Если собрать статистику отговорок чиновников всех мастей, то самой распространённой окажется «денег нет». Почему не построили дорогу? Денег нет. Почему больницы плесневеют без отопления? Денег нет. Почему зарплату не платите? Денег нет. Иногда жалобы на недостаточное финансирование звучат не в качестве ответов на вопросы, а просто как плачь Ярославны. С протянутой рукой регионалов в адрес центра и выпрашиванием очередной порции дотаций или субсидий из федерального бюджета. И ведь не врут.
А что же федеральный центр? С одной стороны, Минэкономразвития рапортует о том, что ВВП растёт так, что аж прогнозы на конец года надо корректировать в большую сторону, промпроизводство преодолело спад и вышло на траекторию роста (причём даже обрабатывающая промышленность, которая у нас находится далеко не на первых ролях), зарплаты растут и в номинальном, и в реальном выражении, подрастают объёмы розничной торговли. Вроде бы всё хорошо в целом, но вот в Забайкалье не хватает денег на строительство детских садов, в Саратовской области — на ремонт дорог, в Курганской области не хватает денег на выплаты пособий детям-сиротам, в Чите даже на уборку улиц и покос бурьяна, в Краснодарском крае нет средств на развитие медицины… А на поддержку инфраструктуры ЖКХ в должном состоянии денег нет вообще ни у кого, кроме Москвы.
И как бы регионы ни старались, как бы ни улучшали свои показатели, их бюджеты не видят заработанных денег. Порядка 60% от всех налоговых поступлений уходят в федеральный бюджет. Это среднее значение, в нефтеносных регионах перечисляемая в центр доля еще больше. Все любят упомянуть, что у нас, мол, мало регионов-доноров (только 13 регионов из 85 не нуждаются в дотациях), но на самом деле все регионы перечисляют львиную долю доходов в федеральный бюджет. Все кормят абстрактный центр (не путать с Москвой). Только у некоторых особо успешных после такого «донорства» остаются средства на сведение дебета и кредита, а у некоторых — нет.
И это не наследие ужасного советского прошлого, которым уже чуть ли не детей пугают. Даже в нестабильные 90-е, когда всё разваливалось, у нас было в два раза больше регионов-доноров. Но в начале 2000-х в правительстве решили, что у них слишком много свободы, что это может дестабилизировать обстановку в плане целостности государства, и в 2004 году была претворена в жизнь межбюджетная реформа Алексея Кудрина, согласно которой регионы вообще перестали получать в свои бюджеты поступления от сбора НДС и природоресурсные налоги.
Окончательно гвоздь в крышку гроба вбила комиссия Дмитрия Козака, создавшая новые законы о распределении полномочий. В этой реформе даже были заложены такие принципы, как возможность присутствия полномочий у муниципалитетов без источников финансирования. По идее муниципалитеты должны сами изворачиваться и искать деньги. Но только делать это нет никакой возможности. Эта реформа и добила систему местного самоуправления.
На заре XXI века выстраивание чёткой вертикали власти действительно было актуальным. Но чем оправдать такой расклад сегодня? Сейчас отношения правительства с губернаторами выстроены довольно строго и не допускают разброда и без бюджетных ограничений. Резона в таком закручивании гаек уже попросту нет.
Сегодняшняя ситуация такова, что 72 региона в стране только и делают, что ждут, когда же федеральные власти соизволят вернуть хотя бы часть их денег в виде дотаций, субсидий, субвенций и прочих видов безвозмездной помощи. Ежегодно так выделялось порядка 1,5 — 1,6 трлн. рублей. Но в кризис пришёл приказ на затягивание поясов. И если дотации в этом году остались на прежнем уровне и по итогам года составят 614 млрд. рублей, то сохранять субсидии в прежнем объёме никто не обещал. Вот их и решили урезать разом на 15,5% - до 748 млрд. рублей, всего же регионы получат помощь из федерального бюджета в этом году в объёме 1,362 трлн. рублей. Весьма ощутимо разом взять и недополучить порядка 150 млрд. рублей.
Такая непредсказуемость не позволяет регионам адекватно планировать свой бюджет на следующий год, используя его по максимуму. Тем более что объявили о сокращении лишь в декабре прошлого года. Мало кто может так быстро переобуться на ходу. Неприятный был новогодний подарок.
Другая проблема, связанная с дотациями и субсидиями — это их нерегулярность. Выплаты проходят не еженедельно, ни ежемесячно, а пару раз в год. Расходы же так скомпоновать невозможно: постоянно приходится что-то покупать, строить, ремонтировать, платить пособия… Выход из такой ситуации только один — обращаться за помощью коммерческим банкам, в первую очередь к Сбербанку и ВТБ. Думаете, банки с госучастием проявляют благосклонность и стремятся выполнять функцию института развития? Как бы ни так! Они стремятся заработать на регионах также, как и на всех остальных клиентах. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам для регионов составляет 11,3%. Лояльность весьма сомнительная! И эти проценты ложатся дополнительным бременем на плечи региональных бюджетов.
Регионы просто не могут обходиться без кредитов. По итогам первого полугодия 2017 госдолг субъектов РФ составил 2,234 трлн. рублей — все эти деньги рано или поздно придётся вернуть. Большую часть надо будет вернуть государству, а 27,7% - коммерчески банкам. 619 млрд. рублей. Для сравнения: это почти в три раза больше дефицита Пенсионного фонда. Муниципалитеты же задолжали почти 351 млрд. рублей (и продолжают наращивать задолженность) и из-за реформ 2004 — 2005 годов не имеют даже собственных источников формирования дорожных фондов. Всё зависит от подачек из бюджета субъекта РФ. Говорите, что городам нужны эффективные сити-менеджеры? Без собственных денег это всё пустое. Можно быть трижды талантливым, но без денег всё равно ничего сделать не получится.
Что толку от того, что регионы могут снизить свою долю налога на прибыль с 17% до 12,5% - на это всё равно никто не пойдёт, поскольку, опять же, лишних денег нет. При этом ежегодно порядка 70 млрд. рублей просто выбрасываются в виде процентов банкам. Мы их вассалы и обязаны кормить банки? Вроде бы в Конституции такого не написано. Уж лучше эти деньги направить на поддержку малого и среднего предпринимательства, пользы от этого будет намного больше. Или на дороги, чтобы не пришлось повышать акцизы на топливо ради строительства дорог в Крыму и Калининградской области. Такой подход опасен тем, что и другие регионы тоже могут начать требовать что-то подобное. Обидно ведь, когда на дороги у соседа скидывается вся страна, а на твои — нет.
Проблема вполне очевидная, есть средства для её решения (эти 1,36 трлн. рублей помощи регионам — это всего лишь 50% от сборов НДС, даже федеральный бюджет не придётся лишать доходов), но что мы видим? Федеральное правительство с упорством одержимого продолжает тянуть одеяло на себя. В этом году федеральный бюджет отобрал себе ещё один процент от прибыли компаний: теперь регионы получают не 18%, а 17% от прибыли. И про топливо не забыли: раньше в бюджетах регионов оседало 88% акцизов на топливо, а в этом году только 61,7%, в следующем регионам дадут только 57,4%, а в 2019 — 60,2%.
Собственные доходы для регионов жизненно необходимы. Кроме того, что они снизят долговую нагрузку на регионы и высвободят часть средств, они еще будут хорошим стимулом для губернаторов и глав муниципальных образований. Сейчас совершенно не важно, как работаешь — без дотаций Москва не оставит. Лишь бы выборы прошли, как надо. Выделяемые регионам субсидии не могут в полной мере покрыть все потребности региона. Их можно потратить только на то, на что они были выделены. И не важно, в каких тратах нуждается больше тот или иной регион или город. Со своей долей от НДС регионам будет намного проще пережить кризис. Косвенные налоги хорошо собираются даже в последние несколько лет (в 2016-м сборы выросли на 8,5%), а вот прибыли компаний, за счёт которой живут регионы, может и не быть. В России 31% средних и крупных предприятий — убыточны.
Поэтому крайне необходимо, чтобы на заседаниях правительства по региональному развитию, звучали не абстрактные пожелания создания прозрачных и предсказуемых межбюджетных отношений, а конкретные предложения по перераспределению налогов в пользу бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Было бы отрадно увидеть в этом процессе глав регионов.
Вот сейчас назначен ряд молодых образованных и подающих надежды губернаторов. Так может, они, наконец, перестанут изображать нищенку с сумой, и предложат реальные законодательные инициативы, рассчитанные на игру в долгую, а не на сиюминутные разовые подачки для латания дыр? Без этого мы так и останемся богатейшей страной с нищими регионами, которые умеют только попрошайничать на кремлёвской паперти.