В своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о ряде «решений прямого воздействия», которые должны улучшить жизнь россиян здесь и сейчас. Прежде всего, это касается поддержки многодетных семей, а также помощи бедным и инвалидам.
Как писала «СП», эти шаги включают в себя: увеличение порога входа в программу выплаты пособий на первого и второго ребенка с полутора прожиточных минимумов до двух с 1 января 2020 года; увеличение пособия для детей с инвалидностью с 5,5 тыс. до 10 тысяч рублей; снижение налоговой нагрузки для многодетных семей. В частности, освобождение от налогов 6 соток земли, а также увеличение льготы на имущество для многодетных — вычет из налогообложения 5 квадратных метров за каждого ребенка в квартире и 7 кв. м. в доме.
Кроме того, речь шла о внедрении программы социального контракта для малоимущих, увеличении пособия для детей инвалидов до 10 тысяч и других инициативах.
Как уже успел подсчитать первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, все эти предложения обойдутся бюджету в 100?120 миллиардов рублей ежегодно. В частности, на доиндексацию пенсий выше прожиточного минимума, о которой сказал президент, в этом году придется направить 15?20 млрд рублей, за шесть лет сумма составит 150?160 млрд рублей.
Читайте также
Аттракцион неслыханной щедрости: Путин испугался коммунистов
Чем вызваны обещания президента РФ облегчить жизнь россиянам
«Такие ресурсы мы будем изыскивать в ходе исполнения бюджета и уже при весенних корректировках внесем необходимые изменения с тем, чтобы все положения послания были финансово обеспечены», — уточнил глава ведомства.
Нельзя сказать, что это такие уж большие суммы по государственным меркам. Например, по данным Счетной палаты объем неисполненных бюджетных ассигнований в 2018 году составил 785,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2017-м в 1,3 раза.
Жить станет лучше, но не всем
В своей речи президент отметил, что улучшение в своей жизни в результате госполитики россияне должны почувствовать уже в этом году. Видимо, меры «прямого воздействия» направлены именно на это и должны привести к улучшению ситуации с реальными доходами и к сокращению бедности. Потому что иначе на этом фронте все будет выглядеть совсем печально.
Количество россиян, проживающих за чертой бедности, только по официальной статистике, а она, мягко говоря, склонна очень занижать планку, увеличилось с 2013 года на пять миллионов — с 15 до 20. И это неудивительно, учитывая, что реальные доходы населения падают уже пять лет подряд.
Даже прошлый предвыборный год с его «рекордным ростом зарплат» в 6,8% ситуацию не исправил — все равно было зафиксировано падение на 0,2%. А в 2019-м, когда повышать выплаты бюджетникам такими же темпами никто не будет, перспективы выглядят еще более малорадостными.
В январе 2019-го, по данным Росстата, снижение реальных располагаемых доходов населения составило 1,3%. Рост реальной зарплаты оказался самым низким с июля 2016 года — 0,2%. При этом инфляция в этом году официально ожидается на уровне 4,3?5%, а по неофициальным оценкам может достичь и 6%. Нетрудно предсказать, что высокая инфляция, помноженная на слабый рост зарплат, приведет к дальнейшему падению доходов.
Правда, президент сказал, что зарплаты бюджетникам должны расти не ниже уровня инфляции. Но даже если это воплотится на практике, вряд ли на аналогичный рост стоит надеяться большинству остальных работников, предпринимателям и самозанятым, не говоря уже о самых незащищенных слоях населения.
Последних-то и должны поддержать инициативы президента, выдвинутые в послании. Министр экономического развития Максим Орешкин признал, что низкая динамика доходов россиян связана с ростом ставок и налоговой нагрузки, в частности, ростом НДС на 2% в этом году и другими сборами. Но, по его словам, «эти проблемы, особенно для тех семей, для которых это несет наибольшую угрозу их благосостоянию, президент адресовал в послании. Это не просто социальная история, это история, имеющая экономический эффект».
Но, как считает большинство экспертов, к реальному улучшению картины это не приведет, так как коснутся эти шаги весьма ограниченного круга населения, да и «экономический эффект» от них будет не таким уж значительным.
«Хорошо, конечно, что Путин обратил внимание на бедных — но опять это сделано в рамках либеральной „мутоты“. Например, президент предложил многодетные семьи дополнительно освободить от налога по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребенка. Но беда в том, что у многодетных нет хором, как у главы „Роснефти“ Игоря Сечина — пятиэтажных квартир по 1299 квадратных метров, с домашним кинотеатром. Так что многие этой новой льготы просто не почувствуют», — сказал в комментарии «СП» секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.
Другие экономисты указывают на то, что семьи с тремя и более детьми не так уж часто берут ипотеку, так как даже с учетом льгот у них не хватает на это средств. Все предложенные меры для них, в лучшем случае, компенсируют инфляцию, что, конечно, неплохо, но на социальный прорыв не тянет.
Меры ограниченного воздействия
Заведующая лабораторией исследований уровня жизни и социальной защиты ИНСАП РАНХиГС, кандидат экономических наук Елена Гришина считает, что предложенные меры направлены на ограниченные группы населения, а их эффект во многом будет зависеть от того, насколько большим будет охват программ.
— Эти инициативы направлены на конкретные группы населения, и в каждой группе эффект от них будет. Насколько этот эффект отразится на населении и его доходах в целом сказать сложно. Выбранные группы достаточно узкие относительно всех семей с детьми. Например, мы говорим о том, что нужно помогать семьям, в которых родится первый и второй ребенок. Эта мера направлена на поддержку рождаемости.
Вход в программу президентских пособий увеличен до двух прожиточных минимумов, что позволит расширить ее охват. Доходы этих семей за счет пособий должны возрасти, потому что само пособие составляет размер прожиточного минимума на ребенка, и это существенная помощь. Но сам охват таких семей по факту получится не очень большим. Это только семьи, в которых дети будут рождаться уже после принятия этой инициативы (программа президентских пособий действует с 1 января 2018 года, а расширение входа запланировано на 1 января 2020-го).
Что касается многодетных семей, меры, направленные на льготную ипотеку и погашение ипотечного кредита, призваны улучшить жилищное положение семей. И хотя погашение ипотеки прямого влияния на доходы не оказывает, эта мера приведет к улучшению благосостояния семьи и росту ее потребления, так как это позволит тратить больше денег на другие нужды.
Читайте также
Всех послали: Западу — «Пересвет», россиянам — полный беспросвет
Путин в послании Совету Федерации остался верен себе — тратим деньги на войну
«СП»: — А что можно сказать о социальном контракте, это поможет снизить уровень бедности?
— Меры, связанные с социальным контрактом, направлены на поддержку малоимущих семей, которые нуждаются в помощи в преодолении трудной жизненной ситуации. Пособия помогут им улучшить материальное положение, а если с помощью социального контракта нетрудоустроенные члены семьи смогут устроиться на работу, возможен их выход из категории бедных.
Но эффект программы зависит от численности ее участников, а какой она будет пока сказать трудно. По словам президента, регионы сами должны развивать эту программу на местах. А из федерального бюджета будет предоставлено софинансирование этой программы. Только после того, как этот процесс начнется, мы сможем судить о том, каким будет охват населения и сможет ли эта мера внести весомый вклад в преодоление бедности.
«СП»: — Расширение входа в программу пособий по рождению ребенка до двух прожиточных минимумов не является косвенным свидетельством того, что сам этот параметр сильно занижен?
— Прожиточный минимум — это планка, которая показывает минимальную норму потребления, установленную правительством. Сейчас ведется много дискуссий о том, что она нуждается в повышении. Уже происходит пересмотр продуктовой корзины в сторону улучшения ее размера и состава.
Понятно, что параметры потребления могут задаваться по-разному. Если говорить о Европе, то там относительная черта бедности - это 40?60% от медианного дохода. 60% (это соответствует 1,5?2 прожиточным минимумам) — критерий, который соответствует более широкому пониманию бедности, не абсолютной, а относительной.
Но эти стандарты определяются на уровне государства. На данный момент у нас критерием является абсолютная бедность.
Послание Федеральному собранию, новости: Путин поручил Центробанку и правоохранительным органам разобраться с микрокредитами