Материал комментируют:
Борис Шмелев
США могут потерять роль мирового лидера. Об этом заявила глава европейской дипломатии Федерика Могерини. В интервью Европейскому альянсу ведущих периодических изданий (LENA), она отметила, что сегодня, как никогда ранее, американское общество поляризовано и имеет серьезный конфликтный потенциал. «Если крупнейшая в мире демократия имеет такое внутреннее напряжение, оно может стать дестабилизирующим фактором для остального мира», — заявила Могерини по итогам своей поездки в Вашингтон.
Между элитами США и ЕС с приходом к власти Дональда Трампа наметилось немало противоречий. Однако в отношении России, как мы видим, пока новый американский президент не сделал ничего, что принципиально отличало бы его политику от политики предшественника Обамы. Наоборот, Трамп позволяет себе намёки на то, что, возможно, Обама был «слишком мягок», потому как позволил воссоединиться России с Крымом.
Можно ли говорить о том, что Евросоюз устами Могерини показывает готовность вести более независимую внешнюю политику? Или просто стремится набить себе цену в новых политических реалиях?
— Я бы увязал заявление Могерини с продолжающей кампанией по травле Трампа леволиберальными элитами, как США, так и ЕС, — говорит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Александр Камкин. — Если почитать влиятельные европейские СМИ, то создаётся ощущение, что люди однажды приняли большую долю психотропных препаратов, и их никак не отпустит. Любые действия Дональда Трампа вызывают абсолютно неадекватную реакцию. Основные политики Евросоюза продолжают придерживаться евроатлантической глобалистской линии. И они никак не могут осознать новой реальности — президент США придерживается других политических взглядов. Поэтому своими резкими заявлениями, вроде того, что сделала Могерини, они пытаются повлиять на политику Дональда Трампа в самом начале его президентского срока. Это, кстати, имеет и экономические причины. Если взять Германию, то заявленная Трампом политика ставит под угрозу некоторые статьи немецкого экспорта в США.
С другой стороны, и сами европейцы в последнее время не раз говорили о том, что им необходимо больше политической и экономической независимости. Могерини, например, заявляла о том, что Евросоюзу нужна собственная армия, которая могла бы обеспечить его безопасность вне зависимости от позиции США и НАТО. Налицо отсутствие консенсуса европейских элит в отношении нового курса Вашингтона. Это и порождает столь острые заявления, которые, с одной стороны, можно объяснить попыткой повлиять на Трампа, а с другой стороны — влиться в некий леволиберальный тренд по травле нового американского президента.
«СП»: — Мы в России ждали, что Трамп сделает шаги по налаживанию отношений с нашей страной, однако пока по заявлениям, которые делают члены его администрации этого не видно.
— Россия для Трампа — второстепенный приоритет. Основная его идея — снова сделать Америку сильной и успешной. А американо-российские отношения для него где-то далеко. Он американоцентрист. В отличие от Обамы, который был сторонником насаждения американской политической модели любыми способами — печеньками или бомбами — по всему миру. Трампу это не интересно. Он чётко обозначил свою позицию, например, по отношению к ближневосточному конфликту, Ирану и Китаю. Иран для него — это образ врага, поскольку известно, как руководство этой страны относится к Израилю. Я думаю, что «российскую карту» Трамп разыграет, когда он сможет утвердиться на своём посту.
«СП»: — С другой стороны, невозможно рассматривать взаимоотношения США и ЕС вне контекста России, даже беря в расчёт один только украинский кризис.
— Безусловно. Имеет место линия — Вашингтон-Берлин-Москва. Дело в том, что истеричные обвинения России во «всех тяжких» западным истеблишментом поставили Трампа в очень сложное положение. Устроить настоящую «перезагрузку» между США и Россией будет крайне сложно. Как здравомыслящий бизнесмен, Трамп понимает, что сначала надо решить те «проекты», которые наиболее важны для США с его точки зрения. Он прекрасно понимает, какая информационная война идёт против него сейчас. И его попытки с места в карьер наладить взаимоотношения с Россией будут подаваться большей частью западных СМИ как слабость. Американские журналисты будут с удовольствием «рассуждать» о том, что московские хакеры «проникли Трампу в мозг». Поэтому вопрос американо-российского диалога будет отложен на некоторое время.
— Заявление Могерини отражает в первую очередь растерянность европейской элиты перед новой реальностью, перед тем, что происходит в США, — соглашается руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — При этом утверждать, что соединённые Штаты начнут проводить принципиально новую внешнюю политику пока трудно. Но вместе с тем сама победа Трампа на президентских выборах — знаковое явление. Она говорит о том, что на Западе происходит постепенный отказ от идей либерализма и неолиберализма. Появляется всё больше противников глобализации. Однако я не думаю, что та же Могерини всерьёз верит в то, что Трамп доведёт США до потери мирового лидерства. Америка остаётся мощной державой в военном, экономическом и политическом отношении. Просто сейчас Трамп решил взять паузу для решения внутриамериканских проблем. Но это не сильно ослабит влияние страны в мировой политике.
«СП»: — Можно ли сказать, что в России переоценили Трампа в плане изменения его политики в отношении нашей страны?
— Да, так сказать можно. Мощное давление на Трампа и его администрацию даёт свои результаты. Да и вообще, мне кажется, Трамп не собирался изначально менять главный вектор американской внешней политики. А для США Россия всегда останется страной, которую желательно максимально ослабить. Да, сейчас в США идёт поиск новой формулы политического мышления, но это совершенно не означает отказ от принципиальных основ внешней политики Соединённых Штатов.