удобному пути.

А пока получается, что Китай не очень-то стремится закупать у нас даже сельскохозяйственную продукцию. При том, что более 60% продовольствия Поднебесная закупает за рубежом, там не стремятся усиливать долю российского экспорта. В то время как, например, в Забайкальском крае есть избыток производства мяса и мясной продукции, на Алтае перепроизводство зерна и муки. Всё это могло бы уходить в Китай, но там, повторяю, стараются максимально диверсифицировать закупки.

«СП»: — Но мы в любом случае за то, что согласимся модернизировать «мост» между Китаем и Европой, получим какие-то транзитные дивиденды.

— Пока, насколько я понимаю, нет чётких расчётов, какова же будет наша выгода. В любом случае, для нас важна политическая составляющая данного проекта — именно политическая. Ведь Китай, запуская Новый шёлковый путь, по сути, предлагает альтернативный американскому вариант глобализации. Нам важна эта альтернатива, потому мы и поддерживаем проект.

— Сегодня Россия и Китай уже не просто экономические партнёры, — считает президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. — Наше стратегическое сотрудничество приобретает черты союзнических отношений.

Перспективы нашего взаимодействия большие, в том числе в отношении транзита китайских товаров в Европу. Как по Севморпути, так и через сухопутную территорию России.

«СП»: — Между тем, наш Транссиб нуждается в модернизации, если его использовать именно как часть проекта «Один пояс — один путь». Почему же дело застопорилось?

— Можно обратиться к цифрам. Китайцы уже порядка 100 миллиардов долларов вложили в инфраструктурные проекты по всему миру. При этом на проекты, связанные с Россией, приходится всего 1% этих средств. Это при том, что у нас огромная совместная граница, и мы постоянно декларируем высокий уровень наших отношений

Хочу заметить, что Китай сам привлёк огромные инвестиции за последние 30 лет, там знают, как надо создавать условия для привлечения средств.


Я думаю, что проблема в том, что мы сами опасаемся инвестиций как таковых, особенно, когда они связаны с Китаем. Например, существует устойчивый миф о том, что китайцы привлекают на зарубежные стройки исключительно собственную рабочую силу. А потом этих китайцев, дескать, «не выгонишь». Это не так. Китайцы обычно взвешивают, есть ли необходимый трудовой потенциал в той стране, где они что-то делают. И только при нехватке внутренних трудовых ресурсов привлекают рабочих из самого Китая. В Москве, например, китайские компании при строительстве крупных объектов не раз уже обходились без китайских рабочих, при том, что имели разрешение привлекать иностранную рабочую силу.

«СП»: — Индия произвела некоторый демарш в отношении проекта «Один пояс — один путь». Территориальный спор между Индией и Пакистаном может помешать Новому шёлковому пути?

— Я уверен, что нет. Такие вопросы решаются на уровне дипломатов. Должна быть проведена дипломатическая работа для сглаживания всех недоразумений.


Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил, что Пекин в рамках международного форума «Один пояс — один путь» намерен подписать торговые и бизнес-соглашения с несколькими десятками стран. Такое заявление он сделал 14 мая, открывая форум. «В ходе форума Китай намерен подписать договоры с более чем 30 странами, а также начать консультации по соглашениям о создании зон свободной торговли с соответствующими государствами», — сказал Си Цзиньпин. Владимир Путин, чьё выступление стало одним из главных на форуме, отметил рост товарооборота между Россией и Китаем, а также положительно отозвался о перспективах проекта, который неофициально называют Новый шёлковый путь. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в свою очередь, во время приветственной речи заявил, что тоже рад очередной встрече с российским лидером, и выразил надежду, что она придаст новый импульс развитию двусторонних связей. «Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особое внимание развитию отношений с РФ», — отметил он. Напомним, ещё в 2013 году власти КНР объявили о новой стратегии экономического развития «Один пояс — один путь», которая направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Под этим подразумевается создание торговых коридоров для поставок товаров с Востока на Запад по оптимальным маршрутам и на наиболее выгодных для сторон условиях. Между тем, обращает внимание, что Россия не является официальным участником данного проекта, и об инвестициях Китая в транспортную инфраструктуру нашей страны дальше разговоров дело пока не идёт, о чём уже рассказывала «Свободная пресса». Есть ли шанс, что после данного форума дело сдвинется с мёртвой точки? — Хотел бы заметить, что для России на этом форуме не идёт речь о заключении договоров, способных принести быструю выгоду — говорит доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы Алексей Маслов. — Надо понимать, что мы даже не являемся официальными партнёрами Поднебесной по проекту «Один пояс — один путь» или как его ещё называют Новый шёлковый путь. Поэтому в отличие от стран, которые подписали с Китаем определённые отношения, мы на данный момент не можем рассчитывать на большие инвестиции восточного соседа в нашу транспортную инфраструктуру. Тем не менее, мы показываем, что проект нам интересен, и мы готовы в перспективе участвовать в нём. Это пока, скорее, политическая позиция, чем экономическая. И то, что Путин открывал этот форум, не будучи даже президентом страны-участницы этого проекта — особый знак уважения Китая к России, понимания общих стратегических интересов. «СП»: — Почему мы не стали участниками проекта, который мог бы привести в страну не один миллиард инвестиций, ведь в нашем правительстве только и говорят о необходимости привлечения иностранных капиталов в Россию? — Надо понимать, что инвестиции, тем более такие большие, всегда даются под определённые условия. У России ещё до того, как Китай начал реализовывать проект Нового шёлкового пути, были предложения к соседу по модернизации нашей транспортной инфраструктуры, но соседи на это не пошли. Теперь же получается, что России как бы предлагается участвовать в чужом проекте, по уже установленным китайцами правилам. Транспортная инфраструктура при наших пространствах для нас очень важна, особенно, это касается Сибири и Дальнего Востока. У нас там всего две крупные железнодорожные артерии — Транссиб и БАМ. БАМ китайцам сегодня неинтересен из-за малых пропускных способностей. А пропускную способность Транссиба они хотели бы увеличить в 3 с лишним раза. С одной стороны, у нас даже подготовлены конкретные предложения, что надо сделать для этого. Но непонятно, что мы будем иметь в конечном счёте. Поскольку при сохранении того положения, что есть сейчас, нам достаточно тех пропускных способностей Транссиба, что уже есть. Мы заинтересованы в том, чтобы Китай инвестировал или иным способом участвовал в наших инфраструктурных проектах, чтобы это, в итоге, приводило, например, к развитию нашей промышленности, станкостроения. Китай же, в свою очередь, главным образом, озабочен в сбыте своих товаров в Европу по кратчайшему и наиболее удобному пути. А пока получается, что Китай не очень-то стремится закупать у нас даже сельскохозяйственную продукцию. При том, что более 60% продовольствия Поднебесная закупает за рубежом, там не стремятся усиливать долю российского экспорта. В то время как, например, в Забайкальском крае есть избыток производства мяса и мясной продукции, на Алтае перепроизводство зерна и муки. Всё это могло бы уходить в Китай, но там, повторяю, стараются максимально диверсифицировать закупки. «СП»: — Но мы в любом случае за то, что согласимся модернизировать «мост» между Китаем и Европой, получим какие-то транзитные дивиденды. — Пока, насколько я понимаю, нет чётких расчётов, какова же будет наша выгода. В любом случае, для нас важна политическая составляющая данного проекта — именно политическая. Ведь Китай, запуская Новый шёлковый путь, по сути, предлагает альтернативный американскому вариант глобализации. Нам важна эта альтернатива, потому мы и поддерживаем проект. — Сегодня Россия и Китай уже не просто экономические партнёры, — считает президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. — Наше стратегическое сотрудничество приобретает черты союзнических отношений. Перспективы нашего взаимодействия большие, в том числе в отношении транзита китайских товаров в Европу. Как по Севморпути, так и через сухопутную территорию России. «СП»: — Между тем, наш Транссиб нуждается в модернизации, если его использовать именно как часть проекта «Один пояс — один путь». Почему же дело застопорилось? — Можно обратиться к цифрам. Китайцы уже порядка 100 миллиардов долларов вложили в инфраструктурные проекты по всему миру. При этом на проекты, связанные с Россией, приходится всего 1% этих средств. Это при том, что у нас огромная совместная граница, и мы постоянно декларируем высокий уровень наших отношений Хочу заметить, что Китай сам привлёк огромные инвестиции за последние 30 лет, там знают, как надо создавать условия для привлечения средств. Я думаю, что проблема в том, что мы сами опасаемся инвестиций как таковых, особенно, когда они связаны с Китаем. Например, существует устойчивый миф о том, что китайцы привлекают на зарубежные стройки исключительно собственную рабочую силу. А потом этих китайцев, дескать, «не выгонишь». Это не так. Китайцы обычно взвешивают, есть ли необходимый трудовой потенциал в той стране, где они что-то делают. И только при нехватке внутренних трудовых ресурсов привлекают рабочих из самого Китая. В Москве, например, китайские компании при строительстве крупных объектов не раз уже обходились без китайских рабочих, при том, что имели разрешение привлекать иностранную рабочую силу. «СП»: — Индия произвела некоторый демарш в отношении проекта «Один пояс — один путь». Территориальный спор между Индией и Пакистаном может помешать Новому шёлковому пути? — Я уверен, что нет. Такие вопросы решаются на уровне дипломатов. Должна быть проведена дипломатическая работа для сглаживания всех недоразумений.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl