Материал комментируют:
Дмитрий Лесняк
Роман Алехин
Правительство ввело в России обязательную маркировку молочной продукции. По задумке чиновников, это позволит снизить долю фальсификата, а по мнению экспертов — попросту станет новым побором для добросовестных производителей. Суррогата же меньше вряд ли станет.
Олигархам заплатят за все — от духов до белья
Обязательной маркировкой продукции в России занимается ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), который принадлежит структурам бизнесменов Алишера Усманова, Владимира Скоча и Александра Галицкого и госкорпорации «Ростех».
На каждую упаковку наносится уникальный цифровой код Data Matrix (он формируется с использованием криптографической защиты). Код состоит из четырех групп символов: код товара (14 цифр), индивидуальный серийный номер упаковки (7 символов), максимальная розничная цена (4 символа) и код проверки (4 символа).
Информация обо всех кодах (и, соответственно, товарах) находится в базе данных единого оператора маркировки — того самого ЦРПТ. Отслеживается передвижение товара на разных этапах: производство, хранение, дистрибуция и, конечно, продажа.
Читайте также
Госдума: Россияне должны больше платить за отраву с пальмовым маслом
Под видом заботы о здоровье нации нас опять разводят на деньги ради отраслевых лоббистов
Звучит, конечно, заманчиво. По задумке разработчиков реформы, это позволит победить контрафакт («левые» товары просто не будут иметь достоверного кода). Да ради такой благой цели заплатить 50 копеек с одной упаковки производители должны будут почтить за радость.
Но прикиньте масштабы трат, учитывая, что правительство вводит маркировку для огромных товарных категорий. Так, она стала обязательной для всей табачной продукции в России (продавать немаркированные пачки сигарет в розницу можно будет лишь до 1 июля 2020 года).
В октябре маркировка вводится для лекарственных средств: пока лишь для тех, что используются для терапии высокозатратных нозологий (их централизованно закупает Минздрав РФ), а со следующего года — для всех без исключения медикаментов.
В декабре 2019 года обязательной станет маркировка для изделий легкой промышленности (белья, одежды и обуви), парфюмерии (духов и туалетной воды), фотоаппаратов и ламп-вспышек к ним, шин и пневматических покрышек.
Дворкович сделал свое дело, Дворкович может уходить
К первоначально объявленному правительством России списку товаров, подлежащих маркировке, нежданно-негаданно добавились молочные продукты. Пока что в «экспериментальном» режиме (он продлится до февраля 2020 года), а потом и в обязательном.
Инициаторы введения системы Data Matrix в молочной отрасли ссылаются на запредельно высокий уровень фальсификата. Напомним, что еще в прошлом марте тогдашний вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение сразу трем ведомствам — Россельхознадзору, Роспотребнадзору и «Роскачеству» — провести тотальную проверку молочной отрасли России.
По итогам проверки эксперты забраковали 8 из 50 проверенных торговых марок сметаны (жирность 20%), 19 из 71 марки сливочного масла жирностью 82,5%; 19 из 92 марок сливочного масла жирностью 72,5%; 13 из 90 торговых марок молока жирностью 3,2%; 18 из 36 торговых марок кефира.
Вероятнее всего, результаты этого исследования и стали основанием, чтобы объяснить необходимость введения обязательной маркировки «молочки». Правда, сами производители считают: появление на упаковках марок Data Matrix порядка на рынке не добавит, а вот беспорядка — уж точно. Ведь заводам придется раскошелиться не только на закупку марок у ЦРПТ (по полрубля за штуку), но и на установку печатающих цифровые коды принтеров. Суммарные издержки отрасли оцениваются в 25 млрд. рублей.
— С одной стороны, обязательная маркировка молочной продукции благоприятна для потребителей, так как качество товаров повысится, а доля подделок на рынке сократится, — рассуждает руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. — Но у этих изменений есть и негативные последствия: введение маркировки приведет к удорожанию продукции. Тем более, что на изготовление марок есть монополия, и у производителей просто не будет права выбора. Поэтому вполне вероятно, что цены на молочную продукцию существенно вырастут. Это скажется на цене продовольственной корзины, что будет очень заметно для потребителей в условиях падения реальных доходов.
Читайте также
Урожай-2019: США рано радуются тому, что Россия осталась без хлеба
Как ненастное лето скажется на планах аграриев и чиновников Минсельхоза
От государства ждут не только принуждения, но и стимулов
Каким же образом минимизировать издержки для бизнеса, поинтересовалась «Свободная пресса» у нашего постоянного эксперта, президента Ассоциации социальных предпринимателей России Романа Алехина.
— Нет сомнения, что актуальность маркировки молочных продуктов уже назрела. Все чаще мы слышим о несоответствии продукции требованиям Технических регламентов ЕАЭС, и также все чаще появляется информация об обнаружении правоохранительными и надзорными органами контрафактной продукции, подпольных цехов в разных регионах.
Маркировка пусть и не на 100%, но отчасти все же позволяет усилить контроль (например, даже в алкогольной сфере, где ЕГАИС существует с 2005 года, до сих пор даже в крупных сетях появляются большие партии контрафакта).
Что касается расходов бизнеса, то это нормально, когда государство старается занизить стоимость внедрения инновации, а бизнес — завысить. То есть и чаще всего реальная стоимость где-то посередине. В любом случае, государство должно действовать не только через принудительные меры, но и через стимулы.
Например, при внедрении электронных касс малый бизнес мог компенсировать часть расходов за счет вычета из ЕНВД. Вот и в случае с введением маркировки необходимо так же предусмотреть механизм компенсаций — особенно если мы говорим про такую социально важную отрасль, как производство продуктов из молочного сырья (в ней, напомню, задействовано около 1,5 млн. человек, или 2% работающего населения России).
Новости России: Силуанов объяснил, почему реальные доходы россиян не растут