Директор по маркетингу Уральского банка реконструкции и развития Алексей Мерзляков о ключевых итогах ушедшего 2017 года и о прогнозах на предстоящий 2018 год
Фото:
предоставлено банком
Итоги банка
В 2017 году население стало переходить от сберегательной модели поведения к потребительской активности. Впервые за два года мы зафиксировали рекордный интерес к кредитованию. Это стало результатом стабилизации экономики и выхода УБРиР на рынки рефинансирования и ипотечного кредитования. Вместе с тем, взрывной рост спроса вызвала новая кредитная карта «120 дней без процентов» с длительным льготным периодом. Сейчас выдачи по этому продукту в два раза превышают показатели по другим кредитным картам банка.
То же самое можно сказать и о бизнес-клиентах. Последние два года банки вели консервативную политику в части кредитования бизнеса, и для многих малых предприятий доступ к финансированию был ограничен. Предприниматели, которые не смогли в критической ситуации грамотно управлять финансовыми потоками, ушли с рынка. Для всех остальных сейчас открыты прекрасные возможности получения финансирования. И клиенты этим активно пользуются: за 11 месяцев работы количество заявок на кредиты выросло на 13,6% по сравнению с этим же периодом 2016 года, а количество выдач увеличилось на 27,5%.
В этом году УБРиР наращивал офисную сеть для корпоративных клиентов: с начала года открылось 4 офиса «легкого» формата. Новые точки продаж появились в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде.
Ключевые тренды 2017 года
В 2017 году возрос спрос на кредитование. Это связано с тем, что банки существенно скорректировали условия по продуктам. Если в 2015 году и в начале 2016 года ресурсы были дорогостоящими для банков, то сейчас ключевая ставка опустилась до комфортного уровня - 7,75% годовых. У банков появилась возможность значительно снизить стоимость кредитных ресурсов. В сентябре мы рекордно для себя уменьшили ставки по разным кредитам. Изменения по потребительским кредитам составили от 1 до 7,9 п.п., по ипотечной программе - до 0,75 п.п., по рефинансированию - от 0,9 до 2 п.п. Изменение условий стимулировало спрос клиентов на эти продукты.
Повышенным интересом пользуются программы рефинансирования как потребительских кредитов, так и ипотеки. И это понятно - люди стремятся снизить нагрузку на бюджеты. В первую очередь рефинансируются те клиенты, которые вынуждены были брать дорогие кредиты в 2014-2015 годах. Зачастую к нам в банк за рефинансированием приходят клиенты, оформлявшие займы под 25-27% годовых, а по ипотеке - под 15% годовых. Сейчас ипотечные ставки опустились до рекордного уровня: в октябре средняя ставка по выданным кредитам составляла 9-9,5%.
В корпоративном бизнесе наблюдается аналогичная картина. В течение года ставки по программам финансирования бизнеса корректировались три раза. Сейчас минимальная ставка по кредиту, который выдается под залог любого ликвидного имущества, составляет 12,5% годовых, а по залоговому овердрафту - 10,5%.
Прогнозы на 2018 год
В розничном бизнесе в следующем году основным драйвером роста рынка, безусловно, будет ипотека. Учитывая продолжающееся снижение ставок и улучшение условий по этому виду кредитования, этот сегмент имеет значительный потенциал для роста. В следующем году мы планируем расширить ипотечную программу в регионах присутствия. В сегменте потребкредитования банки сконцентрируются на улучшении условий по продуктам для клиентов с положительной кредитной историей, чтобы качественно увеличивать кредитные портфели. Продолжится активное развитие программ рефинансирования.
Реальные доходы населения, скорее всего, останутся на прежнем уровне. Люди с небольшими доходами закроют свой отложенный спрос на товары за счет своих накоплений и кредитования, а с высокими доходами - сохранят сберегательную модель поведения, и возможно присмотрятся к альтернативным источникам инвестиций, например, ценным бумагам.
Помимо улучшения условий по продуктам, банки будут работать над улучшением качества обслуживания и над развитием различных сервисов, чтобы сделать взаимодействие с клиентом максимально удобным, мобильным и доступным. В УБРиР принята стратегия до 2020 года, ключевая цель которой заключается в повышении качества обслуживания клиентов. В 2018 году мы планируем развивать службу доставки банковских продуктов и дистанционные каналы обслуживания.
В корпоративном направлении на фоне стимулирования государством перехода на безналичные платежи активное развитие в 2018 году получит эквайринг для бизнеса. Также в 2018 году мы будем продолжать развивать услуги, нацеленные на развитие и поддержание бизнеса - это, так называемые, нефинансовые сервисы. По нашим прогнозам, будет востребован качественный и выгодный аутсорсинг работы юристов, HR-специалистов, «рекламщиков».