© Fotolia / Dan RaceУченый с моделью ДНК в пробирке
МОСКВА, 17 окт – Новости Дня. Генетики нашли возможное объяснение того, почему сильный пол гораздо чаще страдает от аутизма, — это может быть связано с цепочкой генов, работа которых различается в мозге мужчин и женщин, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry.
Тест на эмпатию среди аутисток указал на "мужские" корни болезни"Одна из главных загадок аутизма заключается в том, что он поражает в основном мужчин. Мы не понимали, чем это может быть вызвано, и теперь нам удалось показать, что эта особенность болезни связана с тем, как работает центр удовольствия во время обучения новым навыкам", — заявил Тед Абель (Ted Abel) из университета Айовы (США).
Аутизм считается одним из самых распространенных нарушений в работе нервной системы. Социальные исследования, переписи населения и соцопросы показали, что женщины реже страдают от аутизма: по последним оценкам, на каждую женщину-аутиста приходится по три-четыре мужчины. Ученые предполагают, что причина кроется в различиях в работе генов у слабого и сильного пола, однако эти теории пока не были подтверждены на практике.
Абель и его коллеги натолкнулись на одно из возможных объяснений этого феномена, наблюдая за поведением мышей, у которых был поврежден один из генов, предположительно связанных с развитием аутизма.
Ученые выяснили, чем отличается работа генов у мужчин и женщинЭти наблюдения помогли ученым найти ген и связанные с ними необычные формы аутистического поведения, которые проявлялись только среди самцов и практически полностью отсутствовали у самок.
Как рассказывает Абель, когда его команда удалила ген, управляющий активностью белка ERK1 (одной из важнейших сигнальных молекул нервной системы), поведение грызунов резко поменялось – самцы перестали ощущать удовольствие от общения с себе подобными и от большинства других приятных переживаний. Однако удаление этой же части ДНК практически никак не повлияло на поведение самок.
Подобные изменения в поведении были хорошо видны и при наблюдениях за работой мозга – как правило, когда человек или мышь испытывает что-то приятное, в нервной системе активируются две области – центр обучения и центр удовольствия. Их совместная активность заставляет людей и животных запоминать приятное ощущение и стремиться к его повторению.
Ученые рассказали, как снизить риск развития аутизма у ребенкаСоответственно, нарушение связи между этими центрами, как это происходит в мозге мышей-"аутистов", сделает подобные ситуации, обычно вызывающие удовольствие, совершенно неинтересными для них.
"Проблемы с подкреплением обучения могут объяснять, почему аутисты почти не общаются с окружающими – им это просто неинтересно и неприятно. Вдобавок подобные выводы могут объяснять и то, почему аутисты обычно обладают очень узким и специфическим кругом интересов и крайне плохо учат новые языки и просто учатся в школах", — продолжает генетик.
Пока непонятно, чем именно различается работа ERK1 и связанных с ним генов в ДНК мужчин и женщин, однако ученые предполагают, что эти различия им удастся раскрыть уже в ближайшее время. Как надеются Абель и его коллеги, это укажет и на то, как, собственно, возникает аутизм и можно ли с ним бороться.