Сразу несколько арабских государств разрывают дипломатические отношения с Катаром. Об этом в понедельник, 5 июня, сообщили внешнеполитические ведомства четырех стран — Бахрейна, Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ. Они обвинили Доху в оказании поддержки террористическим группировкам и вмешательстве во внутренние дела государств региона. Позднее к демаршу присоединился Йемен.
«Катар, вопиюще нарушив все соглашения, пакты и принципы международного права, распространил хаос в Бахрейне. Он не учитывает ценности, права, мораль, принципы добрососедства и отношения в Персидском заливе и отрицает все обязательства», — говорится в заявлении, размещенном на сайте МИД Бахрейна. Гражданам Катара отводится 14 дней, чтобы покинуть Бахрейн, а дипломатам — 48 часов. Кроме того, сообщается, что Бахрейн закрыл воздушное пространство для катарских самолетов.
Власти Саудовской Аравии также заявили о прекращении наземного, авиа и морского сообщение с Катаром. В Эр-Рияде объяснили это решение соображениями безопасности.
В МИД Египта уточнили, что «решение о разрыве дипломатических отношений принято в связи с распространением Катаром идеологии группировок „Аль-Каида“ * и „Исламское государство“ **, поддержкой терактов на Синае, продолжающимся вмешательством Катара во внутренние дела Египта и стран региона, что ставит под угрозу национальную безопасность арабских стран и сеет раскол в арабском обществе».
В ведомстве также заявили о провале попыток отговорить Доху от поддержки террористических группировок, в первую очередь запрещенной в Египте исламистской ассоциации «Братья-мусульмане»,*** и отказе выслать его лидеров.
Решение о разрыве дипотношений поддержали и ОАЭ.
Кроме того, возглавляемая Саудовской Аравией коалиция объявила о прекращении участия Катара в совместной военной операции против хуситов, установивших контроль над значительной частью территории Йемена. Об этом сообщил телеканал Al Arabiya.
Напомним: Катар, который в арабском мире изящно называют «лающей мышью», не первый раз оказывается в роли изгоя. В марте 2014 года Бахрейн, ОАЭ и Саудовская Аравия почти одновременно отозвали из Катара своих послов, обвинив руководство этой страны в политической и финансовой поддержке «Братьев-мусульман». Но, как показала практика, к серьезной изоляции Дохи это не привело.
Что стоит за нынешним демаршем арабской «пятерки», как это скажется на обстановке на Ближнем Востоке?
— Выпад против Катара — это проявление раскола внутри арабско-исламской коалиции, который возник после визита в Эр-Рияд президента США Дональда Трампа, — считает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Напомню, визит состоялся 21 мая, и Трамп в первый же день своего пребывания в Саудовской Аравии заключил крупнейшую в истории Соединенных Штатов оружейную сделку. Стороны договорились о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и подписали ряд соглашений на общую сумму $ 280 млрд.
По сути, Эр-Рияд откупился от американцев небывалым контрактом, чтобы развязать себе руки в действиях против Тегерана. В ответ, по всей видимости, Иран предпринял политико-дипломатические усилия, чтобы развалить коалицию во главе с Саудовской Аравией, которая воюет в Йемене против шиитов.
Как видим, вбить клин в ряды коалиции Ирану удалось. В конце мая на сайте информационного агентства Катара (QNA) появились выдержки из выступления, которое приписывалось эмиру Катара шейху Тамиму бен Хамаду Аль Тани на церемонии выпуска офицерских курсов в Дохе. Отрывки из него были моментально распространены отдельными арабскими и западными СМИ.
В этом обращении, якобы произнесенном эмиром Катара, указывалось, в частности, что «было бы немудро иметь напряженные отношения с Ираном, который является сильной державой и гарантом стабильности в регионе». Кроме того, глава Катара якобы заявил, что исламистское движение ХАМАС является «законным представителем палестинского народа», а Катар «вносит свой вклад в достижение справедливого мира между ХАМАС и Израилем посредством поддержания постоянных контактов с обеими сторонами».
За этим информационным вбросом, направленным против Саудовской Аравии, как сейчас считают, вполне мог стоить Тегеран.
«СП»: — Вы считаете эту версию правдоподобной?
— Не совсем. Ее могут использовать сейчас в качестве информационного прикрытия. А реальные причины разрыва с Катаром, скорее всего, связаны с обострением в Йемене. Я не исключаю, что Иран, которого коалиция во главе с Саудовской Аравией обозначила как врага, приложил усилия, чтобы осложнить жизнь США, и создать американцам в Йемене новый фронт.
В пользу этой версии, я считаю, говорит тот факт, что США откладывают штурм Ракки совместно с сирийскими курдами. На мой взгляд, Вашингтон опасается осложнений со стороны Тегерана и на сирийском направлении.
Есть еще важный момент: 30 мая президент РФ Владимир Путин провел переговоры в Кремле с заместителем наследного принца, министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом. Согласно сообщению канцелярии королевского двора Саудовской Аравии, бен Сальман приехал с официальным визитом в Москву «в ответ на приглашение президента Путина и по указанию короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда».
Тогда арабские СМИ писали, что встреча состоялась в рамках готовящегося визита в регион Владимира Путина, который якобы собирался посетить и Катар, и Саудовскую Аравию. Теперь, после демарша против Дохи, возникает вопрос: состоится ли вообще визит российского лидера на Ближний Восток, и если состоится, то в какую страну?
«СП»: — Как раскол в арабско-исламской коалиции повлияет на обстановку на Ближнем Востоке?
— Теперь обстановка в регионе приобретает особую напряженность, которая может сказаться на дальнейшем ходе событий, и прежде всего на сирийском направлении. Иран уже заявил, что приемлет только такой формат сирийского урегулирования, который предполагает участие в процессе Дамаска. Понятно, что США такой сценарий категорически не устраивает.
Можно сказать, что Трамп в Эр-Рияде бросил Тегерану вызов, снабдив коалицию невиданным количеством оружия, и теперь Иран поднял брошенную перчатку.
«СП»: — Что означает нынешнее обострение для России?
— Мы участвуем в сирийском урегулировании в коалиции с Ираном и Турцией. И для нас опасность заключается в том, что кризис может переброситься на группировки в Сирии, которые контролируют Катар и Саудовская Аравия.
Да, в такой ситуации Москва получает благоприятные возможности для маневрирования — неслучайно арабские СМИ намекают, что Путин мог бы выступить посредником в урегулировании между Катаром и Саудовской Аравией. Но в целом ситуация от этого не становится менее напряженной.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль Муслимун) — террористическая организация. Решением Верховного суда РФ от 14.02.2003 года ее деятельность запрещена на территории России.