Президент США Дональд Трамп и канцлер ФРГ Ангела Меркель собираются вместе работать надо проблемой урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины. Соответствующие договоренности были достигнуты в ходе телефонного разговора, состоявшегося между лидерами двух стран в среду вечером, о чем информирует пресс-служба Белого дома.
В сообщении, которое приводит ТАСС, отмечается, что стороны «обсудили ряд вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих беспокойство», включая «конфликт на востоке Украины и ситуацию в Афганистане». И договорились тесно по ним «сотрудничать и координировать свои действия».
Здесь стоит напомнить, что украинский вопрос уже вставал между Трампом и Меркель во время недавнего (17 марта) государственного визита фрау канцлерин в Вашингтон. Американский лидер тогда заверил, что Вашингтон, как и Берлин, привержен мирному разрешению конфликта в Донбассе. В свою очередь Меркель заявила, что и Германия, и США хотят «прилагать совместные усилия для реализации Минских договоренностей, которые сейчас тормозятся». Умолчав скромно, что тормозятся именно официальным Киевом.
Впрочем, умиротворение «украинских ястребов» — это не единственный на данный момент провал германского гаранта. Хотя, подписывая в феврале 2015 года декларацию в поддержку процесса украинского урегулирования, Меркель обещала использовать свое влияние на президента Порошенко, чтобы тот выполнял принятые на себя в рамках Минских соглашений обязательства.
Тут поневоле задумаешься: либо для президента «незалежной» канцлер ведущей страны Евросоюза — не авторитет. Либо влияние это совершенно иного рода.
В том же документе, кстати, Германия вместе с Францией предложили оказать техническую поддержку для восстановления банковской системы в затронутых конфликтом районах Донбасса, чтобы после блокировки Киевом зарплатных карт жителей мятежного региона, люди все же могли получать какие-то социальные выплаты и пенсии.
Но благие намерения остались, надо полагать, нереализованными. Поскольку Украина успела задолжать пенсионерам, проживающим в Донецкой республике, более 30 млрд. гривен (или один миллиард долларов).
Учитывая все это, можно ли предположить, что альянс Соединенные Штаты — Германия, который, судя по всему, постепенно складывается вне рамок «нормандского формата», действительно, будет способствовать урегулированию украинского конфликта?
— Меркель, как известно, отстаивает жёсткую позицию Европы по Донбассу, — комментирует ситуацию профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — Поэтому если у нее с Трампом начинается период «нахождения общего согласия», то в этом нет ничего хорошего. Это значит, что мира не будет.
Потому что такое ощущение, что Трамп каким-то образом прогибается. И старушка Меркель, будучи политиком, достаточно прожжённым, его каким-то образом уже начинает «утрамбовывать».
Что касается официоза о каких-то достигнутых договоренностях, то, конечно, все это может носить дежурный характер. Но появление этих фраз о «координации» и «сотрудничестве» следовало бы ожидать только в том случае, если Трамп и Меркель договорились по поводу 350 млрд. долларов, которые президент США выставил Германии в качестве счета оплаты за пребывание американских войск на ее территории.
И появление этих дежурных фраз может говорить о том, что каким-то образом они этот конфликт урегулировали. О чем-то договорились. Но о чем, неизвестно. Возможно, что Меркель даже решила какие-то деньги Трампу заплатить.
«СП»: — Но как все это будет способствовать урегулированию конфликта в Донбассе?
— Я не вижу оснований, чтобы это как-то повлияло именно на урегулирование конфликта в Донбассе. Потому речь, я думаю, не идет о координации действий по поводу Минских соглашений, и вообще ситуации на Юго-Востоке Украины.
Здесь, скорее, Меркель дала сигнал Трампу о том, что она снова занимает ту же позицию, которую занимала, когда президентом был Обама. То есть, она заверила американского президента в своей лояльности и готовности подчиняться.
Потому что когда произошла пересменка в Белом доме, Меркель почувствовала вкус свободы и на некоторое время вырвалась из-под опеки Вашингтона. После чего у них возник скандал с Трампом. И тот во время ее недавнего визита в США, как мы знаем, весьма холодно с ней общался. И даже не подал руки при прощании.
«СП»: — Переговоры, тем не менее, состоялись…
— Переговоры состоялись, но ведь ни о чем фактически не договорились… Трамп просто основательно дал понять Меркель, кто в доме хозяин. Ну, и вот теперь она дала понять, что согласна. Роль Германии остается прежней. И США продолжат ее опекать, как и раньше, когда ни одно решение не принималось без согласования обеих элит.
«СП»: — Но сотрудничать они собрались по Украине, где Меркель почти два с половиной года ничего сделать не может. В ее глазах Порошенко — «белый и пушистый», а виновата во всем Россия. Тогда о какой продуктивности здесь можно говорить?
— Это вопрос, на который никто не ответит. Минский процесс, он, на самом деле, очень важный. И Минские соглашения, они — рабочие.
Но для того, чтобы заставить Киев выполнять эти соглашения необходим мощный прессинг силы. Его надо еще заставить. Тем более что украинская сторона отказывается, саботирует и все время увиливает…
Поэтому здесь возможны два варианта. Для Меркель ведь что самое главное? Не урегулирование конфликта на Юго-Востоке Украины. А грядущие выборы, и ее переизбрание.
И в этом отношении все зависит от того, какой из вариантов самопиара она считает для себя наиболее выгодным. На украинском кризисе? Где Меркель участвует в «нормандском формате», делает постоянно заявления, Порошенко к ней на поклон бегает… Это все инфо-поводы, которые она может использовать для подчеркивания своего политического веса в мировом масштабе. Однако если канцлер будет делать ставку на это, то урегулирования конфликта не будет. Наоборот, он будет обостряться по мере приближения выборов в Бундестаг.
Но Меркель может сделать ставку и на быстрое разрешение кризиса в Донбассе — надавить на Киев, заставить его выполнить все пункты соглашения одномоментно. Это более рискованная, более сложная игра. Но и более выигрышная, в том случае, если все получится.
Эти два сценария, они равновероятны. Однако к какому склоняется Меркель, предсказать невозможно — это нужно залезть ей в мозги.
«СП»: — Вопрос еще в том, как намерение Трампа поспособствовать мирному процессу на Украине, согласуется с урезанием финансовой помощи ей, о чем предупредили в Госдепартаменте США?
— Правильно делают. Зачем США вкладывать деньги, если эти расходы можно переложить на плечи союзников. И что не исключено — вместе с самой Украиной. Во всяком случае, Трамп об этом говорил неоднократно. Это его типичная бизнес-позиция.
«СП»: — Самое печальное, что мира в Донбассе за всем этим не видно…
— Мира — не видно. Потому что односторонние интересы, по большому счету, там присутствуют. Другой стороной баланса выступает Россия. Но у России достаточно своих проблем. И это мешает ей делать такие решительные шаги, которые бы могли коренным образом ситуацию изменить. И поэтому ситуация развивается, скорее, по инерционному сценарию.
По мнению декана факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александра Шатилова, альянс Трамп-Меркель, в принципе, невозможен, поскольку Меркель — это человек полностью зависимый от Вашингтона:
— Здесь, скорее, можно говорить о патрон-клиентских отношениях со стороны Трампа, который, по большому счету, является «старшим братом» Меркель. И осуществляет фактически руководящие функции в этом политическом «тандеме». А фрау канцлер выступает в качестве зависимого лица. Это — первое.
Второе. На мой взгляд, главная задача Европы (в частности, Германии, Франции) в украинском конфликте всегда заключалась в том, чтобы максимально тянуть время, заматывать процесс и, в общем-то, ничего не делать для того, чтобы призвать к порядку киевскую сторону. При том, что Киев сегодня фактически напрямую отказался от выполнения всех пунктов Минских соглашений. И эти заявления, кстати говоря, были сделаны публично в западных средствах массовой информации.
Но я бы предостерег и от иллюзий, что Трамп будет вести более взвешенную, позитивную политику по отношению к России. Эти ожидания не оправдаются.
Во-первых, Трамп тоже повязан американской элитой по рукам и ногам. И поэтому ему сложно выйти за рамки традиционной американской политики. Во-вторых, объективно, американские национальные интересы, зачастую очень даже противоречат интересам российским. В том числе и в украинском вопросе. Поэтому Трамп будет так же поджимать Россию на этом направлении, как и Обама.
Речь не идет о пересмотре политики США по Украине. Скорее, они будут настаивать на некой корректировке и оптимизации затрат. Не более того.