
Сегодня даже самые масштабные съемки все чаще проходят в павильонах, где города и пейзажи потом дорисовывают на компьютере. Но подлинность рождается именно из мелочей: холодного блеска влажного камня, хруста снега под ногами, естественной тени от дерева. Эти детали невозможно заменить графикой, и именно ради них в работу вступают мастера реальных декораций.
Создавать реальность там, где ее нет, — задача Сергея Доронина. Пустое поле под его руководством превращается в улицу, парк — в джунгли, а бетонная площадка — в каменный двор. Его работы можно увидеть в проектах международных стриминговых компаний — от боевика «Ричер» до антиутопии «Рассказ служанки», которые собирают многомиллионную аудиторию.
Как специалист с многолетним опытом работы, Сергей входил в жюри Московского международного кинофестиваля остросюжетного кино «Капля», состоит в международных профессиональных объединениях декораторов и художников-постановщиков, а также написал методическое пособие «Безопасность на съемочной площадке для технических специалистов», опубликованное в свободной продаже.
Мы поговорили с Сергеем о том, почему зрители по-прежнему ценят реальные декорации и какие задачи стоят перед художниками, создающими вымышленные миры.
«СП»: Сергей, успех сериалов, в которых вы работали, показывает: даже в век компьютерных технологий зрители тянутся к проектам с настоящими декорациями. Как вы думаете, почему они остаются так востребованы?
— Зритель чувствует разницу. Графика может быть безупречной, но она всегда остается картинкой. А когда актер идет по реальной улице или касается предмета, появляются детали, которые невозможно нарисовать — естественная тень, звук, движение. Камера это улавливает, и именно из этих мелочей рождается доверие к экранному миру.
«СП»: Ваша карьера началась в рекламном бизнесе. Что из тех умений оказалось особенно полезным на съемочных площадках?
— В рекламе я постоянно сталкивался с задачами «сделать невозможное» — например, установить баннер размером с дом так, чтобы он выдержал ветер и дождь, или смонтировать большую инсталляцию всего за одну ночь. Это требовало и креативности, и инженерного подхода. Когда я пришел в кино, понял, что задачи те же, только масштаб и ответственность выше. Опыт в российском рекламном бизнесе научил меня искать решения быстро и думать сразу в двух плоскостях — художественной и технической, что оказалось крайне ценным на международных проектах.
«СП»: Ваша работа уже трижды становилась темой публикаций в таких крупных медиа, как High on Films и «Экспресс Газета«. Как вы думаете, почему внимание прессы оказалось приковано именно к вашей профессии, которая обычно остается за кадром?
— Мне кажется, потому что зрителям и журналистам интересно узнать, что стоит за картинкой, которую они видят на экране. Обычно обсуждают актеров, режиссеров, спецэффекты, а вот создание реальной среды долгое время оставалось в тени. Когда люди узнают, что целый город может быть построен в чистом поле или джунгли вырастают в парке посреди зимы, это вызывает удивление. Эти истории помогают понять, что кино — это не только креатив, но и огромная инженерная и командная работа.
«СП»: Ваша работа часто связана с созданием масштабных декораций буквально с нуля. Можете вспомнить случай, когда условия оказались особенно сложными, и как вам удалось справиться с этой задачей?
— Самым серьезным испытанием стала зима с морозами до -20 градусов. Земля промерзала и становилась неподатливой, пересаженные растения плохо приживались, а строительные материалы вели себя капризно: бетон застывал слишком быстро, краска ложилась хуже. Чтобы не потерять время, мы изготавливали элементы в теплых ангарах и уже готовыми привозили их на площадку. Я долго подбирал команду — у нас было до десяти специалистов, чтобы у каждого была подходящая квалификация, и исходя из них распределял обязанности, особенно при работе с тяжелой техникой. Так было, например, на съемках сериала Reacher — «Ричер». Для первого сезона мы в чистом поле строили целый квартал с улицами, деревьями и газоном. В итоге зрители получили ощущение, что вместе с героем гуляют по настоящему городу.
«СП»: За эффектными кадрами зритель редко догадывается, какие инженерные задачи скрываются за кулисами. Был ли у вас пример, когда нужно было одновременно обеспечить и прочность конструкции, и её кинематографическую достоверность?
— Конечно, например, в Gen V — «Поколение „Ви“». Мы подошли к задаче как инженеры. Сначала сделали многослойное основание, рассчитанное на десятки тонн веса, а сверху уложили искусственный камень, подобранный так, чтобы он выглядел максимально естественно. При этом важно было не только как он смотрится вблизи, но и как падает свет, как он отражается в кадре. В итоге поверхность выдерживала лифты и другое оборудование все время съемок — больше полугода — и при этом сохраняла вид настоящего камня, без единой переделки.
«СП»: Вам приходилось работать над очень разными мирами — от постапокалиптических пейзажей до инопланетных лесов. Как удаётся соединять фантазию художников и реальные возможности площадки?
— Здесь важно соединить фантазию художников и реальные возможности. Для съемок последних эпизодов сериала Star Trek: Discovery — «Звездный путь: Дискавери» мы привезли живые пальмы, сделали систему фиксации и полива, чтобы они выдержали весь срок съемок, замаскировали технические элементы под декор. Для зрителя это выглядит как инопланетный лес, а для нас — как инженерный проект, где нужно учитывать и погоду, и потребности растений.
«СП»: Независимо от жанра — фантастика, боевик или драма — зрителю важно поверить в происходящее. Какие детали, на ваш взгляд, чаще всего создают это ощущение подлинности?
— В современном кино важнее всего — сделать так, чтобы зритель, как Станиславский, поверил. Неважно, это антиутопия, фантастика или боевик. Мелочи делают картинку убедительной: как лежит листва, какого цвета песок, какой свет падает на камень. В «Рассказе служанки» — The Handmaid’s Tale мы привычную улицу превратили в мир Гилеада. И именно такие детали создавали ощущение подлинности
«СП»: Вы также написали методическое пособие «Безопасность на съемочной площадке для технических специалистов». Почему эта тема для вас столь важна, и какие правила чаще всего помогают избежать проблем во время работы?
— На съемочной площадке всегда много людей, техники, сложных конструкций, и любая мелочь может обернуться проблемой. В книге я собрал практические правила, которые помогают минимизировать риски: от работы с тяжелыми декорациями и электрооборудованием до взаимодействия между разными отделами. Для меня важно, чтобы команда чувствовала себя в безопасности и могла сосредоточиться на творческой задаче.
«СП»: Сегодня компьютерная графика становится все совершеннее. Как вы думаете, будущее за изображениями, созданными при помощи цифровых технологий типа CGI или за живыми декорациями?
— Я считаю, что будущее кино — за совместной работой компьютерной графики и реальных декораций. Первое дает масштаб и безграничность, второе — ощущение подлинности. Когда тень падает от настоящего предмета или лист шуршит под ногой актера, зритель не думает о технологии — он верит в историю. Например, камера никогда не передаст правдоподобно, как колышется на ветру настоящая трава или как ломается под ногой построенный из досок настил. В таких деталях живые декорации выигрывают у любой графики.




