Постпред США при ООН Никки Хейли призвала не доверять России. «Воспринимайте российскую угрозу серьезно. Мы не можем доверять России. Нам не следует никогда доверять России», — заявила американский дипломат в среду, 15 марта, в эфире телекомпании NBC.
NBC не уточняет, в связи с чем Хейли высказала такую точку зрения, которая, на первый взгляд, явно противоречит заявленному курсу президента США Дональда Трампа на налаживание взаимодействия с Москвой. При этом телекомпания упоминает, что постпред выступила в эфире через несколько часов после того, как власти США предъявили четверым россиянам обвинения в хакерской атаке на портал Yahoo в 2014 году, в результате которой были взломаны 500 млн учетных записей.
Надо сказать, Никки Хейли подает Москве недружественные сигналы не в первый раз. В феврале, в первом же своем выступлении на заседании Совбеза ООН, она обвинила Россию в «агрессии», «оккупации» и «военной интервенции» на востоке Украине. Кроме того, она заверила, что санкции, введенные Вашингтоном, останутся в силе до тех пор, пока РФ не вернет Крым Украине.
Надо думать, Хейли осудила РФ за «агрессивные действия в Донбассе» не по собственной инициативе. Наверняка и представители США в ООН, и руководство Пентагона действуют, ориентируясь на Трампа.
Достаточно напомнить, что в начале марта «правая рука» Трампа — глава Госдепартамента США Рекс Тиллерсон — встретился с главой МИД Украины Павлом Климкиным. В ходе беседы Тиллерсон заверил украинского министра, что Вашингтон и «впредь будут поддерживать Украину, а санкции США против РФ останутся в силе до полного выполнения Минских договоренностей, прекращения агрессии и деоккупации Донбасса и Крыма». Кроме того, глава Госдепа заявил, что США «солидарны в борьбе Украины против агрессии РФ».
Примерно в том же духе настроен Конгресс США, который при каждом удобном случае присоединяется к русофобскому хору. Так, 15 марта член банковского комитета Сената США Майк Крэйпо заявил, что антироссийские санкции, которые были введены после «вторжения России на Украину», отменять нельзя, иначе это может побудить РФ на совершение новых «агрессивных действий». А его коллега по комитету, демократ Шеррод Браун, напомнил про доклад ЦРУ о российском «вмешательстве» в президентские выборы в США, и призвал «усилить, а не ослабить антироссийские санкции».
Новый же сигнал Вашингтона о невозможности доверять Москве, транслируемый через постпреда в ООН, можно трактовать широко. Например, как предостережение международным партнерам России, или даже как предостережение Кремлю, который все еще делает ставку на встречу Дональда Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным.
Что стоит за заявлением Никки Хейли, как в реальности выглядят перспективы отношений РФ-США?
— Российско-американские отношения замерли на месте, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Трамп вообще ими не занимается, и почти не занимается внешней политикой. Он ограничился встречами с главными союзниками США, такими как Великобритания, Канада, Япония и Израиль, и тем самым заверил американский истеблишмент, что резких изменений во внешней политике не будет. Но это были символические встречи без серьезного содержания.
Так происходит, потому что Дональд Трамп полностью сконцентрирован на внутренней политике. Его главная цель — стать настоящим президентом, и пока он им не стал.
Ему многое удалось. Трамп выступил с блестящим докладом Конгрессу США. Кроме того, он сумел так поставить себя на съезде консерваторов, что теперь республиканские кандидаты бояться выступать против Трампа, поскольку за президента выступил весь низовой республиканский актив. Это значит, что противники Трампа не смогут победить от Республиканской партии ни на каких выборах.
Вместе с тем, указы Трампа блокируются с помощью судебной системы. Плюс, ему не удается собрать достаточно людей, чтобы совершить кадровые изменения в бюрократических структурах американских министерств и ведомств. На деле, у Трампа огромное количество проблем в том, чтобы править Америкой, и изменять ее в соответствии со своими взглядами.
И надо понимать: если Трампу не удастся стать реальным президентом, он не выполнит обещания, данные избирателям. И тогда, с большой вероятностью, начнется процесс его импичмента уже через полтора года.
Поэтому Трамп отложил внешнюю политику в сторону, и в самый дальний ящик — российскую проблематику. Она представляется ему наиболее опасной темой, на которой легко поскользнуться, и за которую его яростно критикуют СМИ.
«СП»: — Как при таком раскладе строится внешняя политика США?
— Без президента ситуация во внешней политике США оказывается достаточно плохой для России. Похожая ситуация, замечу, была при Бараке Обаме, который в выработке внешнеполитических решений активно не участвовал, благодаря чему политика в отношении России была захвачена ЦРУ, Пентагоном и Госдепартаментом.
Сейчас история повторяется: политикой в направлении РФ занимаются несколько фигур. Прежде всего, это вице-президент Майк Пенс, который является сторонником взвешенной и центристской политики, но все-таки выражает точку зрения истеблишмента, которая является антироссийской. Кроме того, на российское направление по-прежнему сильно влияет Пентагон, заинтересованный в увеличении финансирования НАТО и раздувании военного бюджета. Наконец, на российском направлении действует Рекс Тиллерсон, который очень аккуратен, но который также не стал еще настоящим госсекретарем, и занят, прежде всего, выстраиванием госаппарата. Решения Тиллерсон принимает с оглядкой, как бы ни стать объектом травли в СМИ.
В этих условиях стихийно складывается внешнеполитическая линия США — прежде всего, под воздействием американской прессы, которая просто захлебывается в антироссийской истерике. Эта истерика используется и для того, чтобы не произошло улучшений в российско-американских отношениях, но прежде всего — для обвинений Дональда Трампа.
«СП»: — Как в таком случае расценивать заявление Никки Хейли?
— Ее заявление — просто продолжение того, что было при Бараке Обаме. Они не являются частью внешней политики Трампа. Но, замечу, если все так и будет продолжаться, из совокупности случайных заявлений, которые носят антироссийский характер, может в конечном итоге сложиться вполне официальная политика США в отношении России, которая будет повторением политики Обамы.
Я считаю, еще есть надежда, что как только Трамп утвердит себя во внутренней политике, он начнет проводить ту политику на российском направлении, которую обещал. То есть начнет совместную с РФ борьбу с международным терроризмом, и снятием лишних проблем в российско-американских отношениях.