Подводя итоги экономического развития нашей страны в 2017 году, логично выделить в отдельную тему импортозамещение украинской продукции, прежде всего, военно-технического назначения. То, что данная программа будет выполнена, с самого начала мало кто сомневался. Были разве что вопросы по срокам, поскольку задачи и впрямь стояли непростые. Впрочем, начинать с нуля тоже не пришлось, так как в России на 2014 год имелись необходимые технологические наработки, заводские мощности, профильные проектные институты и компетентные кадры.
И вот, судя по информации из открытых источников, украинозамещение идет вполне успешно. В частности, уже началось освоение производства отечественных аналогов корабельных газотурбинных двигателей, закупаемых до середины 2014 года на предприятии «Зоря» — «Машпроект». По факту, в нашей стране появилась новая высокотехнологическая отрасль. В этой связи глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил: «Мы с 2018 года начнём производить двигатели на нашем предприятии в Ярославской области. Для налаживания необходимых мощностей там есть все условия. В ближайшее время уже будет решена судьба четвёртого и пятого фрегатов проекта 11356».
Кроме острой нужды в украинских корабельных силовых установках, зависимость нашей оборонки была велика и по вертолётным двигателям «Мотор-Сич». Теперь их выпуском занимается петербургское предприятие «Климов».
Всего на момент разрыва военно-технического сотрудничества (ВТС) необходимо было заместить порядка 1 тысячи выпускаемых в «незалежной» узлов для 186 образцов российских вооружений и спецтехники. Назывались разные цифры инвестиций — от $ 5 млрд. до $ 15 млрд. — для реализации этих программ. С другой стороны, российский рынок труда получил важную поддержку. Для страны, которая оказалась в очень непростой экономической и политической ситуации, это пришлось весьма кстати.
Речь идет о создании многих десятков тысяч рабочих мест. Окончательные цифры, наверняка, будут оглашены позже. Тем не менее, кое какие прикидки сделать уже можно. К примеру, штатная численность «Зоря» — «Машпроект» на 2014 год составляла 15 тысяч человек, из которых 6 тысяч, по данным украинской стороны, выполняли исключительно российские заказы. Плюс еще порядка 18 тыс. громадян трудилось на смежных предприятиях, получая деньги из российского бюджета. Таким образом, поставка корабельных газотурбинных двигателей на флот РФ обеспечивала хорошей зарплатой 24 тыс. жителей незалежной, а также насыщала тощую казну Украины налогами в твердой валюте.
Сегодня этого уже нет, причем, в силу уникальности профессиональных навыков большинство рабочих «Зоря» — «Машпроект» нельзя уволить без ущерба производству. Вот и ходят горемыки-профессионалы 2?3 дня в неделю на завод. Ситуация усугубилась еще и тем, что индусы и китайцы, вторые и третьи по контрактным объемам заказчики «Зоря» — «Машпроект», буквально выкручивают руки николаевскому заводу.
Оно, в принципе, понятно почему: куда украинцы денутся, если николаевские движки никому кроме заказчиков из Нью-Дели и Пекина. Азиатские партнеры Украины, как показала дальнейшая практика, оказались правы. Об этом красноречиво говорит отчетность. Если в 2013 году чистый доход «Зоря» — «Машпроект» от реализации продукции составил 3 млрд. 230 млн. грн ($ 403,75 млн. при курсе 8 грн за $ 1 на 1.01.2014), то за 9 месяцев 2017 года — всего лишь 1,306 млрд. грн. ($ 49,25 млн. при курсе 28 грн за $ 1 на 25.12.2017). Зато, как утверждает руководство завода, физические объемы отгрузки даже увеличивались.
В итоге средняя зарплата рабочих на этом крупнейшем предприятии «незалежной» составляет 2400 грн ($ 85 по курсу), а индусы и китайцы рапортуют об освоении национального производства корабельных газотурбинных двигателей. Самое ужасное, что трудятся в Николаеве не западенцы-бандеровцы, а обычные люди с русскими фамилиями, для которых русский язык является родным.
На не менее важном для России домайданном «Южмаше» ситуация еще хуже. Впрочем, проблемы у ракетостроителей «незалежной» начались еще лет 15 назад. С 2002 до 2014 год число работающих на этом уникальном заводе уменьшилось в четыре раза: с 60 тысяч до 15 тысяч человек, но после госпереворота штат сократился еще вдвое — до 7 тысяч. И здесь заводчане называют главной проблемой — разрыв ВТС, в результате которой был поставлен крест на программе «Наземный старт», где использовались украинские «Зениты». А затем из проекта «Циклон-4» вышла Бразилия. Как следствие, в прошлом году объем заказов рухнул с 3,4 млрд. до 0,8 млрд. грн ($ 28 млн.).
Любопытно, однако, другое: в 2017 году «Южмаш» все-таки имеет стабильный контракт с американской компанией Orbital ATK на поставку первой ступени ракеты-носителя «Антарес», а также начал продажи Европейскому космическому агентству жидкостных двигателей четвертой ступени для ракеты-носителя «Vega». Но эти проекты не состоялись бы без поставок российских алюминиевых сплавов на сумму 190 млн. грн ($ 6,7 млн.).
По факту, это означает, что крупнейшее предприятие «незалежной» выживает за счет американцев и европейцев (которые ввели против нашей страны жесткие и оскорбительные санкции), но приобретает уникальные материалы у российских предприятий. «Сырье (для Orbital ATK — авт), закупается… за деньги заказчика, который всё знает и не имеет вопросов», — говорится на сайте «Южмаша».
Конечно, к 2014 году Россия уже имела свое производство твердотопливных ракет РС-24 «Ярс» и Р-30 «Булавы». Тем не менее, глупо было бы отрицать проблему снижения боеготовности стоявших на боевом дежурстве наших МБР РС-20 (по натовской классификации SS-18 «Сатана»), хотя бы потому, что отсутствие оригинальных запчастей всегда чревато повышенной аварийностью. Во всяком случае, в 2015—2016 годах такое обстоятельство могло иметь место.
Безусловно, любая достоверная информация по этой тематике закрыта, а из открытых источников можно прочитать только о решении всех проблем, связанных с разрывом ВТС. Скорей всего, так оно и есть, учитывая важность ядерной триады. Значит, и по этой подпрограмме украинозамещения прибавилось еще от 20 до 30 тысяч рабочих мест в российском ракетостроении и в смежных отраслях (с учетом замещения харьковского «Хартрона», более известном как НПО «Электроприбор»).
Кстати, «Южмаш» сообщает о своем выходе на азиатский рынок. «Уже заключены или находятся в процессе согласования контракты с Индией, Южной Кореей», — говорится на сайте предприятия. Новость, мягко говоря, неприятная для тех, кто следит за международными космическими программами.
Учитывая, что Нью-Дели вообще не рассматривает сотрудничество с Украиной без передачи технологий, можно не сомневаться, что вслед за успешной китайской программой космических запусков (а также военной северокорейской — авт.) появится самая современная индийская и корейская космическая отрасль. Чего греха таить, России, которая запросто может угробить ракету с 19 иностранными спутниками, становление таких динамичных и пунктуальных конкурентов, безусловно, не сулит ничего хорошего.
Любопытно, что и американцам начинает не нравиться раздача военных технологий «азиатским тиграм». Сообщение о начале производства в Китае крупнейшего в мире самолета-амфибии AG600 с кодовым названием «Kunlong» портал Пентагона Military.com опубликовал с плохо скрываемым раздражением. «С размахом крыльев 38,8 м (127 футов) и оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, самолет может перевозить 50 человек и находиться в воздухе в течение 12 часов. Его 4500 км дальность и способность приземляться и взлетать с воды делает его хорошо подходящей воздушной машиной для строительства китайских искусственных островов в Южно-китайском море», — отмечает издание. И здесь без украинского Антонова не обошлось.
Впрочем, это значит, еще и то, что по сравнению с китайскими проектами темпы развития этой отрасли в России напоминают черепашью ходьбу.