Материал комментируют:
Владимир Лепехин
Хазби Будунов
Снижение доходов россиян и рост числа бедных объясняется объективными обстоятельствами, в первую очередь — снижением цен на нефть. Такую точку зрения в интервью ТАСС для проекта «20 вопросов Владимиру Путину» высказал российский президент.
Отвечая на вопрос журналиста Андрея Ванденко о персональной ответственности за ситуацию, Путин не назвал виновных должностных лиц, объяснив ситуацию последствиями мирового кризиса.
Впрочем, президент при этом подчеркнул, что страна в настоящий момент меньше зависит от колебаний цен на нефть, а доля нефтегазовых доходов растет. По его словам, изменения требуют времени.
Российский лидер также напомнил, что его обещание не допустить обнуления накоплений граждан, которое он дал во время кризиса 2008 года в ранге главы российского правительства, было рискованным. По его словам, с началом мирового кризиса перед властями встала задача срасти экономику от полного разрушения.
Отвечая на вопрос о том, почему не были достигнуты цели принятой в 2008 году «Стратегии 2020», глава государства отметил, что «это были предварительные планы», добавив, что к 2008 году была практически достигнута цель удвоения ВВП, исходя из чего строились социальные прогнозы, но с началом мирового кризиса перед властями встала «более примитивная» задача — «не обрушить вообще экономику и не свести к нулю накопления граждан».
Читайте также
Нефть и коронавирус мешают Путину спасти Россию от бедности
Социальные инициативы президента становятся невыполнимыми, а население продолжает нищать
«Я тогда стал председателем правительства и вынужден был сказать публично — это был большой риск, честно говоря. Я сказал, что не допущу, чтобы повторилась ситуация 1998 года, когда грохнулись все накопления граждан», — подчеркнул Путин. «И мы этого не допустили».
По словам президента, кризис действительно негативно сказался на развитии страны. «Но, честно говоря, не мы в этом были виноваты. Это мировой финансовый, а потом и экономический кризис, который пришел извне», — заявил он.
Напомним, последствия кризиса, пришедшего в 2008-м году из США, в России были связаны с падением цен на нефть и уходом международных инвесторов с рынков развивающихся стран. В 2007 году рост российского ВВП составил 8,5%, в 2008 году — 5,2%, а в 2009-м — рекордные с предыдущего десятилетия 7,8%. В ноябре 2008 года тогдашний пост премьер-министр Владимир Путин утвердил план действий по оздоровлению ситуации в экономике, а в конце декабря того же года правительство опубликовало перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями кризиса, на которые были выделены 10 трлн рублей.
За десять лет до этого предыдущий кризис закончился еще более плачевно после того, как 17 августа был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно правительство тогда отказалось от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару.
Если 1 августа 1998 года доллар стоил 6 рублей, то 29-го уже почти 8, в начале 1999-го года — 20, а в конце — 27. Следующий серьезный обвал случился в 2014-м году на фоне очередного падения цен на нефть и введенных против России санкций с 35 рублей в начале года до 56 — в конце.
Интересно, что сейчас мы вновь наблюдаем падение цен на нефть и ослабление рубля из-за коронавируса. И где гарантия того, что события 2008-го или тем более — 1998-го не повторятся?
— В 2008-м, скажем так, была абстрактная возможность большого краха экономики, — отмечает экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.
— Но наличие правительства, которое может вмешаться в кризисный процесс, делает риск умеренным. Именно активное вмешательство правительств, большие бюджетные дефициты спасли экономики стран от глубокой депрессии, сравнимой с Великой депрессией.
«СП»: — А что тогда стало причиной этого кризиса? И когда он закончился и чем?
— Непосредственной причиной Великой рецессии 2008 года были возросшие спекуляции с ипотечными ценными бумагами и их производными инструментами на финансовых рынках. Однако истоки краха уходят в 70-е годы, когда началась политика дерегулирования рынков, которая достигла апогея в нулевые. Считается, что мировой кризис закончился к 2013 году с восстановлением экономики еврозоны, однако периодические валютные кризисы после 2014 года в разных регионах мира, возможно, говорит о том, что мировой экономический кризис еще не завершился. Тем более, что темпы экономического роста так и не достигли предкризисных уровней.
Российская экономика пережила мировой кризис относительно безболезненно, хотя в 2009 году экономика была в минусе. Наша экономика тогда не была еще финансиализированной и закредитованной.
«СП»: — Комментируя тот факт, что цели принятой в 2008 году «Стратегии 2020» не были достигнуты, глава государства отметил, что «это были предварительные планы». По его словам, к 2008 году была практически достигнута цель удвоения ВВП, исходя из чего строились социальные прогнозы, но с началом мирового кризиса перед властями встала «более примитивная» задача. Можно ли с этим согласиться? Действительно ли это были предварительные планы, и не достигнуты они были только из-за кризиса? А были ли они изначально выполнимы?
— На мой взгляд, выполнение Стратегии-20 требовало кардинальное изменение экономической модели страны, а также масштабных реальных политических реформ.
Ипотечный кризис в США начался уже в 2007 году, и Россия до краха в сентябре 2008 избавилась от американских ипотечных бумаг, это как минимум говорит о том, что наше правительство уже прогнозировало предстоящий кризис. В этом контексте грандиозные планы правительства выглядят странными. Не такой уж и неожиданный он был.
«СП»: — Путин говорит, что во всем виноват кризис, а правительство не виновато ни в чем. Так ли это?
— Проблема в том, что в кризисе виновато правительство, которое проводит политику сбалансированного (или профицитного) бюджета. Поэтому замедление темпов роста ВВП России началось еще в 2012 году, то есть до санкций.
«СП»: — Путин объяснил падение доходов россиян. Будет ли цена на нефть падать дальше, а с ней и доходы?
— При сохранении текущей сырьевой модели развитие экономики будет подчиняться правилу русской рулетки, а значит, доход граждан тоже. Сырьевые цены на мировых рынках крайне нестабильны, что делает прогнозы бессмысленными.
«СП»: — Насколько, по-вашему, вообще правильно сравнивать нынешнюю ситуацию с 2008-м и тем более — с 1998-м годами? Может ли повториться дефолт?
— Это были разные кризисы с разными причинами, но это были внутренние причины, присущие природе капитализма, а не внешние шоки, как это нам преподносят правительства и мейнстримные экономисты. Правительства должны строить свои стратегии и прогнозы с учетом абстрактной возможности экономических кризисов.
По словам директора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, мировые финансовые кризисы носят циклический характер.
— Обусловлены они периодическим надуванием финансовых пузырей, перепроизводством товаров, включая нефть, и перекредитованием населения (в том числе — по ипотеке), то есть, в основном с появлением на рынке значительных объемов не обеспеченных денег. Решаются эти кризисы просто — стерилизацией части финансовых активов. При этом стерилизации подвергаются, как правило, третьи страны — такие, как Россия. Она и пострадала в 2008—2010 гг. больше, чем любая западная страна, хотя финансовый кризис начался в США, а затем и в Евросоюзе.
В 2008—2010 гг. произошла серьезная декапитализация российской экономики (минимум на четверть); России снизили также объем денежной массы — настолько, что ее экономика вошла в стагнацию, из которой не может выбраться до сих пор.
«СП»: — По словам президента, с началом мирового кризиса перед властями встала задача «не обрушить вообще экономику и не свести к нулю накопления граждан». А был ли такой риск? И как удалось предотвратить этот сценарий?
— Такой риск был. Президент прекрасно понимал, что российская экономика плотно привязана к МВФ, так что глобальный регулятор при желании мог бы одним щелчком уничтожить российскую экономику. И такой сценарий удалось предотвратить только благодаря серьезным дипломатическим усилиям со стороны руководства РФ, которое пошло на ряд уступок МВФ.
В частности, Россия была вынуждена закрыть глаза на то, что режим Саакашвили расстрелял российских миротворцев в Южной Осетии; она была вынуждена согласиться с политикой США и НАТО в Ливии и т. п.
«СП»: — Путин говорит, что во всем виноват кризис, а правительство не виновато ни в чем. Так ли это?
— Да, конечно, виновником мировых кризисов является мировая экономика, а не правительство РФ. Но именно российское руководство виновато в том, что Россия — абсолютно подневольная страна, вынужденная страдать от названных кризисов. Правительство РФ за последние 30 лет сделало все, чтобы малейший шторм в западной экономике грозил перевернуть российскую экономическую лодку. У РФ сегодня, в принципе, отсутствует запас экономической прочности в связи с тем, что оно полностью легко под западных псевдоинвесторов. Вот почему в 2015 году Западу удалось легко обрушить рубль вдвое.
То есть не только Запад, но и российское руководство виновато в том, что уровень жизни россиян за последние 15 лет упал дважды: в 2009—2010 гг. и в 2015-ом. А сегодня он может вновь серьезно пострадать.
«СП»: — Путин объясняет падение доходов россиян снижением цен на нефть. Звучит как оправдание того, что доходы не будут расти никогда…
— Доходы большинства россиян не будут расти в любом случае, поскольку в багаже нового правительства нет ни одного средства их повышения. Напротив, мантрами о том, что мы «не допустим падения уровня жизни граждан» нынешнее руководство РФ вновь готовит россиян к тому, что завтра будет только хуже… но виновато в этом не правительство, а якобы снижение мировых цен на углеводороды.
Читайте также
Мишустин тянет Россию от Китая на Запад
Пойдет ли на пользу вступление РФ в элитный клуб развитых стран — ОЭСР
«СП»: — Получается, что от зависимости от нефти мы так и не ушли? Все старания правительства прошли даром? А были ли эти старания? По словам президента, страна в настоящий момент меньше зависит от колебаний цен на нефть, а доля ненефтегазовых доходов растет. По его словам, изменения требуют времени. И сколько еще нужно времени?
— Президент прав в том смысле, что страна в меньшей степени зависит от колебаний цены на нефть. Это только Силуанов в качестве оправдания бездарной (а точнее — подчиненной) финансовой политики Минфина и ЦБ России списывает все на конъюнктуру цен на нефть; Путин же прекрасно понимает, что финансовая система России находится под внешним управлением, а потому любые попытки повысить в ней спрос населения не только на кредиты, но и на товары, будет блокироваться МВФ путем насильственной стерилизации рубля.
Предполагаемая продажа государству Сбербанка — скорее всего, из этой же серии: МВФ намерен стерилизовать «избыточные» доходы российского бюджета. Вот почему президент пытается найти способ вбросить в экономику дополнительные — сверх разрешенных МВФ — средства в виде финансирования национальных проектов. Однако банковская система РФ всячески саботирует реализацию нацпроектов и стимулирует жизнь россиян в долг.
Новости России: Кудрин не разделяет оптимизма правительства по поводу роста экономики России