Ситуация в российской экономике схожа с положением США в первой половине 1980-х. Об этом в понедельник, 18 сентября, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. По его словам, в тот период в Америке была достигнута низкая и устойчивая инфляция, и это открыло дорогу положительному кредитному циклу, который длился 27 лет.
«Общий уровень долговой нагрузки в российской экономике довольно низкий. И вполне можно ожидать длинного кредитного цикла. Здесь задача у правительства и ЦБ сделать так, чтобы кредитный цикл был позитивным для экономического роста. Это означает больше концентрации на корпоративном и инвестиционном кредитовании, развитие таких инструментов как ипотека», — пояснил министр на заседании исполнительного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ).
Оптимизм Максима Орешкина понятен. Но все же стоит напомнить: с точки зрения истории экономики, ситуация в Америке 1980-х складывалась неоднозначно, и привела к противоречивым результатам.
Принято считать, что к 1980 году Соединенные Штаты столкнулись с проблемой бюджетного дефицита и дефицита внешнеторгового баланса. Программа оздоровления, выдвинутая администрацией президента Рональда Рейгана, включала следующие пункты:
— сокращение налогов на корпорации (с 46% до 34%) и личных подоходных налогов (с 50% до 28%), освобождение 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов;
— ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
— дерегулирование предпринимательской деятельности;
— проведение жесткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции;
— установление высокой учетной процентной ставки по банковскому кредиту для стимулирования притока иностранных инвестиций.
В результате, уже с 1983 года в США начался 7-летний экономический подъем. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Реальный объем валового национального продукта (ВНП) за десять лет, с 1979 года, увеличился на 28%, объем личного потребления — на 33%. Было создано более 17 млн. рабочих мест, главным образом в сфере услуг.
Не исключено, что Орешкин хотел бы повторить именно этот результат. Но министр не может не знать, чем США заплатили за этот успех.
В результате «рейганомики» дефицит государственного бюджета США составил $ 152 млрд., а в начале 1990-х — $ 290 млрд. Что же касается госдолга, он достиг планки $ 4 трлн., что превратило США из страны-кредитора в крупнейшего должника в мире. Кроме того, после самого длительного подъема Америка вступила в период резкого замедления темпов роста. Так, за 1989−1992 годы средний прирост реального объема ВВП составлял всего 1%.
Можно ли поднять экономику Россию по рецептам Америки 1980-х, нужно ли это делать?
— Инфляция в Америке была снижена к началу 1980-х благодаря деятельности тогдашнего главы ФРС Пола Волкера, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Он, замечу, пришел на этот пост еще при президенте Джимми Картере, и, по сути, применил шоковую терапию — запредельно вздул ставки ФРС, чтобы прекратить инфляционные процессы 1970-х.
В момент повышения ставок к власти в США пришел Рейган. Он, как известно, пошел путем снижения налогов и наращивания госдолга. Идея заключалась в следующем: если снизить налоги, через какое-то время налогооблагаемая база вырастет, а вместе с ней — увеличатся поступления от налогов. Кроме того, при Рейгане начался так называемый «имперский цикл» (по определению Джорджа Сороса) — масштабные государственные вложения в военно-промышленный комплекс. Надо сказать, «имперский цикл» сработал — наращивание военных расходов Америки в 1980-е привело к тому, что СССР не выдержал темпов гонки вооружений.
При этом, замечу, экономический рост США начался далеко не сразу. И скорее всего, он был обусловлен развалом Советского Союза и всего социалистического лагеря. Именно крах СССР дал США новые рынки сбыта, подпитал часть мировой экономики, которая находилась под влиянием Америки, и позволил США в течение 15−20 лет пользоваться эффектом монополизации.
«СП»: — Похожа ли американская ситуация 1980-х на нынешнюю российскую?
— На мой взгляд, ничего схожего в российской экономике не наблюдается. Если следовать логике Орешкина, России необходимо, видимо, наращивать военные расходы, резко снижать налоги и увеличивать госдолг. Но ничего подобного не происходит, и ничего подобного сам Максим Орешкин не предлагает.
Он говорит привычные обтекаемые фразы, из которых следует, что благодаря низкой инфляции в РФ начнется рост инвестиционного кредитования. Этот постулат, замечу, вызывает большие сомнения. Я считаю, мы очень скоро убедимся, что даже при низкой инфляции никакого оживления кредитования не будет. Просто потому, что банкам в условиях низкой инфляции выгодно продолжать спекулятивные операции, а реальный сектор в этом случае попадает в еще более тяжелое положение, поскольку реальные ставки по кредитам — в ожидании, что деньги подорожают — все равно будут расти.
На мой взгляд, некоторые аналогии с ситуацией времен Рейгана есть сейчас в самих США — в Америке времен президентства Дональда Трампа. Но, повторюсь, никак не в России.
«СП»: — Можно ли сказать, что «рейганомика» подняла Америку?
— Экономическая политика, которая проводилась в США в то время, была противоречивой. С одной стороны, она предусматривала сильный доллар через резкое повышение ставок ФРС, с другой — наращивание военных расходов и понижение налогов. Такую противоречивую политику в принципе удалось реализовать лишь потому, что США могли навязывать свою волю союзникам. Это видно, например, по так называемому «соглашению „Плаза“» 1985 года, по которому Франция, Германия, Великобритания и Япония фактически позволили американцам девальвировать переукрепленный доллар.
По сути, «рейганомика» стала возможной благодаря комплексу имперских мер, нацеленных на работу с союзниками. Именно эти меры — причем, за счет союзников — обеспечили выход экономики США из кризиса.
У России проблемы совсем другие. Даже инфляция у нас снижается по-другому: за счет сокращения потребительского спроса, сужения экономики и ограничений операций кредитования. Это приводит к тому, что операции в России ведутся, в основном, по высасыванию денег из реального сектора и переводу их за границу. Это совершенно не те проблемы, которые стояли перед Америкой 1980-х. И как преодолеть российские проблемы, Максим Орешкин не говорит — просто потому, я считаю, что это выходит за пределы его компетенции.