20 июля 1944 года произошло самое известное покушение на Адольфа Гитлера. Взрыв в главной ставке фюрера «Вольфсшанце» («Волчье логово») стал последней попыткой высокопоставленных офицеров Германии устранить рейхсканцлера и захватить власть в стране. По одной из версий, это было 42-е покушение на Гитлера. Заговорщиков казнили, объявив предателями родины. RT выяснял, как изменилось отношение немцев к участникам Заговора генералов.
Мощнейший взрыв в главной гитлеровской ставке «Вольфсшанце» («Волчье логово») в лесу Гёрлиц в Восточной Пруссии прогремел 20 июля 1944 года в 12:42. Портфель с бомбой в кабинет, где проходило совещание военных во главе с Гитлером, пронёс 37-летний подполковник Генерального штаба граф Клаус Шенк фон Штауффенберг. Он занял место рядом с Гитлером и поставил сумку со взрывным устройством, снабжённым часовым механизмом, под стол, за которым проходили переговоры.
Некоторое время спустя Штауффенберг вышел из кабинета. Через пять минут бомба была активирована. В результате взрыва на месте погибли четыре человека, ещё 20 получили ранения различной степени тяжести. Штауффенберг был уверен, что Гитлер мёртв и покинул ставку.
Однако он ошибся. Рейхсканцлер получил многочисленные ожоги и ранения, контузию и временную парализацию правой руки, но выжил. Гитлера спас офицер, который во время совещания отодвинул портфель с бомбой в сторону.
Антигитлеровский заговор
С июня 1941 года по ноябрь 1944-го Гитлер руководил военными действиями на Восточном фронте из «Волчьего логова». Территория ставки фюрера тщательно охранялась. Посторонним вход был запрещён, а для приглашения в «Вольфсшанце» требовалась рекомендация человека, близкого к руководству рейха.
На совещание начштаба сухопутных сил резерва Штауффенберг попал по рекомендации главного советника фюрера по военным вопросам Вильгельма Кейтеля. Штауффенберга вызвали для доклада о формировании новых частей, которые должны были отправиться на Восточный фронт.
Заговор генералов, или, как его ещё называют, Заговор 20 июля, стал апогеем германского Сопротивления, главной целью которого было свержение нацистского правительства.
Заговор против фюрера созрел в армии ещё в 1938 году, когда часть немецкого генералитета и ряд офицеров разочаровались в действиях Гитлера, который, по их мнению, вёл страну к войне.
Одним из самых заметных заговорщиков считается начальник Генштаба Людвиг Август Теодор Бек, полагавший, что агрессивные замыслы Гитлера слишком рискованны. В мае 1938 года, выступая против плана чехословацкой кампании верховного главнокомандующего Германии, он призвал высшее военное руководство подать в отставку, чтобы не допустить начала войны с Чехословакией.
Однако попытки сместить Гитлера не увенчались успехом. В дальнейшем из-за нерешительности заговорщиков ни один план по ликвидации фюрера не был осуществлён. Большинство немецких источников утверждают, что устранить Гитлера пытались от 17 до 20 раз. Однако писатель Вилль Бертольд, работавший репортёром на Нюрнбергском процессе, полагает, что покушений на фюрера было не менее 42.
С самого начала Второй мировой войны Гитлер вёл политику уничтожения мирного населения. Группа заговорщиков во главе с полковником Хеннингом фон Тресковом не пожелала участвовать в этих преступлениях.
«Если указания о расстрелах не будут отменены, Германия окончательно потеряет свою честь, а это будет давать о себе знать на протяжении сотен лет. Вину за это возложат не на одного Гитлера, а на вас и на меня, на вашу жену и на мою, на ваших детей и на моих», — говорил Тресков полковнику Рудольфу фон Герсдорфу.
Тресков был убеждён, что только уничтожение фюрера может спасти страну, однако, даже если план не удастся осуществить, своими оппозиционными взглядами он продемонстрирует, что не все немцы поддерживают политику национал-социалистов.
Безуспешные попытки
Находясь на Восточном фронте, Тресков придумал несколько вариантов ликвидации фюрера. Но все планы проваливались.
13 марта 1943 года в самолёт, где летел Гитлер, под видом посылки заложили бомбу. Операция получила название «Вспышка». Взрывное устройство должно было сработать по возвращении фюрера в Берлин из Смоленска, куда он отправился для посещения группы армий «Центр». Однако бомба не взорвалась.
Через несколько дней коллега Трескова полковник Рудольф фон Герсдорф попытался взорвать себя вместе с Гитлером на выставке трофейного оружия в Берлине. Но фюрер покинул мероприятие раньше, чем ожидалось.
Многие немецкие офицеры были готовы пожертвовать собой, чтобы убить Гитлера. В ноябре 1943 года устранить фюрера попытался офицер Аксель фон дем Буше. Он прибыл на показ новой военной формы. В мероприятии должен был принимать участие и верховный главнокомандующий Германии, но по неизвестным причинам Гитлер не явился.
В 1944 году Тресков познакомился со Штауффенбергом. Оба понимали, что война проиграна и главным препятствием к скорейшему окончанию кровопролития является Гитлер. Они решили любой ценой убить фюрера.
В июне 1944 года Штауффенберг занял пост начальника штаба резервной армии. В этом качестве он получил право лично докладывать рейхсканцлеру.
После взрыва в гитлеровской ставке Штауффенберг поспешил вернуться в Берлин, чтобы сообщить заговорщикам, что фюрер наконец уничтожен и есть шанс завершить войну. Однако позже стало ясно, что заговор вновь провалился.
Кандидат исторических наук Николай Власов в беседе с RT заявил, что идея заговорщиков была достаточно консервативна: убить Гитлера и заключить мир — в первую очередь с западными державами.
«Неслучайно покушение произошло в июле 1944 года — именно после того, как англичане и американцы высадились во Франции, в Нормандии в начале июня. Тогда стало понятно, что Германии приходит конец. Я, как и многие историки, считаю, что, даже если бы покушение на Гитлера удалось, ожидания заговорщиков были нереальны. Это был самообман. Всё равно требование безоговорочной капитуляции Германии осталось бы, хотя жертв могло быть меньше», — сказал эксперт.
От предателей до героев
В этот же день, 20 июля, организаторы покушения были схвачены. Штауффенберга убили сами заговорщики, которые боялись, что полковник раскроет гестапо детали плана и выдаст всех участников Заговора генералов.
В результате расследования, проведённого гестапо, было арестовано свыше 7 тыс. человек, около 200 — казнено. Гитлер приказал превратить казнь заговорщиков в унизительные мучения, фотографировать и снимать на камеру происходящее с ними. Нацистские власти сделали всё, чтобы опозорить их перед народом, выставив предателями родины.
Однако после войны отношение к заговорщикам в Германии изменилось.
«В послевоенной Германии на повестке дня стоял вопрос: заговорщики — это немецкие патриоты или предатели, нарушившие присягу и пытавшиеся убить главнокомандующего немецкой армией в момент, когда они сражались не на жизнь, а на смерть? В конце 1960-х, когда в Западной Германии начали говорить на «неудобные» темы открыто, участники Заговора 20 июля приобрели статус героев и своего рода мучеников, спасавших честь настоящей Германии, не поддавшейся нацизму», — прокомментировал ситуацию Власов.
Символ порядочности немцев
Как рассказал RT научный директор Германо-российского форума Александр Рар, для немецкой идентичности и национальной совести важно, что такие заговоры были, что находились люди, которые противостояли злодеяниям Гитлера.
«Я сказал бы, что это день памяти верных немцев. Многих заговорщиков называют героями того времени. В Германии сейчас показывают множество голливудских фильмов о них, написано много книг. Этим людям ставят памятники, открывают музеи. Родственники тех людей, которые тогда были в оппозиции к Гитлеру, пользуются преимуществами и почестями в Германии», — заявил Рар.
По его словам, для современной Германии это важный день.
«Немцы сожалеют, что атака на Гитлера не увенчалась успехом. Война бы раньше закончилась — и жертв было бы меньше. Из этих людей было важно сделать некий символ противостояния, чтобы показать, что находились отдельные люди — даже в руководстве фашистской Германии, — которые были порядочными и совестливыми», — резюмировал эксперт.