Инфляция-2018: почему можно верить Росстату - «Новости Банков» » Новости Дня Сегодня
Инфляция-2018: почему можно верить Росстату - «Новости Банков» 21:45 Четверг 0 311
17-01-2019, 21:45

Инфляция-2018: почему можно верить Росстату - «Новости Банков»


Аналитик Bankinform.ru Алексей Прокопьев подводит итог собственных наблюдений за ценами
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Вот уже несколько лет кряду я практикую необычное новогоднее развлечение - в первые дни января фиксирую цены на продукты в паре популярных супермаркетов (из ТОП-5 по обороту) и сравниваю их с ценами годовой давности, получая таким образом цифры «личной инфляции». Строго говоря, у меня выходит цифра не за календарный год (для этого нужно фиксировать цены в конце декабря, когда дел особенно много), а в годовом выражении «начало января к началу января». Однако учитывая кустарность исследования (которое, как я уже сказал, для меня скорее развлечение), довольствуюсь и таким. Обычно моя личная инфляция оказывается значительно меньше «ощущений» и примерно на том же уровне, что и «официальная» инфляция Росстата. Однако по итогам 2018 года ситуация вышла иной.

Прежде всего, почти все подорожавшие товары подорожали значительно - в среднем от 8 до 18%, по дешевой продукции (макароны, хлеб) есть случаи прироста вплоть до 34%. Однако практически всегда такой резкий рост цен в одном из «контрольных» магазинов нивелировался низким, нулевым или вообще отрицательным (товар дешевел) показателем в другом магазине (при этом магазины «менялись ролями» в отношении разных товаров). Некоторые примеры приведены ниже в таблице (фактор скидок учтён). Просто идеальная ситуация для самообмана! Ведь думая об инфляции, мы склонны к тому, что психологи называют генерализацией частного случая - выделять наиболее яркий пример, забывая прочие. Естественно, люди запомнят только резкий рост цен в тех местах, где он есть, и печальная сказка о запредельной инфляции будет пересказана на старый лад в очередной раз. Между тем, хотя моя маленькая выборка не позволяет выводить средний показатель инфляции, подмеченная тенденция свидетельствует, что он будет небольшим и не сильно превзойдёт показатели прежних лет (когда практически не было случаев резкого роста цен). Росстат оценивает продуктовую инфляцию-2018 на уровне 5%, и лично мне теперь эта цифра представляется реалистичной.


Товар
Прирост цен, магазин №1 / магазин №2

Сок


17,5% / - 10,1%


Макароны


0% / 34%


Хлеб чёрный


26% / 8%


Хлеб белый


- 3% / 10%


Бананы


5,3% / - 6,7%


Соль


0% / 8,3%




Товары, показавшие максимальный рост цен (отдельные случаи)
Товары, показавшие минимальный рост цен (отдельные случаи)
макароны (34%), чёрный хлеб (26%), печенье (17,7%), сок (17,5), кофе (12,3%), яйцо (11,1%), чай (11%), молоко (10,3%)
шоколад (-11%), сок (-10,1%), бананы (-6,7%), лук (-4,3%), белый хлеб (-3%), водка (-3%), творог (0%), сметана (0%), растительное масло (0%) сгущённое молоко (0%), сыр (0%)


Помимо этого в отношении продуктовой инфляции по итогам 2018 года можно сделать еще несколько занятных наблюдений.


Во-первых, в отличие от 2016-17 годов, когда бодро и повсеместно дешевели сахар, крупы, чай и яйца, в 2018 году ни по одному товару не зафиксировано падения цен. Как мной, так и Росстатом.

Во-вторых, наибольший рост цен показали продукты, предыдущие пару лет в подобном не замеченные - молоко, отдельные хлебобулочные изделия, яйца, сахар. По этому принципу в ближайшей перспективе могут резко подорожать подсолнечное масло (стоимость которого не меняется уже три года), сыр, сметана, творог и белый хлеб (эти продукты в 2018 году не дорожали).

В-третьих, за последние пару лет увеличилось значение скидочных акций. Динамика базовых и скидочных цен всё больше расходится, по сути это две разные истории. Например, чай в 2018 году вновь стал дорожать, но его цены со скидкой продолжают обновлять минимумы, упав уже почти вдвое против уровней двухлетней давности. То же самое, пусть в меньших масштабах, можно наблюдать по кофе, сокам, шоколаду, алкоголю и другим продуктам. А это, как и различия в динамике цен разных торговых сетей, ведёт к ускоренной дифференциации «личных инфляций», то есть ситуации, когда люди сравнивающие цены (базовые и скидочные, цены в разных магазинах) экономят всё больше и больше по сравнению с людьми, которые за это не заморачиваются.

Напоследок замечу, что всё вышесказанное отнюдь не претендует на статус серьёзной аналитики, хотя бы из-за скудости рассматриваемой корзины (три десятка продуктов в двух супермаркетах). Это лишь размышления человека, привыкшего судить по фактам (каким-никаким), а не субъективным впечатлениям.


Аналитик Bankinform.ru Алексей Прокопьев подводит итог собственных наблюдений за ценами Фото: Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис» Вот уже несколько лет кряду я практикую необычное новогоднее развлечение - в первые дни января фиксирую цены на продукты в паре популярных супермаркетов (из ТОП-5 по обороту) и сравниваю их с ценами годовой давности, получая таким образом цифры «личной инфляции». Строго говоря, у меня выходит цифра не за календарный год (для этого нужно фиксировать цены в конце декабря, когда дел особенно много), а в годовом выражении «начало января к началу января». Однако учитывая кустарность исследования (которое, как я уже сказал, для меня скорее развлечение), довольствуюсь и таким. Обычно моя личная инфляция оказывается значительно меньше «ощущений» и примерно на том же уровне, что и «официальная» инфляция Росстата. Однако по итогам 2018 года ситуация вышла иной. Прежде всего, почти все подорожавшие товары подорожали значительно - в среднем от 8 до 18%, по дешевой продукции (макароны, хлеб) есть случаи прироста вплоть до 34%. Однако практически всегда такой резкий рост цен в одном из «контрольных» магазинов нивелировался низким, нулевым или вообще отрицательным (товар дешевел) показателем в другом магазине (при этом магазины «менялись ролями» в отношении разных товаров). Некоторые примеры приведены ниже в таблице (фактор скидок учтён). Просто идеальная ситуация для самообмана! Ведь думая об инфляции, мы склонны к тому, что психологи называют генерализацией частного случая - выделять наиболее яркий пример, забывая прочие. Естественно, люди запомнят только резкий рост цен в тех местах, где он есть, и печальная сказка о запредельной инфляции будет пересказана на старый лад в очередной раз. Между тем, хотя моя маленькая выборка не позволяет выводить средний показатель инфляции, подмеченная тенденция свидетельствует, что он будет небольшим и не сильно превзойдёт показатели прежних лет (когда практически не было случаев резкого роста цен). Росстат оценивает продуктовую инфляцию-2018 на уровне 5%, и лично мне теперь эта цифра представляется реалистичной. Товар Прирост цен, магазин №1 / магазин №2 Сок 17,5% / - 10,1% Макароны 0% / 34% Хлеб чёрный 26% / 8% Хлеб белый - 3% / 10% Бананы 5,3% / - 6,7% Соль 0% / 8,3% Товары, показавшие максимальный рост цен (отдельные случаи) Товары, показавшие минимальный рост цен (отдельные случаи) макароны (34%), чёрный хлеб (26%), печенье (17,7%), сок (17,5), кофе (12,3%), яйцо (11,1%), чай (11%), молоко (10,3%) шоколад (-11%), сок (-10,1%), бананы (-6,7%), лук (-4,3%), белый хлеб (-3%), водка (-3%), творог (0%), сметана (0%), растительное масло (0%) сгущённое молоко (0%), сыр (0%) Помимо этого в отношении продуктовой инфляции по итогам 2018 года можно сделать еще несколько занятных наблюдений. Во-первых, в отличие от 2016-17 годов, когда бодро и повсеместно дешевели сахар, крупы, чай и яйца, в 2018 году ни по одному товару не зафиксировано падения цен. Как мной, так и Росстатом. Во-вторых, наибольший рост цен показали продукты, предыдущие пару лет в подобном не замеченные - молоко, отдельные хлебобулочные изделия, яйца, сахар. По этому принципу в ближайшей перспективе могут резко подорожать подсолнечное масло (стоимость которого не меняется уже три года), сыр, сметана, творог и белый хлеб (эти продукты в 2018 году не дорожали). В-третьих, за последние пару лет увеличилось значение скидочных акций. Динамика базовых и скидочных цен всё больше расходится, по сути это две разные истории. Например, чай в 2018 году вновь стал дорожать, но его цены со скидкой продолжают обновлять минимумы, упав уже почти вдвое против уровней двухлетней давности. То же самое, пусть в меньших масштабах, можно наблюдать по кофе, сокам, шоколаду, алкоголю и другим продуктам. А это, как и различия в динамике цен разных торговых сетей, ведёт к ускоренной дифференциации «личных инфляций», то есть ситуации, когда люди сравнивающие цены (базовые и скидочные, цены в разных магазинах) экономят всё больше и больше по сравнению с людьми, которые за это не заморачиваются. Напоследок замечу, что всё вышесказанное отнюдь не претендует на статус серьёзной аналитики, хотя бы из-за скудости рассматриваемой корзины (три десятка продуктов в двух супермаркетах). Это лишь размышления человека, привыкшего судить по фактам (каким-никаким), а не субъективным впечатлениям.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl