Материал комментируют:
Кирилл Зима
Прокатчики иностранного кино и любители киноновинок озадачены новыми нормами организации кинопроката, которые вводит Министерство культуры России. Оставшаяся практически незамеченной широкой общественностью за более горячими новостями, эта реформа, тем не менее, кардинальным образом меняет всю ситуацию в сфере кинопроката в современной России. Вот бы с чем можно было повоевать депутату Наталье Поклонской, вместо того чтобы сражаться с «Матильдой», нашумевшего блокбастера Алексея Учителя. Сейчас многие фильмы, судя по всему, и без Поклонской рискуют не дойти зрителя.
Как известно, до недавнего времени кинопрокатчики платили государству лишь 3,5 тысячи рублей за прокатное удостоверение — деньги, подъемные практически для каждого человека, не говоря уже о юридических лицах. О необходимости повышения этого порога руководство Министерства культуры заговорило еще в начале 2017 года. Тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков даже отметил, что прежде, чем повышать сумму, необходимо все очень тщательно взвесить, так как на первом месте должны быть интересы отечественного зрителя.
Благое дело для отечественного кинематографа
Теперь, если проект Минкульта будет утвержден, помимо оплаты стоимости прокатного удостоверения, прокатчикам придется платить единовременный фиксированный сбор за каждый отдельный фильм. Его размер впечатляет — 5 млн рублей. При этом, за прокат отечественных фильмов эти деньги будет компенсировать Фонд кино, а вот показывать зарубежные кинокартины в России станет весьма накладно. Но ведь и за прокат отечественных фильмов надо будет где-то найти эти пять миллионов, прежде чем их компенсирует Фонд кино.
Министр культуры Владимир Мединский объяснил инициативу необходимостью очищения российского проката от низкобюджетного зарубежного кино. Управляющий директор Фонда кино Антон Малышев также обратил внимание на перенасыщенность российского проката далеко не лучшими голливудскими картинами. И это действительно так. С другой стороны, есть множество прекрасных зарубежных фильмов, причем в число кассовых они не входят и собрать достаточные средства для покрытия сбора им будет либо очень проблематично, либо вообще невозможно. Правда, в проекте прописали, что пять миллионов рублей прокатчик будет обязан заплатить в Фонд кино только в том случае, если число показов кинофильма в кинотеатрах превысит сто сеансов. Причем оплату надо внести в течение тридцати дней, иначе можно вообще лишиться права на прокат кино в России.
Но редко какой иностранный фильм выходит в прокат менее, чем ста сеансами. Поэтому платить придется за большинство картин, попадающих в российские кинотеатры. Между тем, количество отечественных и иностранных картин, которые демонстрируются в российских кинотеатрах, практически равно — в 2016 году кинотеатры страны показали 585 наших картин и 413 иностранных фильмов.
Конечно, вырученные средства от прокатного сбора могут пойти на развитие отечественного кинематографа, а ограничения для иностранной «ширпотребовской» кинопродукции в теории откроют дорогу в кинотеатры российским фильмам, но нельзя не отметить и многочисленные риски, которые влечет за собой это решение. Не зря и кинопрокатчики, и продюсеры, и режиссеры отнеслись к инициативе Минкульта весьма настороженно.
Деньги в бюджет и коррупционные риски
Чем чревато принятие проекта Министерства культуры для отечественного кинопроката, корреспонденту «Свободной прессы» рассказал Кирилл Зима, российский режиссер, активно сотрудничающий с целым рядом российских и зарубежных студий, включая голливудские.
«СП»: — Для чего, с Вашей точки зрения, Министерство культуры вводит кинопрокатный сбор? Есть ли в этом смысл, кроме финансовой стороны?
— В этом вопросе есть несколько аспектов. Начнем с экономического. Предлагается брать со всех прокатчиков по 5 миллионов рублей и направлять эти же деньги на поддержание российского кинематографа. Перспектива, прямо скажем, сомнительная, и совершенно очевидно, к «поддержке» кино отношения не имеющая. С точки зрения кинобизнеса это похоже, скорее, на перераспределение денежных ресурсов, причем «перераспределение» — это очень мягко сказано. Забрать у тех, кто залез в бизнес, и распределить между теми, кому в бизнесе и так комфортно. Министерство культуры, как сообщается, будет решать, какие проекты достойны того, чтобы получить субсидии на прокатное удостоверение, а какие нет. А как они будут это решать, мы прекрасно понимаем. Точно так же, как сейчас Фонд Кино принимает решения по финансированию фильмов — интересных для государства в свете национальной идеи или создающихся людьми, имеющими хорошие связи. Про «откаты» говорить в лоб, наверное, рано, но возможность решать, кому ты можешь выделить пять миллионов рублей, чтобы их тебе же и вернули, дает очень много возможностей для коррупционных схем и сделок. Ну и автоматически эта система становится рычагом для цензуры. Во-первых, существует множество проектов, которые дистрибуторы не горят желанием выпускать на экраны из-за тем и идей, расходящихся с интересами про-властных структур. Понимание того, что получить какие-то субсидии на удостоверения для таких фильмов будет в принципе невозможным, вряд ли подогреет к прокату таких фильмов интерес. Во-вторых, нам недвусмысленно дают понять — «Раньше настоящих прокатных удостоверений не было, была смешная для кино сумма в 3500 рублей и куча головной боли с всякими бумажками. Теперь все будет серьезно!».
Пострадают таланты, а выиграют пираты
«СП»: — Вас, как режиссера, эта инициатива настораживает или она коснется лишь ограниченного списка картин? В последнем случае — что это за картины? Прокат каких картин может пострадать больше всего?
— Я сейчас веду переговоры о съемках нескольких полнометражных лент. Одна из них достаточно низкобюджетная. Хороший сценарий, хорошие актеры, потрясающая локация. Но для этого фильма нецелесообразно иметь раздутый бюджет. Какова вероятность того, что я прокачу этот фильм в России? Кто будет платить за это прокатное удостоверение? Дистрибутор скажет, что не будет платить, потому что у него «три блокбастера и две комедии зависли». Продюсер скажет, что не стоит тратить силы и деньги на этот рынок, что надо ориентироваться на другие страны. В моем случае фильм международный, англоязычный, так что это не проблема.
«СП»: — То есть, пострадают режиссеры без денег, из провинции?
— Конечно. Как быть региональным российским студиям? Талантливые люди — это не обязательно люди в Москве и в Питере. И многие в регионах снимают фильмы с бюджетом не намного превышающим стоимость этого прокатного удостоверения, а может быть и меньше. Современное оборудование дает такую возможность, а хороший вкус может позволить снять с небольшим бюджетом фильм лучше, чем многие ведущие российские киностудии. Можно сказать, что для ограниченного проката (меньше 100 показов) 5 миллионов платить не надо, а широкого у них не будет, и они это прекрасно понимают. Справедливо, если вы хотите жить в обществе, в котором талантливые или хотя бы трудоспособные люди должны априори понимать, что чуда не произойдет. Забудем на секунду про кинотеатры. Есть еще и рынок VOD, онлайн-кинотеатры, даже морально устаревшие DVD. Это тоже прокат, который, судя по всему, тоже будет требовать прокатных удостоверений.
«СП»: — Как может это нововведение отразится на кинопрокате иностранных картин в России? Не приведет ли это к отказу от проката многих фильмов в России?
— В случае с блокбастерами и фильмами, рекламные бюджеты которых в десятки и сотни раз превышают стоимость прокатного удостоверения, и которые точно принесут прибыль, проблем, наверное, не будет. Но вот от кинолент, прибыль которых может оказаться под вопросом, даже при высокой художественной ценности, прокатчики будут отказываться все чаще. Впрочем, если говорить о тех, кому новая цена на прокатные удостоверения точно пойдет на пользу, то, помимо Министерства культуры, это будут пираты. Помните славные гнусавые голоса из 90-х?