Что мы все о картах да о картах. Поговорим о себе любимых. 2019-й закончился. Что запишем в доходы и что — в убытки?
Самый печальный факт прошедшего года. Впрочем, не новый. Реальные располагаемые доходы падали предыдущие несколько лет (с 2014 по 2017 год), практически неотличимый от нуля рост они показали в 2018 году (и то после пересчета Росстатом). Небольшой рост 2019 года (ставший возможным после резкого труднообъяснимого скачка в III квартале) ситуацию никак не меняет.
«Для меня как эксперта проблема шире — это отсутствие перспектив, — говорит специалист по региональному развитию Наталья Зубаревич в интервью сайту «Эконс», который ведут сотрудники ЦБ. — Старые инструменты и система уже не дают возможности роста. Новые инструменты невозможны в этой политико-экономической ситуации. И у страны впереди четыре-пять лет как минимум стагнации. Стагнация рождает депрессию, депрессия рождает утечку мозгов. Те, кто могут, уедут. Те, кто останутся, не смогут. Вот чего я боюсь».
Появились даже грустные шутки вроде «люди — новая нефть». И когда ситуация изменится, непонятно.
Благодаря расходам на реализацию нацпроектов от 2020 года экономисты ожидают чуть более существенного роста, чем в 2019-м. Но вот транслируется ли этот рост в рост доходов и если транслируется, то чьи доходы вырастут — пока непонятно.
Мы начали с пессимистичной ноты, но большинство остальных ключевых событий, которые повлияли на финансовую жизнь россиян в 2019 году, скорее, положительные.
Центробанк пять раз за этот год понижал ключевую ставку: начав с уровня 7,75% и заканчивая год с 6,25%. Он упорно движется к своей цели по инфляции в 4%, для чего и используются изменения ключевой ставки. Это хорошо, хотя многие и не понимают, какой в этом смысл: «4% или 12%, какая в самом деле разница». В 2015 году один из лучших российских банковских аналитиков Михаил Матовников объяснял в своей колонке плюсы низкой и контролируемой инфляции для обычных потребителей:
- банки выставляют более адекватные (читай: низкие) ставки по кредитам;
- клиенты не боятся размещать средства на долгосрочных депозитах, давая банкам возможность долгосрочного кредитования в рублях;
- снижаются расходы на обслуживание кредитов. Например, при снижении ставки с 13,5% до 7% ежемесячный платеж по кредиту размером 2 млн рублей снижается с 23 тыс. до 14 тыс. рублей в месяц;
- снижаются риски масштабных девальваций рубля. Во время кризисов грандиозные масштабы обесценения рубля (например, в 1998, 2008 и 2014 годах) прямо зависели как раз от накопленной инфляции.
Снижение ставок уже привело к заметному снижению ставок на ипотеку. Потребительские кредиты и ставки по картам тоже будут снижаться, но с некоторым лагом. К тому же не исключено дальнейшее снижение ключевой ставки — до 6% в начале следующего года.
С 1 июля 2019 года действуют новые правила в строительстве, согласно которым девелоперы переходят на систему финансирования проектов и продажи жилья в новостройках с использованием эскроу-счетов. Эта система призвана окончательно остановить рост армии обманутых дольщиков (а на возмещение ущерба уже существующих дольщиков государству потребуется потратить 500 млрд рублей, по расчетам Фонда защиты дольщиков).
Система простая и эффективная. Настолько, что возникает вопрос, почему ее внедрение не произошло раньше. Правда, в середине нулевых Сбербанк пытался внедрить похожую систему, когда застройщик получал часть кредитной линии на постройку следующего этажа только после того, как контролер от банка проверит, построен ли предыдущий. Такая система тогда не прижилась: для застройщиков она была невыгодна, гораздо проще собрать деньги с будущих жильцов на стадии котлована, благо отбоя от желающих не было. Многие из этих желающих как раз и пополнили ряды 200-тысячной армии обманутых дольщиков.
Эскроу-счета — это, по сути, система повышения доверия в системе сделок. Их давным-давно применяют, например, при покупке компаний и предприятий. Их используют даже интернет-продавцы, такие как Alibaba. Принцип везде один и тот же: покупатель уже заплатил деньги, но они пока лежат на промежуточном, эскроу, счете. Продавец их получает только тогда, когда станет ясно, что покупатель получил то, что хотел.
Некоторые эксперты, правда, пугают ростом цен. Но это больше похоже на лоббистскую риторику застройщиков. Сейчас рынок покупателя, и застройщикам придется это учитывать. Повышение цен — это снижение и так вялых продаж и объемов строительства, а эта штука может оказаться пострашнее снижения маржи.
СБП, внедряемая Центробанком, должна сделать быстрые и недорогие переводы доступными для всех россиян. По данным Банка России, к началу декабря объем переводов через СБП превысил 40 млрд рублей, клиенты банков совершили около 5 млн операций (система была запущена 28 февраля). Значительная часть переводов сейчас бесплатна для клиентов, но ситуация может измениться после того, как в январе ЦБ начнет взимать комиссии с банков (0,5—3 рубля за операцию). Число людей, которым можно будет отправить перевод, будет расти по мере подключения к системе новых банков (в частности, обещал это сделать Сбербанк). И хотя многое будет зависеть от уровня комиссий, которые будут назначать банки, система обещает множество бенефитов простым клиентам. В частности, снижение необходимости снятия наличных.
Уже есть планы по использованию возможностей СБП для решения старых проблем, в частности «зарплатного рабства».
Налоговые новации 2019 года состояли в повышении НДС и появлении новой категории налогоплательщиков — самозанятых. Для них работает свой налоговый режим — от 4% (если продаешь услуги населению) до 6% (если покупатели — корпорации) налога, практически полное отсутствие отчетности и вообще комфортный вариант взаимодействия с налоговиками. Тема успешно «поехала» — в качестве самозанятых за год зарегистрировалось 330 тыс. человек (это много, ведь эксперимент проводился лишь в четырех регионах). С нового года самозанятым можно будет назваться еще в 19 регионах.
Осталась одна проблема — недоверие. Самозанятые и прочие интересующиеся тревожно ждут: когда ловушка захлопнется и бюрократы начнут ухудшать условия?
Совсем свежая тема, озвученная только в конце 2019 года. Но, судя по калибру задействованных в обсуждении чиновников, эта небольшая налоговая революция почти точно будет реализована в 2020 году. Правда, ее детали (отмена НДФЛ для людей с доходами менее чем 10 тыс. рублей в месяц и повышение налога до 16% для всех остальных), скорее всего, серьезно поменяются.
В нынешнем варианте эксперты видят массу проблем. Во-первых, облегчать налогообложение надо домохозяйству с низким подушевым доходом, а не отдельному налогоплательщику.
Во-вторых, как быть с региональной спецификой? Английский футбольный комментатор как-то сказал: «В футбол играют 22 человека, а побеждают всегда немцы». В переводе на русский экономический: «Играют 85 регионов, а побеждает всегда столичный бюджет». В нынешнем озвученном варианте огромные деньги потеряют бедные регионы (НДФЛ поступает в местные бюджеты), а выиграет богатая Москва, расходование бюджета которой и так уже выглядит как «на что бы ни потратить, только бы федералам не досталось».
Маленькая пенсионная реформа с предложением так называемого гарантированного пенсионного плана получила в основном отрицательные отклики. Во-первых, потому, что после заморозки накопительной части пенсии и повышения пенсионного возраста любое вмешательство в пенсионные дела со стороны государства выглядит подозрительно. Во-вторых, потому, что на фоне росстатовских сообщений о том, что уже под 40% участвовавших в их исследовании заявили о растущих проблемах с обеспечением семей питанием, добровольное откладывание на собственную пенсию со стороны российских масс не выглядят реалистичным прогнозом.
Но в целом идея неплохая. Может, когда-нибудь мы ею воспользуемся.
От 2019 года остаются странные ощущения. Финансовые услуги могут быть удобными или не очень — были бы деньги, чтобы распробовать эти услуги на вкус. И вот с деньгами оказалось не очень, хотя большинство изменений пришлись весьма кстати.
Лозунг 2020 года: дайте уже заработать, чтобы вашими инновациями воспользоваться.
Сергей КАШИН,