Нелегалам прикажут выйти из тени: 1001-я попытка сделать мигрантов «белыми и пушистыми» - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Нелегалам прикажут выйти из тени: 1001-я попытка сделать мигрантов «белыми и пушистыми» - «Экономика» 14:57 Среда 0 1 730
8-05-2024, 14:57

Нелегалам прикажут выйти из тени: 1001-я попытка сделать мигрантов «белыми и пушистыми» - «Экономика»


Нелегалам прикажут выйти из тени: 1001-я попытка сделать мигрантов «белыми и пушистыми» - «Экономика»

Материал комментируют:

Андрей Шубин

Дмитрий Журавлев

В регионах России создадут комиссии по противодействию нелегальной занятости. Соответствующее постановление за подписью премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на официальном портале правовой информации.

«Утвердить прилагаемое Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости», — говорится в документе.

Напомним, с 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». В нем впервые дано определение такому понятию, как «нелегальная занятость» — «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». А также появилась отдельная глава (№ 13), которая регламентирует порядок борьбы с такого рода явлением, чего в ранней редакции закона не было.


Между тем по состоянию на октябрь 2023 года, Минтруд выявил более 663 тысяч россиян, которые были заняты в теневом секторе экономики. То есть, когда сам факт установления трудовых отношений между работником и работодателем от официальных властей по разным причинам скрывался.


Именно для решения соответствующих проблем в каждом регионе РФ и будут сформированы межведомственные комиссии. Их главная задача — координация между властями регионов и муниципалитетов, ФНС, СФР, Рострудом, центрами занятости, МВД, прокуратурой, профсоюзами и объединениями работодателей. Кроме того, они будут проводить мониторинг и анализ результатов работы.

К примеру, если комиссия получает информацию о нарушении порядка оформления трудовых отношений, она должна будет направить ее в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости для рассмотрения вопроса о проведении надзорных мероприятий. В число таких нарушений, как сообщается, входит выплата месячной зарплаты ниже МРОТ сотрудникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда.

Случаи, когда работникам незаконным образом платится зарплата ниже минимального размера оплаты труда, к сожалению, еще имеют место.

Так, РБК приводит данные Росстата, согласно которым среднедушевой доход 10% населения страны в четвертом квартале 2022 года составил 10,5 тыс. руб. При этом МРОТ на тот период был на уровне 15,3 тыс. руб.

Межведомственные комиссии наделяются правом запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов. Перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в такие комиссии, установит Минтруд по согласованию с Федеральной налоговой службой и Рострудом, а порядок предоставления данных — кабмин.

К тому же, новый орган может отслеживать ситуации с «серыми» и «черными» зарплатами. Или же случаи, когда трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми и не только. Содействуя, таким образом, Роструду в создании общедоступного единого реестра работодателей, которые допустили факты нелегальной занятости.

Помогут ли новые меры решить проблему «теневого труда» или в какой-то степени ее минимизировать?

Этот вопрос «СП» адресовала научному руководителю Института региональных проблем, политологу Дмитрию Журавлеву:

— Задача этих комиссии, как мне представляется, в противодействии работе мимо налоговой службы. Ведь главная проблема нелегальной занятости не в самой нелегальности, а в том, что бизнес таким образом уходит от налогов. А бюджет очень нуждается в деньгах. И сейчас мы по сусекам собираем все, в том числе и налоги с работников.

Но, думаю, проблему «теневиков» мы тем самым не решим. Потому что обратной стороной этих мер будет повышение цены труда. И, как следствие этого — повышение себестоимости производства. Я не могу сказать, что окажется более значимым — полученные налоги или потерянная прибыль предприятий, из которых половина попытается, скорей всего, куда-нибудь от этого убежать.

«СП»: Нелегальный труд часто связан с нелегальной миграцией, но в постановлении правительства это никак не обговаривается. Почему?

— С нелегальной миграцией мы сделать ничего не можем — у нас нет границ. Чего писать о том, чего мы все равно не можем исправить.

Поэтому мы не будет бороться с нелегальной миграцией. Мы будет их хвалить, чтобы они налоги платили. Потому что главное, чтобы мигрант платил, а что он при этом делает, нас не очень интересует.

Сомневаюсь, правда, что будут платить. Разбегаться начнут. И тут вопрос, что будет сильнее — коррупция или фискальная служба.

«СП»: Но какой-то КПД от новых мир будет?

— Трудно сказать. Все равно объем денег будет тот же самый. Только они будут чуть по-другому распределены, и государству достанется больше.

Может, это и хорошо. Может, наш бизнес пора уже по рукам бить. С другой стороны, он же работать совсем перестанет. С чего тогда налоги будут брать?


Нелегальный работник тем и отличается от легального, что прав у него нет никаких. Но сделаешь его легальным, ему оставят только «белую» часть его зарплаты, чтобы он мог с этих денег только не помереть.

В общем, с точки зрения эффективности этого процесса, а не его полезности, наверное, будет лучше, если мы заткнем дыру в бюджете. Но сможем ли мы её заткнуть?

Исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Шубин, в свою очередь, отметил, что вопрос противодействия нелегальной занятости встал более актуально, поскольку нужно собирать и обеспечивать выплатами нынешнее поколение пенсионеров:

— Так или иначе, у нас трехсторонние комиссии были. Создавались они на уровне губернаторов, и там также привлекались налоговая служба, прокуратура и предприниматели. Но поскольку сама проблема теневой занятости комплексная, ее нельзя решить именно трехсторонними комиссиями. Решение должно быть систематизированное.

Нужно смотреть в том числе и на систему закупок. Когда приоритет отдается наименьшей по цене заявке, а не смотрится, есть ли там налоговая или какая-то другая оптимизация.

Соответственно, вопрос вообще следует ставить комплексно. А комиссии, которые предписано создать, на мой взгляд, лишь один из карательных инструментов. К эффекту — т.е., к «обелению» теневой занятости, он сразу не приведет. Скорее, это будет чем-то вроде дамоклова меча над предпринимателями.

Опять же, к каждому региону нужно подходить индивидуально. Смотреть на экономику дальних регионов. Сёл и муниципалитетов там у нас около 19 тысяч — все разные по уровню экономического развития. Поэтому здесь тоже какая-то общая методика должна быть, с корреляцией на удаленность, на количество жителей и т. д.

Например, некоторые автолавки, которые завозят в эти удаленные места хлеб и другие продукты первой необходимости, они изначально убыточны. Но в рамках общего бизнеса потребкооперации их держат, потому что это социальная нагрузка.

«СП»: По-вашему, новые меры направлены больше на защиту работников или бюджета?

— Я думаю, бюджета. Спросите любого работника, что он выберет — получать 20 тысяч без официального оформления или с оформлением по всем правилам, но 16…

Все ответят однозначно — двадцать.


Материал комментируют: Андрей Шубин Дмитрий Журавлев В регионах России создадут комиссии по противодействию нелегальной занятости. Соответствующее постановление за подписью премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на официальном портале правовой информации. «Утвердить прилагаемое Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости», — говорится в документе. Напомним, с 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». В нем впервые дано определение такому понятию, как «нелегальная занятость» — «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». А также появилась отдельная глава (№ 13), которая регламентирует порядок борьбы с такого рода явлением, чего в ранней редакции закона не было. Между тем по состоянию на октябрь 2023 года, Минтруд выявил более 663 тысяч россиян, которые были заняты в теневом секторе экономики. То есть, когда сам факт установления трудовых отношений между работником и работодателем от официальных властей по разным причинам скрывался. Именно для решения соответствующих проблем в каждом регионе РФ и будут сформированы межведомственные комиссии. Их главная задача — координация между властями регионов и муниципалитетов, ФНС, СФР, Рострудом, центрами занятости, МВД, прокуратурой, профсоюзами и объединениями работодателей. Кроме того, они будут проводить мониторинг и анализ результатов работы. К примеру, если комиссия получает информацию о нарушении порядка оформления трудовых отношений, она должна будет направить ее в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости для рассмотрения вопроса о проведении надзорных мероприятий. В число таких нарушений, как сообщается, входит выплата месячной зарплаты ниже МРОТ сотрудникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда. Случаи, когда работникам незаконным образом платится зарплата ниже минимального размера оплаты труда, к сожалению, еще имеют место. Так, РБК приводит данные Росстата, согласно которым среднедушевой доход 10% населения страны в четвертом квартале 2022 года составил 10,5 тыс. руб. При этом МРОТ на тот период был на уровне 15,3 тыс. руб. Межведомственные комиссии наделяются правом запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов. Перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в такие комиссии, установит Минтруд по согласованию с Федеральной налоговой службой и Рострудом, а порядок предоставления данных — кабмин. К тому же, новый орган может отслеживать ситуации с «серыми» и «черными» зарплатами. Или же случаи, когда трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми и не только. Содействуя, таким образом, Роструду в создании общедоступного единого реестра работодателей, которые допустили факты нелегальной занятости. Помогут ли новые меры решить проблему «теневого труда» или в какой-то степени ее минимизировать? Этот вопрос «СП» адресовала научному руководителю Института региональных проблем, политологу Дмитрию Журавлеву: — Задача этих комиссии, как мне представляется, в противодействии работе мимо налоговой службы. Ведь главная проблема нелегальной занятости не в самой нелегальности, а в том, что бизнес таким образом уходит от налогов. А бюджет очень нуждается в деньгах. И сейчас мы по сусекам собираем все, в том числе и налоги с работников. Но, думаю, проблему «теневиков» мы тем самым не решим. Потому что обратной стороной этих мер будет повышение цены труда. И, как следствие этого — повышение себестоимости производства. Я не могу сказать, что окажется более значимым — полученные налоги или потерянная прибыль предприятий, из которых половина попытается, скорей всего, куда-нибудь от этого убежать. «СП»: Нелегальный труд часто связан с нелегальной миграцией, но в постановлении правительства это никак не обговаривается. Почему? — С нелегальной миграцией мы сделать ничего не можем — у нас нет границ. Чего писать о том, чего мы все равно не можем исправить. Поэтому мы не будет бороться с нелегальной миграцией. Мы будет их хвалить, чтобы они налоги платили. Потому что главное, чтобы мигрант платил, а что он при этом делает, нас не очень интересует. Сомневаюсь, правда, что будут платить. Разбегаться начнут. И тут вопрос, что будет сильнее — коррупция или фискальная служба. «СП»: Но какой-то КПД от новых мир будет? — Трудно сказать. Все равно объем денег будет тот же самый. Только они будут чуть по-другому распределены, и государству достанется больше. Может, это и хорошо. Может, наш бизнес пора уже по рукам бить. С другой стороны, он же работать совсем перестанет. С чего тогда налоги будут брать? Нелегальный работник тем и отличается от легального, что прав у него нет никаких. Но сделаешь его легальным, ему оставят только «белую» часть его зарплаты, чтобы он мог с этих денег только не помереть. В общем, с точки зрения эффективности этого процесса, а не его полезности, наверное, будет лучше, если мы заткнем дыру в бюджете. Но сможем ли мы её заткнуть? Исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Шубин, в свою очередь, отметил, что вопрос противодействия нелегальной занятости встал более актуально, поскольку нужно собирать и обеспечивать выплатами нынешнее поколение пенсионеров: — Так или иначе, у нас трехсторонние комиссии были. Создавались они на уровне губернаторов, и там также привлекались налоговая служба, прокуратура и предприниматели. Но поскольку сама проблема теневой занятости комплексная, ее нельзя решить именно трехсторонними комиссиями. Решение должно быть систематизированное. Нужно смотреть в том числе и на систему закупок. Когда приоритет отдается наименьшей по цене заявке, а не смотрится, есть ли там налоговая или какая-то другая оптимизация. Соответственно, вопрос вообще следует ставить комплексно. А комиссии, которые предписано создать, на мой взгляд, лишь один из карательных инструментов. К эффекту — т.е., к «обелению» теневой занятости, он сразу не приведет. Скорее, это будет чем-то вроде дамоклова меча над предпринимателями. Опять же, к каждому региону нужно подходить индивидуально. Смотреть на экономику дальних регионов. Сёл и муниципалитетов там у нас около 19 тысяч — все разные по уровню экономического развития. Поэтому здесь тоже какая-то общая методика должна быть, с корреляцией на удаленность, на количество жителей и т. д. Например, некоторые автолавки, которые завозят в эти удаленные места хлеб и другие продукты первой необходимости, они изначально убыточны. Но в рамках общего бизнеса потребкооперации их держат, потому что это социальная нагрузка. «СП»: По-вашему, новые меры направлены больше на защиту работников или бюджета? — Я думаю, бюджета. Спросите любого работника, что он выберет — получать 20 тысяч без официального оформления или с оформлением по всем правилам, но 16… Все ответят однозначно — двадцать.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl