Материал комментируют:
Александр Пасечник
Сергей Пикин
7 марта Киев приступил к аресту активов «Газпрома» на территории страны. Причина — несоблюдение российским концерном вердикта Стокгольмского арбитража по транзитному спору с «Нафтогазом». Об этом сообщается на сайте правительства Украины.
«По этому делу началось описание и арест активов, принадлежащих „Газпрому“ на Украине», — говорится в сообщении. В нем уточняется, что производство ведет департамент государственной исполнительной службы украинского Минюста.
Вот как выглядит перечень арестованных активов:
— имущество компаний «Газпром сбыт Украина» и «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины»;
— ценные бумаги ОАО «Институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ» и АО «Газтранзит», которые будут проданы на открытых аукционах; сейчас их стоимость оценивает «Украинская экспертная группа» — по ее данным, стоимость акций АО «Газтранзит» составляет 630,7 млн. грн (1,3 млрд. рублей).
В тот же день премьер Украины Владимир Гройсман поручил Министерству юстиции страны и руководству «Нафтогаза» скоординировать действия для ареста активов «Газпрома» по всему миру в случае невыполнения российской компанией постановления Стокгольмского арбитража. Об этом Гройсман написал в Facebook.
Он подчеркнул, что позиция Киева в ситуации с «Газпромом» должна быть «жесткой и последовательной». «Мы должны объединить все наши усилия, чтобы заставить „Газпром“ выполнить свои обязанности», — отметил он.
Ранее стало известно, что «Нафтогаз Украины», уже отсудивший в Стокгольмском арбитраже по двум искам к «Газпрому» $ 2,56 млрд., намерен взыскать с российской компании еще $ 20 млрд. Эта претензия, заявил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко, связана с якобы заниженным «приблизительно в два раза» тарифом на транзит российского газа в Европу по украинской территории в 2009—2017 годах. «Мы попытаемся это доказать», — сказал топ-менеджер.
Напомним: решение Стокгольма вызвало резкую реакцию «Газпрома». Концерн отказался начать с марта поставки газа на Украину, сославшись на отсутствие допсоглашения к контракту, а затем заявил о намерении расторгнуть контракты с «Нафтогазом». 5 марта «Газпром» направил «Нафтогазу» официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж.
«„Газпром“ принимает, естественно, правильное решение о том, чтобы начать процедуру расторжения этих контрактов», — заявил в эфире телеканала «Россия 24» министр энергетики Александр Новак. Он также отметил, что необходимо ускорить реализацию проектов по развитию альтернативных газопроводов — «Турецкого потока» и «Северного потока-2».
Насколько болезненна для «Газпрома» потеря украинских активов, удастся ли Киеву прибрать к рукам имущество концерна в других странах?
— Не думаю, что на Украине у «Газпрома» имеются существенные активы, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Что до акций АО «Газтранзит» стоимостью 1,3 млрд. рублей — это небольшая потеря в масштабе российского концерна. Особенно на фоне претензий в миллиарды долларов.
Другое дело, что действия Киева явно не на пользу диалогу, который намечают «Газпром» и «Нафтогаз». Первый раунд переговоров должен пройти в ближайший месяц и по его итогам, возможно, будет выработано дополнительное соглашение по поставкам газа. Возможно, этот документ будет предусматривать поквартальное планирование, взамен долгосрочного контракта.
«Газпром», как известно, уведомил «Нафтогаз» о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа. Но эта процедура занимает около месяца, в течение которого у сторон все еще остается возможность договориться.
«СП»: — «Газпром» и «Нафтогаз» будут договариваться напрямую, или привлекут посредника в лице ЕС?
— Вариант с посредничеством Европы в теории возможен. Но пока российская сторона считает, что европейцев следует оставить за скобками — корпоративный спор должен решаться без посреднических схем.
«Газпром», вероятно, предложит Украине возобновить поставки некоторого объема голубого топлива в обмен на гарантии транзита. Киеву это даст возможность экономить. Как известно, сейчас Украина закупает газ в Европе по завышенной цене — «Нафтогаз» это признал, хотя еще недавно уверял, что реверсный газ обходится дешевле российского.
Как будут продвигаться переговоры — вопрос открытый. Но Россия в любом случае будет делать ставку на обходные маршруты — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Думаю, нынешняя обстановка неопределенности в отношениях с транзитером будет только способствовать продвижению этих проектов, а в конечном итоге — снижению транзитных рисков. И европейцы хорошо это понимают.
«СП»: — Если дело идет к переговорам, зачем «Нафтогаз» усиливает конфронтацию?
— Украинская компания пытается упрочить свои переговорные позиции. Накопление претензий, в рамках этой логики, может иметь психологическое влияние. До ареста активов «Газпрома» за рубежом дело, скорее всего, не дойдет, как и до новых неустоек якобы из-за заниженного тарифа на транзит. Но сами по себе подобные угрозы, в совокупности, позволяют добиваться уступок в момент, когда заключается новая сделка.
Большое число претензий к «Газпрому» позволяет Украине надеяться на получение максимальных компенсаций в ходе переговоров — и только.
«СП»: — Примет ли теперь Кремль решение прекратить транзит через Украину после 2019 года?
— Президент Владимир Путин в конце февраля, на встрече австрийским канцлером, заявил, что мы не исключаем полностью Украину как транзитера. Вопрос только в адекватном тарифе на транзит, и в исправности ГТС. Последний пункт Киеву соблюсти непросто: газотранспортная система Украины требует миллиардных вложений в долларах, тогда как текущие вложения не превышают нескольких миллионов долларов.
В лучшие времена украинская ГТС имела возможность прокачивать до 160 млрд. кубометров газ в год. Сейчас речь о том, чтобы после 2019 года поставлять через Украину не более 16 млрд. кубометров. И только если в Европе спрос на газ окажется слишком высоким, мы будем загружать украинскую «трубу» дополнительно — потенциал до 30 млрд. кубов у нее имеется.
— Киев принял решения об аресте активов российского концерна, исходя из того, что «Газпром» якобы нарушил антимонопольное законодательство Украины, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Но надо понимать: это сугубо внутреннее решение «незалежной», и оно не подлежит исполнению на уровне международных организаций.
Чтобы активы «Газпрома» можно было арестовывать за пределами Украины, необходимо, чтобы решение Киева было подтверждено легитимным решением международного суда. Например, того же Стокгольмского арбитража. Такого судебного решения нет, и вряд ли будет.
Поэтому дело с арестами ограничится именно украинскими активами российского концерна. А они не представляют особой ценности. Думаю, 1,3 млрд. рублей, которую озвучила украинская сторона — предельная сумма потерь «Газпрома» в этой истории. Все остальные украинские активы нашей компании — это вообще несерьезно…