Арктические острова Медведева: Миллиарды на дно моря - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Арктические острова Медведева: Миллиарды на дно моря - «Экономика» 16:00 Вторник 0 553
20-06-2017, 16:00

Арктические острова Медведева: Миллиарды на дно моря - «Экономика»


Арктические острова Медведева: Миллиарды на дно моря - «Экономика»

Материал комментируют:

Игорь Юшков

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании четырех искусственных островов в Кольском заливе Баренцева моря. Насыпать их будет ООО «Кольская верфь» (дочернее предприятие ОАО «Новатэк»). Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Из него следует, что «Кольская верфь» собирается заключить договор с Росморречфлотом. А острова насыпаются не просто так, а для реализации проекта под названием «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».

Ранее сообщалось, что «Новатэк» инвестирует в проект более 25 миллиардов рублей. Проектом предусмотрено создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты — железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. Предполагается, что строительство Центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет, привлечь в регион дополнительные инвестиции и способствовать процессу импортозамещения и локализации технологий.


Острова планируют создать рядом с селом Белокаменка Мурманской области. Они будут возводиться в рамках проектов «Арктик-СПГ-1» и «Арктик-СПГ-2», предполагающих, в частности, освоение месторождение Гыдана в Обской губе Карского моря. Строительство верфи может начаться до конца года, первые плавучие СПГ-заводы будут заложены в 2018 году. Возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется завершить к 2020 году.

Первый вопрос, который возникает при ознакомлении с данной информацией — зачем вбухивать миллиарды в строительство новых островов? У нас ведь не Япония, где не хватает земли.

Жители Мурманской области скептически комментируют новость. Вот что пишет в «Фейсбуке» журналист из города Полярный Игорь Опимах: «Все читали? Медведев распорядился построить в Баренцевом море четыре острова. На сайте правительства уточняют: в среднем колене Кольского залива. Похоже, что хана придет губе Рослякова и особенно губе Грязной, там мелко, самое то — засыпать осушку и профанфарить: мы создали искусственные острова.

— Действительно, затея со строительством островов вызывает много вопросов, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Изначально проект был заявлен иначе — предполагалось, что работы по сжижению газа буду вестись на берегу Кольского залива в посёлке Белокаменка. Там планировалось построить два сухих дока, заложить основания для установок по сжижению газа. Эти установки должны были доставить в Обскую губу, соединить в единый завод СПГ, газ для которого будет поставляться с месторождений в этом районе. В частности, с Гыданского полуострова.

«Новатэк» уже выиграл несколько аукционов по разработке месторождений газа, предварительно пролоббировав условие, что газ с этих месторождений необходимо сжижать. А так как кроме этой компании никто в России строительством заводов СПГ особенно не занимается, то «Новотэк» является единственным, по сути, участником данных аукционов.

Теперь, чтобы осваивать полученную ресурсную базу, компания озаботилась строительством того, что официально называется «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Хотя что там будут строить — непонятно. Сначала говорили — будет только нижняя часть той самой плавучей платформы. Потом — что будет некая верхняя надстройка. Но зачем для этого необходимы искусственные острова — понять сложно. Тем более что сумма выделяется на это очень большая.

«СП»: — В целом проект «Арктик-СПГ» дорогой?

— Изначальный смысл проекта строительства Центра в Кольском заливе был как раз в том, чтобы реализовывать его в довольно развитом районе Заполярья. То есть развить и модернизировать что-то, что уже построено, сэкономив на этом. Иначе можно было создавать всё с нуля ближе к месту газодобычи — на Ямале.

«Новотэк» не раз заявлял, что «Арктик-СПГ» будет на треть дешевле, чем «Ямал-СПГ», который уже реализуется. Удешевление планировалось достичь за счёт расположения заводов по сжижению газа на гравитационных платформах. Видимо, на примере «Ямала-СПГ» они поняли, что строительство завода на суше в условиях вечной мерзлоты - недешёвое удовольствие. Тем более в условиях, когда вечная мерзлота тает, и земля под заводом СПГ может превратиться в болото.

А ещё значительную часть оборудования приходится завозить самолётами. Совсем недавно на Ямале приземлился очередной «Руслан» с 70 тоннами оборудования на борту. Всё это сложно и дорого.

Кроме того, в проекте «Ямал-СПГ» очень разноплановая кооперация: технологию по сжижению газа брали у американцев, сами установки по сжижению собирались в Китае, которые после этого везли на Ямал в порт Сабетта.

Думаю, что как раз проектом по строительству плавучего завода СПГ «Новатэк» пытается привлечь инвесторов. Однако когда реализовывался проект «Ямал-СПГ», углеводороды стоили дорого, поэтому инвесторов найти было несложно. Сейчас — иная картина. Компания пытается сэкономить, сделав проект чисто внутрироссийским. И заодно создать Центр по технологиям СПГ. То есть, с одной стороны, они стремятся вписаться в программу импортозамещения, а с другой — привлечь иностранных инвесторов. Таким образом, появляется шанс получить от государства денег, которые как бы пойдут на развитие мурманского транспортного узла.

Я думаю, что «Новатэк» хочет ещё реабилитироваться в глазах правительства России в том смысле, что «Ямал-СПГ» практически полностью был реализован на импортном оборудовании и при участии зарубежных компаний — немецких, американских, китайских, — российского там было не так много. При том, что строительство порта Сабетта и дноуглубительные работы велись за государственный счёт. То есть имела место «национализация издержек» и «приватизация» прибыли от проекта. В этот раз хотят показать, что всё будет иначе, однако никто до сих пор внятно не объяснил, для чего нужны насыпные острова. То есть «экономный» проект начинается с сомнительных трат.

«СП»: — Как на проекте «СПГ-Арктик» могут отразиться санкции? Известно, что США наложили запрет на поставки оборудования для добычи углеводородов на шельфе?

— Санкции пока касаются только добычи нефти, хотя часто трудно разделить её от добычи газа. Обычно эти виды углеводородов соседствуют. Европейцы ещё при администрации Барака Обамы уговорили американцев, чтобы те не облагали санкциями газовую отрасль России. К тому же месторождения, которые разрабатывает «Новатэк» сейчас, в основном находятся в Обской губе и считаются не шельфовыми, а просто морскими. Тем не менее, насколько я располагаю информацией, по этому проекту все поставки уже завершены. Компания торопилась закупить оборудование вперёд на тот случай, если американцы всё же обложат санкциями и газодобывающую отрасль в России.

«СП»: — Государство несёт риски, если проекты частной компании «Новотэк» окажутся нерентабельными?

— Государственное участие в компании чуть меньше 10%. Если говорить о проекте «Ямал-СПГ», государство выделило на его реализацию порядка 300 миллиардов рублей. Если предположить, что по причине резкого снижения цен на углеводороды добыча арктического газа долгое время будет нерентабельной и компания обанкротится, то возвращение этой суммы государству — довольно проблематично. Кроме того, на довольно долгое время «Новатэк» освобождён от выплаты экспортных пошлин, от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Пока что государству очень немногое достаётся от арктических проектов «Новатэка».


— Пока информации о проекте до нас доводится крайне мало, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Думаю, что в детали посвящены буквально единицы специалистов, приближённых к руководству «Новатэка». Известно, что ставка будет сделана не на стационарный СПГ на берегу, а на плавающую платформу. Но для чего при этом нужны насыпные острова, да ещё так далеко от места газодобычи — совершенно непонятно. Например, компания Royal Dutch Shell реализует подобный проект с плавучим заводом СПГ в Австралии, но никаких островов для этого насыпать не планирует.


Материал комментируют: Игорь Юшков Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании четырех искусственных островов в Кольском заливе Баренцева моря. Насыпать их будет ООО «Кольская верфь» (дочернее предприятие ОАО «Новатэк»). Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Из него следует, что «Кольская верфь» собирается заключить договор с Росморречфлотом. А острова насыпаются не просто так, а для реализации проекта под названием «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Ранее сообщалось, что «Новатэк» инвестирует в проект более 25 миллиардов рублей. Проектом предусмотрено создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты — железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. Предполагается, что строительство Центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет, привлечь в регион дополнительные инвестиции и способствовать процессу импортозамещения и локализации технологий. Острова планируют создать рядом с селом Белокаменка Мурманской области. Они будут возводиться в рамках проектов «Арктик-СПГ-1» и «Арктик-СПГ-2», предполагающих, в частности, освоение месторождение Гыдана в Обской губе Карского моря. Строительство верфи может начаться до конца года, первые плавучие СПГ-заводы будут заложены в 2018 году. Возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется завершить к 2020 году. Первый вопрос, который возникает при ознакомлении с данной информацией — зачем вбухивать миллиарды в строительство новых островов? У нас ведь не Япония, где не хватает земли. Жители Мурманской области скептически комментируют новость. Вот что пишет в «Фейсбуке» журналист из города Полярный Игорь Опимах: «Все читали? Медведев распорядился построить в Баренцевом море четыре острова. На сайте правительства уточняют: в среднем колене Кольского залива. Похоже, что хана придет губе Рослякова и особенно губе Грязной, там мелко, самое то — засыпать осушку и профанфарить: мы создали искусственные острова. — Действительно, затея со строительством островов вызывает много вопросов, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Изначально проект был заявлен иначе — предполагалось, что работы по сжижению газа буду вестись на берегу Кольского залива в посёлке Белокаменка. Там планировалось построить два сухих дока, заложить основания для установок по сжижению газа. Эти установки должны были доставить в Обскую губу, соединить в единый завод СПГ, газ для которого будет поставляться с месторождений в этом районе. В частности, с Гыданского полуострова. «Новатэк» уже выиграл несколько аукционов по разработке месторождений газа, предварительно пролоббировав условие, что газ с этих месторождений необходимо сжижать. А так как кроме этой компании никто в России строительством заводов СПГ особенно не занимается, то «Новотэк» является единственным, по сути, участником данных аукционов. Теперь, чтобы осваивать полученную ресурсную базу, компания озаботилась строительством того, что официально называется «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Хотя что там будут строить — непонятно. Сначала говорили — будет только нижняя часть той самой плавучей платформы. Потом — что будет некая верхняя надстройка. Но зачем для этого необходимы искусственные острова — понять сложно. Тем более что сумма выделяется на это очень большая. «СП»: — В целом проект «Арктик-СПГ» дорогой? — Изначальный смысл проекта строительства Центра в Кольском заливе был как раз в том, чтобы реализовывать его в довольно развитом районе Заполярья. То есть развить и модернизировать что-то, что уже построено, сэкономив на этом. Иначе можно было создавать всё с нуля ближе к месту газодобычи — на Ямале. «Новотэк» не раз заявлял, что «Арктик-СПГ» будет на треть дешевле, чем «Ямал-СПГ», который уже реализуется. Удешевление планировалось достичь за счёт расположения заводов по сжижению газа на гравитационных платформах. Видимо, на примере «Ямала-СПГ» они поняли, что строительство завода на суше в условиях вечной мерзлоты - недешёвое удовольствие. Тем более в условиях, когда вечная мерзлота тает, и земля под заводом СПГ может превратиться в болото. А ещё значительную часть оборудования приходится завозить самолётами. Совсем недавно на Ямале приземлился очередной «Руслан» с 70 тоннами оборудования на борту. Всё это сложно и дорого. Кроме того, в проекте «Ямал-СПГ» очень разноплановая кооперация: технологию по сжижению газа брали у американцев, сами установки по сжижению собирались в Китае, которые после этого везли на Ямал в порт Сабетта. Думаю, что как раз проектом по строительству плавучего завода СПГ «Новатэк» пытается привлечь инвесторов. Однако когда реализовывался проект «Ямал-СПГ», углеводороды стоили дорого, поэтому инвесторов найти было несложно. Сейчас — иная картина. Компания пытается сэкономить, сделав проект чисто внутрироссийским. И заодно создать Центр по технологиям СПГ. То есть, с одной стороны, они стремятся вписаться в программу импортозамещения, а с другой — привлечь иностранных инвесторов. Таким образом, появляется шанс получить от государства денег, которые как бы пойдут на развитие мурманского транспортного узла. Я думаю, что «Новатэк» хочет ещё реабилитироваться в глазах правительства России в том смысле, что «Ямал-СПГ» практически полностью был реализован на импортном оборудовании и при участии зарубежных компаний — немецких, американских, китайских, — российского там было не так много. При том, что строительство порта Сабетта и дноуглубительные работы велись за государственный счёт. То есть имела место «национализация издержек» и «приватизация» прибыли от проекта. В этот раз хотят показать, что всё будет иначе, однако никто до сих пор внятно не объяснил, для чего нужны насыпные острова. То есть «экономный» проект начинается с сомнительных трат. «СП»: — Как на проекте «СПГ-Арктик» могут отразиться санкции? Известно, что США наложили запрет на поставки оборудования для добычи углеводородов на шельфе? — Санкции пока касаются только добычи нефти, хотя часто трудно разделить её от добычи газа. Обычно эти виды углеводородов соседствуют. Европейцы ещё при администрации Барака Обамы уговорили американцев, чтобы те не облагали санкциями газовую отрасль России. К тому же месторождения, которые разрабатывает «Новатэк» сейчас, в основном находятся в Обской губе и считаются не шельфовыми, а просто морскими. Тем не менее, насколько я располагаю информацией, по этому проекту все поставки уже завершены. Компания торопилась закупить оборудование вперёд на тот случай, если американцы всё же обложат санкциями и газодобывающую отрасль в России. «СП»: — Государство несёт риски, если проекты частной компании «Новотэк» окажутся нерентабельными? — Государственное участие в компании чуть меньше 10%. Если говорить о проекте «Ямал-СПГ», государство выделило на его реализацию порядка 300 миллиардов рублей. Если предположить, что по причине резкого снижения цен на углеводороды добыча арктического газа долгое время будет нерентабельной и компания обанкротится, то возвращение этой суммы государству — довольно проблематично. Кроме того, на довольно долгое время «Новатэк» освобождён от выплаты экспортных пошлин, от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Пока что государству очень немногое достаётся от арктических проектов «Новатэка». — Пока информации о проекте до нас доводится крайне мало, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Думаю, что в детали посвящены буквально единицы специалистов, приближённых к руководству «Новатэка». Известно, что ставка будет сделана не на стационарный СПГ на берегу, а на плавающую платформу. Но для чего при этом нужны насыпные острова, да ещё так далеко от места газодобычи — совершенно непонятно. Например, компания Royal Dutch Shell реализует подобный проект с плавучим заводом СПГ в Австралии, но никаких островов для этого насыпать не планирует.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl