Материал комментируют:
Никита Масленников
Глава ЦСР Алексей Кудрин обнародовал часть предложений разработанной им стратегии развития России до 2024 года. В статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», экс-министр финансов заявляет о необходимости перераспределения бюджетных расходов для проведения реформ. Его соавтором в работе выступил завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов.
Вот как выглядят ключевые постулаты Кудрина:
— при отсутствии структурных изменений в экономике к 2035 году государственные расходы значительно превысят доходы, что снизит устойчивость бюджетной системы;
— ухудшится динамика добычи нефти и газа при росте спроса на общественные услуги и инвестиции со стороны госсектора;
— в результате рост ВВП не будет превышать 2,5%.
Проведение реформ, считает Алексей Кудрин, позволит экономике РФ ускориться до 4%. При этом расходы после 2019 года следует зафиксировать на отметке 34% ВВП, перераспределив в сторону ускоряющих развитие экономики проектов. Так, предлагается увеличить инвестиции в образование на 0,8−1% ВВП, здравоохранение — на 0,7−0,8% ВВП.
Для окупаемости вложений в человеческий капитал предлагается реформировать начальную школу, введя подготовительные классы. Кроме того, в старшей школе возможно введение профилирования. Авторы работы заявляют о необходимости формирования сети исследовательских университетов, обучающих студентов по прикладным специальностям. Предлагается развить и систему среднего специального образования — в частности, в области высоких технологий.
В области здравоохранения, считают Кудрин и Соколов, необходимо развивать системы профилактики заболеваний и скорректировать программы ведения хронических больных. Такие меры должны увеличить продолжительность жизни в России до 76 лет.
Но за эти блага придется заплатить, и немало. Стратегия развития предполагает сокращение расходов на безопасность и оборону, а также повышение пенсионного возраста.
Предполагается по умолчанию, что стратегия, над которой работает Алексей Кудрин, может стать программой кандидата на президентский срок 2018−2024 года Владимира Путина, который, впрочем, не объявил о готовности баллотироваться. На деле, станет ли стратегия президентской программой — вопрос открытый.
В конце мая ЦСР передал Путину завершенный план стратегии-2024. Однако еще раньше, на встрече 16 мая, президент заявил, что основой будущего плана действий власти может стать «план действий правительства на 2017−2025 годы», разработку которого премьер Дмитрий Медведев поручил главе Минэкономики Максиму Орешкину. В итоге, 30 мая на президентском совещании Владимир Путин предложил создать на базе всех документов «объединенную экономическую стратегию» с неопределенными сроками разработки.
Что в реальности дает России «план Кудрина», каковы шансы, что его одобрит президент Путин?
— Главное в публикации главы ЦСР — момент, когда она появилась, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Как раз сейчас правительство РФ вышло на финальную стадию подготовки бюджетной трехлетки 2018−2020 годов. Мнение Алексея Кудрина в этой ситуации является сигналом о тех моментах, которые кабмину следовало бы учесть.
По сути, в опубликованных материалах подтверждена классическая позиция так называемой «группы Кудрина». Она сводится к трем пунктам. Во-первых, мы не можем достигнуть роста свыше 2% ВВП в год, если не будем проводить структурные реформы. Во-вторых, такие реформы всегда начинаются с модернизации бюджетной политики. Последнее подразумевает повышение эффективности государственных расходов при их стабилизации на определенном уровне — в данном случае, на отметке 34% ВВП. В-третьих, повышение эффективности госрасходов должно сочетаться с их перераспределением.
С точки зрения Кудрина, мы не можем выйти на среднемировые темпы роста, если не будем стимулировать инвестиции. Причем, инвестиции не только в основной капитал. С учетом нынешних условий — встречей с новой технологической волной, плюс старением населения — инвестиции необходимы в человеческий капитал.
На мой взгляд, маневр, который предлагает Кудрин, совершенно неизбежен для перехода к новой модели экономического развития.
«СП»: — Можно ли сказать, что этот маневр предполагает размен оборонных программ на социальные?
— Прежде всего: вне зависимости от целей, начинать реформы нам нужно с повышения расходов на науку, образование и здравоохранение. Как мы сейчас видим, майские указы президента от 2012 года, которые были как раз на это ориентированы, исполняются в лучшем случае на «троечку». В результате в образовании в России наблюдается явная стагнация, а в здравоохранении — стремительная деградация всей системы.
Думаю, расходы на эти сферы будут повышены уже в бюджетной трехлетке 2018−2020.
Что касается расходов на оборону, их пик пройден. Уже в текущем году эти расходы начали планово снижаться, плюс в 2018 году заложено некоторое сокращение военных расходов по номиналу.
С моей точки зрения, военные расходы следует воспринимать как резерв на крайний случай. Потому что противопоставления «человеческий капитал против оборонных расходов», как и «пушки против масла» — всего-навсего популистский ход.
Чтобы экономить, начинать нужно вовсе не с военного бюджета. Избыточные объемы наших государственных расходов рассыпаны по всем бюджетным статьям. В том числе, из-за текущей социальной политики — в силу того, что она осуществляется безадресно.
Добавляет сложностей, конечно, и дефицит Пенсионного фонда, проблему которого нужно решать достаточно быстро. Между тем, это невозможно сделать без комплексной перезагрузки всех пенсионных систем. А такую перезагрузку вряд ли можно осуществить без повышения пенсионного возраста — как бы негативно к этой идее не относиться.
«СП»: — Если не сокращать расходы на оборону, где в первую очередь найти «лишние» деньги?
— В государственных инвестициях. В этом легко убедиться, ознакомившись с июльским отчетом Счетной палаты. В нем говорится, что палата выявила нарушения на сумму 3,3 млрд руб. по итогам проверки исполнения закона о федеральном бюджете на 2016 год в Минэкономики. Согласно отчету, Минэкономики неправильно заполнило формы бюджетной отчетности, неверно отразило расходы по подразделам бюджетной классификации, а также не проконтролировало соблюдение условий предоставления субсидий.
По сути, отчет говорит об одном: наши федеральные целевые программы неоправданно раздуты. И потому в структуре государственных инвестиций то и дело возникают перекосы.
Этот резерв для перераспределения финансирования «по Кудрину» лежит на поверхности. И им следует воспользоваться, потому что, не наведя порядок в госинвестициях, трудно будет стимулировать инвестиции по экономике в целом.
Собственно, своей публикацией Кудрин напомнил об этих проблемах. И, думаю, некоторые из его выводов кабмин действительно примет во внимание.