ВАШИНГТОН, 24 мар — Новости Дня. Первым и важнейшим шагом к предотвращению милитаризации космоса должен стать запрет на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО, заявил президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор.
Эксперт: призывы в США начать гонку вооружений в космосе крайне опасны
"Для эффективной реализации возможных договоренностей мы предлагаем в качестве первого эффективного шага на пути к предотвращению милитаризации космического пространства договориться о запрете на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО", — сказал Кантор. При его участии в Вашингтоне (округ Колумбия, США) состоялась презентация новой книги Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда "Инициатива по снижению ядерной угрозы" (Nuclear Threat Initiative, США) "Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм". Книга представляет собой экспертный взгляд на наиболее важные вопросы нераспространения, а также проблемы сокращения и ограничения ядерных вооружений.
Собравшиеся на презентации в Вашингтоне эксперты отметили, что российско-американские отношения находятся на переломном этапе. По их словам, надежды на быстрое разрешение кризиса отношений двух держав, имевшиеся у многих политиков и экспертов в связи с ожиданием и приходом к власти президента Трампа, по их словам, пока не оправдываются. В условиях отсутствия предметного диалога политики и военные с обеих сторон продолжают обвинять противоположную сторону в действиях, направленных на нарушение имеющихся договоренностей и раскручивание гонки вооружений. Авторы книги напомнили, что попытки закрепить в международном праве положения, которые максимально закрывали бы возможности милитаризации космоса, предпринимались с первых запусков в космос.
СССР в 1958 году внес в ООН предложение о запрещении использования космического пространства в военных целях. В 1963 году был принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – тем самым, на подобное "использование" космоса был наложен полный запрет. В 1967 году вступил в силу разработанный по инициативе СССР Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Этот документ запрещает выведение на орбиту вокруг Земли и размещение в космосе каким-либо иным образом любых объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. В итоге космос стал безграничной безъядерной зоной.
Бородавкин: продвижение к ядерному разоружению должно быть постепенным
Однако эксперты напоминают, что если ядерное оружие в космосе запрещено, то с неядерными системами вооружений дело обстоит сложнее, так как космическое право не запрещает размещение в космосе любого оружия, не являющегося ОМУ. Не существует и запрета на создание, испытание и развертывание в космосе противоспутникового оружия. Вместе с тем, Россия еще в 1983 году взяла на себя обязательство не выводить первой в космическое пространство каких-либо видов такого оружия до тех пор, пока другие государства будут от этого воздерживаться.
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 49 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств. Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет и Наблюдательный совет. Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия, и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению региональных ядерных кризисов.