Скандал с поставкой двух турбин немецкой компании Siemens для электростанций в Крыму, о котором писала «СП», набирает обороты. Министерство экономики ФРГ потребовало, чтобы концерн уважал санкции Евросоюза и отказался от поставок. В то же время, в самой компании заявили, что турбины были поставлены на полуостров обманным путем.
По словам представителей Siemens, в 2015 году российская инжиниринговая компания «Технопромэкспорт» заключила контракт на поставку четырех турбин на юг России, в Тамань. Представители компании заверяли немцев, что в Крым оборудование поставлено не будет.
Теперь, как сообщают СМИ, Siemens, чтобы снять с себя обвинения в нарушении санкций, планирует обратиться в суд и подать иск против «Технопромэкспорта» (Что и было сделано — см. ниже — ред). Немецкий концерн также намерен предотвратить установку и обслуживание турбин на Севастопольской и Симферопольской ТЭС, которыми должна была заниматься российская компания «Интеравтоматика». При этом Siemens является владельцем 45,7% акций компании.
10 июля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что «в Крыму устанавливаются турбины российского производства, собранные из российских компонентов». Технически это не совсем неверно. Как сообщают СМИ, скандальные агрегаты SGT5−2000E были произведены на петербургском заводе «Сименс технологии газовых турбин». А в «Технопромэкспорте» заявили, что закупили четыре комплекта турбин для крымских энергообъектов на вторичном рынке, а затем модернизировали их силами российских заводов и инжиниринговых компаний.
Часть экспертов считает, что этого достаточно для того, чтобы считать турбины уже новым продуктом, на который никакие санкции не распространяются, часть же утверждает, что это все равно агрегаты Siemens, так как заменить можно только ограниченное число компонентов.
10 июля министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что первые блоки теплоэлектростанций (ТЭС) в Крыму по-прежнему планируется запустить в первом квартале 2018 года, несмотря на ситуацию с компанией Siemens. Кстати, изначально планировалось, что первая очередь будет сдана уже к сентябрю 2017, но сроки были сдвинуты как раз из-за проблем с поставкой турбин.
«Там необходимо строительство генерации, и компания реализует проект в соответствии с теми техническими решениями, которые были приняты, и действующим законодательством», — сказал министр.
11 июля посол Германии в России Рюдигер Фон Фрич заявил, что если компания Siemens действительно была обманута, это может стать ударом по инвестициям в Россию. Он также призвал российские власти расследовать инцидент.
«Есть все основания полагать, что если то, что произошло, является правдой, то Siemens была серьезно обманута, и это было нарушением контракта, серьезным подрывом доверия и очень сильным ударом по инвестициям в Россию», — заявил Фон Фрич.
Опрошенные «СП» юристы, впрочем, считают, что в худшем случае, дело завершится штрафными санкциями.
— Скорее всего, ситуация с турбинами закончится только экономическими последствиями, — считает председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. — Так, например, прекратит свою работу в Крыму дочерняя структура Siemens — компания «Интеравтоматика», которая занимается сервисным обслуживанием оборудования в РФ.
Помимо этого, возможно взыскание денежных средств за нарушение договорных обязательств, однако при условии, что это нарушение будет доказано. Даже если поставка в Крым была, то не так просто будет доказать, что турбины не были модернизированы до такого состояния, что их больше нельзя считать продуктом Siemens. Что касается уголовного расследования, которое собирается инициировать Siemens, то вряд ли оно даст какие-либо результаты.
— В этой ситуации последует иск от Siemens к потребителю услуг, то есть к дочерней структуре «Ростеха», которая заказывала турбины для Таманского проекта, — объясняет партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. — Если будет доказано, что турбины действительно перенаправлены в Крым для другого проекта, то компании грозит ответственность за нарушение договора.
Важно оговориться, что ответственность появится в случае, если в документах действительно прописано, что физически турбины не могут использоваться на других проектах без письменного согласия поставщика. Однако вряд ли дело дойдет до уголовного преследования.
Siemens в этой ситуации — потерпевшая сторона, которая предприняла все меры для того, чтобы турбины не были использованы в Крыму, но в данной ситуации полностью контролировать процесс невозможно. Скорее всего, если будет доказано, что турбины и правда «уехали» в нарушение обязательств контракта, дочка «Ростеха» будет вынуждена заплатить убытки, которые понес Siemens. Оценивать эти убытки, вероятно, будут в судебном порядке, но они вряд ли будут космические. Скорее, данное судебное разбирательство Siemens нужно для того, чтобы сохранить лицо. Этот случай вряд ли повлияет на дальнейшее сотрудничество Siemens с российскими проектами.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что оптимальным вариантом было бы оставить турбины на территории полуострова, достигнув соглашения с Siemens.
— Это сложный юридический вопрос. Если бы речь шла о том, что из Германии в Россию были поставлены турбины и по условиям контракта они должны были быть установлены в конкретное место, это одно дело. Но эти турбины были произведены на территории России при участии немецкого концерна, потом проданы и перепроданы.
Чисто коммерчески для Siemens лучше было бы, чтобы эта тема вообще не поднималась. Им не хватает рынка сбыта газовых турбин, а Россия традиционно была для них хорошим заказчиком в плане загрузки мощностей. Обострения приведут только к тому, что страна может вообще отказаться от услуг данной компании. Но так как сейчас СМИ уже раздули эту ситуацию, все стороны будут очень внимательно изучать юридические аспекты документов, которых нет в открытом доступе. На каких условиях были поставлены турбины, какие компании их перепродавали, распространяются ли западные санкции на агрегаты, произведенные на территории России и множество других нюансов.
Оптимальным вариантом для всех сторон было бы, если бы выяснилось, что в итоге нарушений со стороны Siemens не было и санкции на эти турбины не распространяются. Это устроило бы всех. Но сейчас Siemens нужна аргументация, которая показала бы в Европе, что они ничего не нарушают, и они будут ее искать. А детали закопаны в контракты, которых мы пока не видели.
«СП»: — То есть тот факт, что Siemens собирается подавать иск, еще не говорит о том, что это обязательно приведет к отзыву турбин, новым штрафным санкциям и так далее?
— Компанию Siemens обвинили в нарушении европейского законодательства. Если она ничего не будет делать, на нее могут наложить очень большие штрафы. Естественно, теперь она изображает возмущение и активную деятельность. Но вполне возможно, что в контрактах и во всей этой ситуации окажутся юридические лазейки, которые позволят компании выйти сухой из воды и оставить оборудование в Крыму.
Концерн Siemens не заинтересован в том, чтобы ограничивать сбыт продукции и терять российский рынок. Но с другой стороны им не хочется попасть на европейские штрафные санкции. Поэтому нужно найти взаимоприемлемое решение.
«СП»: — Министр Новак сказал, что крымские ТЭС все равно будут введены в срок даже в случае отзыва турбин. А какие есть альтернативы?
— У нас пока есть серьезные проблемы с производством собственных турбин. К сожалению, после распада Союза мы потеряли эти мощности, и во многом рынок занял Siemens. Нынешняя проблема — это очередной сигнал к тому, что зависимости в производстве таких важных агрегатов быть не должно. Необходимо и дальше развивать импортозамещение. Думаю, какие-то действия в этом направлении последуют. И если они будут успешны, это выльется для Siemens в потерю рынка, на котором появится российский производитель.
Хотя это не такая быстрая история. И если говорить о том, чтобы сроки не сдвигать, если несколько альтернатив. Например, поставить в Крым турбины, которые были куплены раньше и уже находятся на территории Российской Федерации. Или же обратится к другим поставщикам. Но это не так просто, потому что ТЭС построены под конкретный тип турбин, и не так много компаний, которые производят подходящие агрегаты.
Поэтому лучшим вариантом было бы оставить турбины Siemens в Крыму, пусть даже заплатив какой-то штраф, если будут доказаны нарушения. Все-таки они уже находятся на территории полуострова и это проще, чем срочно продумывать альтернативные схемы.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что в концерне Siemens вряд ли не догадывались о месте назначения турбин.
— Я убежден в том, что если бы факт поставки турбин не был бы так громко озвучен, Siemens не предъявлял бы никаких претензий. То, что мы сейчас наблюдаем со стороны концерна, это обязательные действия, которые должны были последовать после обнародования информации. Компания теперь просто обязана сделать вид, что она поражена и возмущена, и даже не подозревала, куда идут эти турбины.
На самом деле, таких наивных людей нет. Никого в Европе не обманывают. Все прекрасно понимают, куда идет их продукция и для чего их нанимают. Турбины изготавливаются под определенную мощность и проекты. В России последние лет 10 вводится довольно много электростанций, но не настолько много, чтобы какие-то турбины просто потерялись. Тем более что далеко не все эти электростанции газовые и соответствуют заявленной мощности. Нужно быть очень наивными людьми, чтобы не понимать, куда идет продукция.
Кроме того, у Siemens есть ряд лицензий, который они передали российским компаниям. И даже если сейчас все сделают вид, насколько они поражены и удивлены, не исключено, что эти турбины будут оформлены, как произведенные российской компанией по лицензии, и формально все санкции получится обойти.
«СП»: — А если все-таки не получится?
— В нашей стране в последние годы улучшается ситуация с производством силовых агрегатов. Может быть, они будут не той же мощности, что Siemens, но теоретически произвести их можно. Хотя свободных производственных мощностей почти нет, но их возможно как-то изыскать.
Но я убежден в том, что компания Siemens, у которой есть существенные бизнес-интересы и обширная клиентская база на российском рынке, не заинтересована в его потере. Думаю, любая немецкая компания будет делать все, чтобы на нашем рынке остаться. В том числе, несколько в обход санкций поставлять продукцию. Это, конечно, не обязательно касается компании Siemens. Возможно, конкретно компания Siemens целиком и полностью соблюдает установки европейских регуляторов, тем самым «стреляя себе в ногу». Но в целом тенденции таковы.
Когда готовился этот материал, стало известно, что Концерн Siemens Aktiengesellschaft подал иск к «Технопромэкспорту», которого германский концерн обвиняет в незаконном перемещении газотурбинных установок в Крым.
Иск подан в Арбитражный суд Москвы 11 июля, следует из картотеки дел. Ответчиками названы ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», ООО «Сименс технологии газовых турбин» и ООО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт».
Дата предварительного рассмотрения дела пока не назначена.