В ближайшее время гражданам России не стоит ждать роста реальных доходов. Такой неутешительный прогноз сделал старший управляющий директор-главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
«В ближайшее время нет оснований полагать, что реальные доходы населения будут сильно расти. Тот бум реальных доходов населения, который был в докризисный период, условно говоря, с 2009 по 2014 год, был профинансирован за счет высоких цен на нефть, резкого роста расходов бюджета на повышение социальных отчислений, зарплат бюджетникам и так далее», — пояснил Матовников.
Реальные располагаемые денежные доходы — это не просто зарплаты или пенсии, а доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию. По мнению аналитика, россияне еще долго будут ждать их возвращения на уровень 2014 года. Именно тогда началось снижение реальных располагаемых доходов населения. Если в 2013 они выросли на 4% по отношению к 2012 году, то уже в 2014-ом произошло падение на 0,7%. После этого снижение реальных доходов заметно ускорилось и составило 3,2% в 2015 году и 5,9% в 2016-ом.
Реальные доходы граждан падали все месяцы, за исключением января 2017-го, что было связано с единовременной выплатой 5000 рублей. В июне 2017 доходы впервые вышли на ноль и стабилизировались на уровне 2016-го, но в июле опять обвалились, снизившись на 3,1% по сравнению с предыдущим месяцем и на 0,9% по сравнению с июлем 2016 года. В целом же в январе-июле 2017 года, по данным Росстата, доходы снизились на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Аналитики Внешэкономбанка подсчитали, что падение реальных доходов уже отбросило россиян на уровень 2009 года. При этом зарплаты граждан все же начали медленно расти. В июле 2017 средняя заработная плата выросла на 4,6% по сравнению с прошлым годом.
21 августа Банк России даже предупредил, что слишком быстрый рост зарплат, который опережает рост производительности труда, может привести к росту инфляции и замедлению темпов ВВП. Тем не менее, сейчас даже относительно небольшая инфляция в 3,9% «съедает» скромный рост зарплат.
Несмотря на эту неутешительную тенденцию, финансовые власти рассчитывают, что реальные доходы по итогам 2017 года вырастут. В базовом макропрогнозе Минэкономразвития, на основе которого рассчитывается бюджет, заложен рост на 1%. Такой же показатель указан и в целевом сценарии, который ведомство считает основным. Целевой прогноз, в отличие от базового, предусматривает более высокие цены на нефть и ряд шагов по оживлению экономики.
Правда, что это за шаги, так до сих пор и не ясно. Хотя сразу несколько экономических групп ведут разработку стратегии повышения темпов роста ВВП, неизвестно, какие именно советы были взяты на вооружение Минэкономразвития.
Руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин считает, что падение реальных доходов населения объясняется не только низкими ценами на нефть, но и непродуманной экономической политикой.
— Судя по действиям властей, ждать повышения реальных доходов не приходится. Да, от цены на нефть зависят показатели реальных доходов, так как от нефти идет распределение зарплаты для бюджетников, но надо учитывать, что бюджетники — это не все граждане страны. Кроме цен на нефть, необходимо учитывать и возможность повышения зарплаты в коммерческой сфере, а с учетом недавнего отчета Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, в котором говорится о росте теневых зарплат, здесь тоже не стоит ждать положительных изменений.
«СП»: — Почему?
— Зарплаты будут дальше уходить в тень, так как фискальная и не фискальная финансовая нагрузка на бизнес растет. Система «Платон», онлайн-кассы, увеличение числа проверок и, соответственно, штрафов, повышение цены топлива, коммуналки — у бизнеса сейчас очень много расходов, поэтому в условиях снижения выручки предприниматели компенсируют расходы путем минимизации налогов. А самый простой способ для этого — неофициальная заработная плата.
Реальные доходы населения, в свою очередь, снижает повышение тарифов за коммунальные услуги, рост цен в здравоохранении и образовании. Поэтому нельзя сказать, что во всем виноваты цены на нефть — реальные доходы также падают из-за некомпетентных действий властей, которые не могут найти эффективные меры по преодолению экономического кризиса.
Ведущий аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева также считает, что поводов для оптимизма пока нет, и рост доходов, как и предсказали в Сбербанке, будет очень медленным.
— Реальные доходы населения вряд ли будут расти в ближайшие несколько лет. Восстановление будет идти достаточно медленными темпами. Это, конечно, связано не только с ценами на нефть. Но от стоимости барреля очень многое зависит: курс рубля, инфляция, доходы бюджета. Проще говоря, богатая страна или бедная.
В текущий момент мы выходим из экономического кризиса, но очень медленно. Цены при этом остаются высокими. Несмотря на то, что официальная инфляция сейчас около четырех процентов, на самом деле она выше. Мы регулярно наблюдаем рост цен на товары и услуги. В ряде сегментов отсутствует индексация хотя бы на размер инфляции. Не индексируются должным образом пенсии. При этом идет индексация тарифов ЖКХ, что увеличивает затраты населения. Все это в совокупности и приводит к тому, что реальные доходы населения сокращаются.
Думаю, в этом году падение может продолжиться. Тем более что курс рубля невысокий, а покупательная способность населения продолжает сокращаться. Отчетность торговых сетей показывает, что средний чек снижается. Население экономит, отказываясь от покупки каких-то товаров.
«СП»: — Есть ли какие-то инструменты, которые позволят поднять реальные доходы?
— Улучшения ситуация можно ожидать только когда экономика окрепнет и реально восстановится. Можно сравнить эту ситуацию с кризисом 2008−2009 годов. До этого несколько лет все «жировали»: бизнес развивался, нефть была дорогой, все чувствовали себя замечательно.
Потом случился кризис, все начали экономить. Затем экономика стала понемногу восстанавливаться, но во многих отраслях предприятия так и не смогли вернуться к докризисному уровню. Тем не менее, в 2012 году ситуация выровнялась. Доходы населения снова выросли, люди стали позволять себе больше. Но случился новый кризис, более сложный и серьезный чем предыдущий. К тому же, он связан с внешней политикой, поэтому восстановление будет происходить гораздо дольше.
Финансовые власти этого и не скрывают. Ранее в Минэкономразвития в своих прогнозах озвучивали, что рост доходов возобновится не раньше 2019 года. Скорее всего, именно на это нужно рассчитывать.
Финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев считает, что роста доходов можно будет ждать только при стоимости нефти в 75 долларов за баррель.
— Сложно не согласиться с мнением старшего управляющего директора Сбербанка: реальные доходы населения во многом зависят от бюджетных доходов и социальных программ. Для роста же бюджетных доходов, в свою очередь, необходимо увеличение экспортных поступлений, в которых нефть и газ занимают львиную долю и составляют 45%.
Посткризисное восстановление цен марки Brent с 40 до 120 в прошлом позволяло вновь вернуться к прежней докризисной экономической политике, однако падение стоимости «черного золота» до рекордных за последнее десятилетие минимумов, достигавшее 27,5 доллара США за «бочку», существенно сократило возможности бюджета и направило в сторону большей экономии и пересмотра его составляющих. О возобновлении роста можно будет говорить лишь при закреплении цены как минимум выше 53 долларов за баррель. А о возвращении реальных доходов населения к прежним темпам роста до периода 2009−2014 — при возврате стоимости нефти хотя бы до 75.
«СП»: — Но ведь финансовые власти говорят о том, что наша экономка все меньше зависит от нефти, неужели у нее нет других драйверов роста?
— Пока присутствуют позитивные нотки в восстановлении экономики: низкий уровень безработицы, рост ВВП до уровней 2013 года, рекордно низкая инфляция. Можно предполагать, что определенные стимулы для роста экономики будут создаваться, как минимум путем субсидирования перспективных направлений и комфортной процентной ставки.
Однако при этом конкуренция за счет миграции, особенно на низкоквалифицированных работах, и заинтересованности в низкой экспортной себестоимости будет сдерживать средний реальный рост доходов населения. С другой стороны, дефицит квалифицированных кадров позволяет рассчитывать на значительный прогресс именно в этом направлении. Но в общей доле подобных специалистов единицы, что не сильно отразится на среднестатистических цифрах.
Преподаватель Факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков считает, что в сложившейся ситуации есть и небольшой позитив.
— В условиях низкой инфляции мы все привыкли ждать, что будут расти зарплаты и доходы, но это не так. Зарплаты расти не будут, зато и цены, скорее всего, тоже остановятся. Вероятно, ситуация на какой-то период стабилизируется на уровне нынешнего года.
Можно согласиться с аналитиком Сбербанка в том, что восстановления до уровня 2014 года в ближайшее время не будет. Но я бы не стал так печально преподносить это. Количество денег стабилизировалось, и это основной оптимистичный вывод сегодняшнего дня. Не будут расти ни цены, ни доходы. Таким образом, мы вступаем в новую реальность стагнации или стабильности, как кому нравится. Нужно привыкать к этим условиям.
Правда, если государство будет повышать тарифы на ЖКХ, на транспорт, наше положение будет ухудшаться. Пока оно этого не делает, будем надеяться, что все так и останется.
«СП»: — А какие-то перспектив роста доходов есть?
— У нас многие секторы развиваются. Растут интернет-технологии, подрастает промышленность, оборонный сектор. Главное — продержаться на этом уровне и поднять то, что начинает подниматься.