Глава МИД Австрии Себастьян Курц предложил создать центры для приема беженцев за границами Евросоюза, в частности, в Грузии или на Западных Балканах.
«Нам нужны центры для беженцев за пределами ЕС, которые управлялись бы совместно с УВКБ ООН. Где именно они будут находиться — не так важно. Важно, что они будут предоставлять защиту, и что люди, которые нелегально пытаются попасть в Европу, будут возвращены туда. Эти учреждения могут располагаться в таких странах, как Египет, Грузия или в одной из стран на Западных Балканах», — заявил Курц в интервью еженедельнику Bild am Sonntag.
По его мнению, депортация мигрантов-нелегалов из ЕС проблему не решит, власти Евросоюза должны останавливать стремящихся в Европу беженцев до пересечения ими границы и возвращать обратно.
Кроме того, Курц вновь выступил с критикой миграционного курса канцлера Германии Ангелы Меркель, заявив: «В ее основе были благие намерения, однако мне всегда было ясно: если мы привлекаем людей в центральную Европу, их будет прибывать все больше».
В тот же день на инициативу Курца отреагировали в Грузии.
«Этот вопрос не обсуждался ни на одной из официальных встреч. В том числе, этот вопрос не стоял в повестке дня во время визита Курца в Грузию, который состоялся месяц назад», — заявил грузинский посол в Австрии Константин Залдастанишвили. Он также добавил, что на следующей неделе начнутся консультации с австрийской стороной, в ходе которых Тбилиси планирует выяснить, что представляет собой инициатива австрийского министра.
По словам доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, все подобные инициативы являются частью общей политики глобалистского проекта, которая носит вполне осознанный идеологический характер.
— Эта политика должна распространяться на все страны, попадающие в орбиту влияния коллективного Запада. Своеобразное перераспределение нагрузки на традиционные общества является всего лишь элементом планирования данного процесса, которое успешно реализуется в экономике ЕС. Вне зависимости от соглашений с разными странами, деструктивное давление на традиционные общества через миграционные и цивилизационные кризисы будет продолжено, так как глобализм остается идеологией и программой атлантических элит.
«СП»: — Насколько это предложение реально и технически осуществимо?
— Подобные процессы в условиях глобализации больше не являются сложными и при соответствующих ресурсах они могут быть реализованы. Большие массы людей могут быть переброшены из одной части мира в другую. Другой вопрос, что сами беженцы из Ближнего Востока и Африки стремятся даже внутри Европы попасть в наиболее комфортные и богатые страны, наподобие Германии. Кроме того, и Евросоюз, скорее всего захочет проводить подобные операции средствами других стран, той же Грузии.
«СП»: — Грузия давно стремилась к безвизу с Европой. Нужен ли ей безвиз такой ценой? Вот Пушков пишет у себя в твиттере: Интересно, сможет ли Грузия отказать ЕС?
— Как показывает история стран, которые хотели бы стать членом Евросоюза, например, Турции, Европа выставляет целый каскад требований, удовлетворение которых не гарантирует немедленную евроинтеграцию, и порождает все новые требования. Предложение Австрии застало Грузию врасплох, и поставила на фоне экономических проблем страны перед очень сложным выбором, чем, конечно же, не преминет воспользоваться официальный Брюссель, ставя Грузию в невыгодные для нее переговорные позиции.
«СП»: — В случае поддержки Брюсселем этого предложения, может ли оно быть распространено на ту же Украину?
— Это предложение является отличным инструментом давления на переговорах и снижения издержек в рамках выборов, которые должны пройти в Германии и Франции. Поэтому оно может быть распространено на все страны, которые мечтают об евроинтеграции или о сближении с Европой.
«СП»: — Подобные идеи касательно Украины уже неоднократно озвучивались. Если такое предложение поступит Киеву в качестве нового условия для безвиза, пойдут ли на это украинские власти? И как отреагирует общество?
— Безвизовый режим с ЕС был одним из главных программных пунктов Майдана, его реализация превратилась в самоцель нынешней киевской власти, для которой безвизовый режим будет фактически означать ее легитимацию. Ради отмены виз Украина готова пойти практически на любые уступки, кроме того очевидно, что подобные инициативы на Украине в рамках понимаемой там «европейскости», обязательной к исполнению, будут восприняты достаточно лояльно.
«СП»: — В случае его реализации, чем это может грозить России, и какие меры придется принимать?
— Опасность представляет хаотизация постсоветского пространства, привнесение туда дополнительных точек напряжения. Инициативы Запада не могут принять традиционные общества, к которым принадлежит и Грузия, и несут усиления внутренних конфликтов в и без того накаленной, вследствие внутренних противоречий, среде.
— Австрия ощутила на себе кризис с беженцами в полной мере, — напоминает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— За 2015 год через неё прошло до 450 тысяч человек (при населении в 8,5 млн), а 90 тысяч получили статус беженца. В процентном отношении это даже больше, чем в Германии. В 2016-м из-за такого потока мигрантов президентом Австрии чуть не стал представитель крайне правой Партии свободы. Потому удаление из Австрии (да и из Германии, слишком уж они близки) сотен тысяч беженцев — это вопрос сохранения Курца в политике, вопрос сохранения у власти всей австрийской политической элиты. И вопрос спокойствия самой Австрии во многом тоже.
«СП»: — Поддержат ли его власти ЕС? На Турцию надежды уже нет?
— Реальность этого предложения как раз и зависит от того, поддержат ли его власти ЕС. Думаю, что поддержат. Аппарат Евросоюза в значительной степени состоит как раз из австрийских чиновников. Плюс ко всему, в Брюсселе больше склонны прислушиваться к чаяниям богатых стран, к коим относится и Австрия. Там уже готовы ввести в действие принцип: хочешь в ЕС — принимай на себя все издержки. На Турцию надежд немного, но даже если турки разместят кого-то — лучше иметь «запасные» варианты. Грузия или Македония — отличные варианты. Правда, чреватые радикализацией местных мусульман — особенно это касается Балкан, да и Грузии в какой-то степени. Но ради пристройки пары сотен тысяч беженцев этим можно поступиться, и разбираться с этим уже по ходу дела.
«СП»: — Обрадуются ли такому «подарку» в Грузии, Египте и на Западных Балканах (кого именно Курц имеет в виду?)? Для Грузии стоит ли безвиз с ЕС этого?
— Под Западными Балканами Курц имел в виду страны бывшей Югославии и Албанию. Ни там, ни в Грузии, ни в Египте такому «подарку» не обрадуются. Страны это небогатые, во многих есть проблемы с доморощенными исламистами (особенно тяжело в Египте, Боснии, Косово и Македонии). Естественно, головной боли у них прибавится, они к такому повороту событий не готовы ни материально, ни морально… А про Грузию так и хочется сказать — за что боролась, на то и напоролась. Хотела сближения с ЕС, получила безвизовый режим — теперь за это придётся заплатить вот таким способом. Стоит ли для Грузии игра свеч — вопрос к её руководству. С одной стороны, - престижно, с другой — накладно…
«СП»: — Кто еще может попасть под эту программу? Как насчет Украины?
— Украина, безусловно, уже рассматривается как вариант для приюта беженцев. Уже приходили сообщения, что для них готовят один из центров в Киевской области. И нельзя исключать, что негласным условием безвизового режима (негласным, чтобы не навредить Порошенко) для Украины станет как раз приём нескольких десятков тысяч беженцев. Ещё в эту программу может попасть Молдавия, могут попасть Тунис, Алжир и Марокко… Европа не в состоянии «переварить» такое людское море, и его необходимо сбагрить в другие страны. Чем больше таких стран — тем лучше.
«СП»: — Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что это может представлять угрозу для безопасности России. Согласны ли вы с ним?
— Я склонен согласиться с Францем Адамовичем. Мы отлично помним, что Панкисское ущелье Грузии стало прибежищем для боевиков в годы Второй чеченской войны. Теперь история может повториться, ибо у грузинских властей просто не хватит сил самостоятельно «отфильтровать» особо опасных исламистов, которые непременно окажутся с числе беженцев. Про Украину, где государственные институты находится в состоянии полураспада, и говорить нечего. Да и Балканы от нас тоже недалеко… Получить у собственных границ новые террористические гнойники — это вызов для России, который надо иметь в виду, и для отражения которого придётся принимать меры.