Психологи из Эдинбурга решили выяснить, насколько люди способны меняться с возрастом. Множество исследований по этой теме доказывают, что с годами личность человека меняется незначительно. Однако шотландским учёным удалось зафиксировать серьёзные отличия, когда они сравнили результаты тестирований 1947 и 1950 годов с ответами тех же самых людей на аналогичные вопросы, но уже 2012-м. О том, какие черты остаются с человеком на всю жизнь, — в материале RT.
Поиск добровольцев для учёных из Университета Эдинбурга оказался делом непростым. Предыдущие исследования данных одних и тех же людей спустя 30 и более лет не выявляли значительных изменений. Поэтому теперь, чтобы проследить эволюцию характера и интеллекта, специалисты решили сопоставить результаты личностных тестов, максимально увеличив временной промежуток между ними. Ответы опрошенных в 2012 году они сравнили с их же личностными тестами 60-летней давности — тогда испытуемые ещё учились в школе и их возраст не превышал 14 лет.
Взгляд со стороны
Шотландцы повторили ещё один важный этап давнего исследования. В 1947 году учителя также заполняли анкеты, в которых оценивали способности и черты характера школьников. Теперь же психологи попросили тех, кто согласился участвовать в повторном эксперименте, привлечь к участию в нём кого-нибудь из своих знакомых. Это было необходимо, чтобы получить взгляд со стороны, а следовательно — более объективную оценку личности испытуемых.
В недавно опубликованной работе учёные отмечают, что оценки личности испытуемых их учителями и знакомыми — спустя десятки лет — не имеют почти ничего общего. Только одна характеристика осталась неизменной — подверженность смене настроений.
Отмечается также незначительное расхождение в оценке и другой черты личности — совестливости, которая, как утверждают психологи, связана с ответственностью.
А вот такие характеристики, как уверенность в себе, упорство, оригинальность и желание выделиться, на которые также обращали внимание в ходе исследования, не показали корреляции.
Через призму времени
По словам учёных, их работа — одна из немногих зафиксировавших подобного рода изменения. Вероятно, дело в том, что до сих пор никто не охватывал такой большой временной промежуток.
Кроме того, значительная часть исследований изучала только взрослых, в возрасте около 20 лет. Тогда как шотландским исследователям удалось сравнить личностные характеристики людей в подростковом, а затем во вполне зрелом возрасте (старше 75 лет). Этим же они объясняют и столь заметные различия между показателями теста: дети и подростки активно учатся и получают новую информацию, благодаря чему личность может меняться в этот период интенсивнее, чем это происходит позднее.
Однако психологи отметили, что у их исследования есть и ряд недостатков. Например, несмотря на то что более ранние эксперименты демонстрировали сравнительно высокую объективность учителей в оценке качеств учеников, на их мнение о воспитанниках определённым образом влияла успеваемость школьников.
Кроме того, долгий срок, который разделял проведённые тестирования, не позволил оценить, как и из-за чего происходили изменения.
Умные и ответственные живут дольше
Неожиданно для себя учёные обнаружили ещё одну любопытную деталь. В 1947 году, когда только начался шотландский эксперимент с целью изучения психического здоровья школьников, в нём участвовали 1208 человек. Спустя 60 лет привлечь к исследованию удалось лишь малую их часть — 131. Более 400 человек с тех пор скончались, многие эмигрировали, или же просто не удалось выйти с ними на связь, а некоторые и вовсе не пожелали пройти тестирование. Тем не менее среди тех, кто в итоге согласился сотрудничать, большинство демонстрировали высокий уровень интеллектуальных способностей и ответственности как в школьные годы, в середине ХХ столетия, так и в преклонном возрасте, в начале XXI века.