В случае подписания соглашения по безопасности между Украиной и США предусматривается размещение американских военных резервов на территории украинского государства. Об этом в эфире телеканала ICTV заявил спикер Верховной Рады Андрей Парубий.
«Оно (соглашение) предусматривает проведение специальных операций, совместных научно-технических разработок и даже размещение на территории Украины военных резервов Соединенных Штатов Америки. Оно выводит на новый уровень сотрудничество Украины и США», — похвастался Парубий.
Он также отметил, что практика подобных соглашений давно используется в США — такие документы подписаны с Японией, Австралией и Израилем.
Кроме того, спикер Верховной Рады добавил, что подписание соглашения дает приоритетное право на получение оборонительного летального оружия. Парубий уверен, что администрация США может принять решение о предоставлении такого Украине до конца нынешнего года.
Напомним, в ходе рабочего визита в США на прошлой неделе, Парубий предложил заключить между Украиной и США двустороннее соглашение по безопасности. Это соглашение, по его словам, не отрицает членства Украины в НАТО, а наоборот — будет способствовать ускорению обретения Украиной членства в Организации Североатлантического договора.
Стоит отметить, что не совсем понятно, что именно Парубий имеет в виду под американскими «военными резервами»? Если речь идет о военных базах, то это прямо запрещено 17-й статьей украинской Конституции…
— Да кто же на Украине в последние годы обращает внимание на Конституцию? — задается вопросом директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Мы же видим, как депутаты Верховной Рады периодически принимают решение о вступлении в НАТО, что подразумевает и возможность появления на Украине НАТОвских баз. Ради такого нынешняя Рада запросто поменяет Конституцию, а если не получится, назовут военные базы США другим словом. Например, «размещением американских военных резервов».
«СП»: — Насколько адекватны сравнения в этом контексте с Японией, Австралией и Израилем?
— С Австралией или Израилем Украину вряд ли можно сравнивать. А вот с Японией — вполне можно. США оккупировали Японию, разместили там свои военные базы, где захотели, и уходить оттуда не собираются. Сейчас примерно так же они ведут себя с покоренной Украиной.
«СП»: — Если Украине удастся добиться желаемого Парубием «уровня сотрудничества», значит, и членство в НАТО перестает быть самоцелью?
— Любые договоры о военном сотрудничестве не заменят статью 5 Устава НАТО, согласно которой страны Альянса должны оборонять страну, подвергшуюся нападению.
«СП»: — По словам Парубия, соглашение дает приоритетное право на получение оборонительного летального оружия. Для этого нужно какое-то дополнительное соглашение? Ведь оборонительное оружие США и так поставляют Украине…
— Никаких дополнительных соглашений между Украиной и США для поставок оружия не нужно. Американцы заложили возможность поставок оружия Украине в свои законы. Украина давно клянчит наступательное оружие. Но если даже Обама не решился на это, сомневаюсь, что на такую авантюру пойдет Трамп. И дело тут даже не в нежелании помогать Украине быть анти-Россией, а в том, что американцы прекрасно знают, куда направится затем это оружие. За Украиной давно уже сложилась репутация нелегального поставщика оружия по всему миру.
— Судя по всему, эти непонятные «военные резервы» и есть эвфемизм, призванный обойти конституционную норму, — считает киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Но в силу непроходимой дремучести нынешней украинской власти, дикий по нелепости эвфемизм. Ведь в США «военный резерв» — вполне определённая государственная структура, хоть и гражданская, но пребывающая в боевой готовности. То есть Парубий предлагает перебросить на Украину иностранную государственную организацию? Переселить в беднейшее государство Европы десятки тысяч семей, привыкших к высокому уровню жизни? Чем он их сюда привлечёт — тонким ароматом львовских мусорных куч, разбросанных по всем просторам Украины, или полугодичными отключениями горячей воды?
«СП»: — Ранее сообщалось, что Конгресс может обсудить включение в бюджет на 2018 год расходов на поставку Украине летального оружия. Бывший президент США был ярым противником этого. Пойдет ли на это Трамп?
— Трамп остаётся непредсказуемым. Похоже, он всё ещё пытается понравиться элитам, причём с разными сиюминутными интересами. Пример Сирии показывает, что он способен на совершенно алогичные шаги, которых не допускал его предшественник.
«СП»: — Изменится ли как-то отношение США к Украине после недавнего визита Порошенко? Порошенко говорит о какой-то фантастической поддержке Украины в США…
— Украина просто не способна предложить США, как и Западу в целом, что-то, способное вызвать к ней интерес. Неудивительно, что «фантастическая поддержка» выразилась в остаточном принципе приёма Порошенко («если встреча отразится в планах президента», как подчёркивал ещё за считанные часы до неё пресс-секретарь Белого дома), в неловкой скоротечности контакта, в усаживании «президента великой европейской державы» на какой-то мягкий диванчик сбоку, да ещё в составе всей делегации ходоков. То есть, встречи тет-а-тет так и не состоялось. Потому то и на брифинг по «её итогам» Трамп не счёл нужным даже выйти. Даже американские агентства назвали этот «исторический визит» встречей «ради фотографии»…
По словам доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, в США политический и медийный язык, особенно применительно к военной сфере — крайне специфичен и технологичен и не отражает реальности.
— Со времен войны во Вьетнаме, когда война называлась «конфликтом», оружие — «устройством», наступление — «действием», напалм — «мягким зарядом» и т. д. и т. п., данный язык используется американцами повсеместно. Поэтому «военные резервы» могут означать на самом деле все что угодно, от чисто символического присутствия, до развертывания реальных подразделений или Специальных сил.
«СП»: — Являются ли конституционные нормы препятствием для украинской власти? Могут ли они их обойти при желании?
— Безоглядная и сверхлояльная ориентация Украины на интересы Запада снимает все существующие нормативные препятствия, которые помешали бы их осуществлению. Кстати, сама формулировка — «военные резервы», уже во многом позволяет обойти все формальные запреты.
«СП»: — Чем появление американских военных резервов на Украине угрожает России?
— С одной стороны, в военном отношении такая гипотетическая угроза снята Крымом, где размещено современное, в том числе и ракетное, вооружение прямо «в тылу» у любых войск на территории Украины. С другой стороны, присутствие иностранных войск, специалистов, логистических или инфраструктурных центров окажет раздражающий эффект на российскую сторону, причем не только и не столько в военном, сколько в политическом и общественном измерении.
«СП»: — Пойдут ли на это американцы? Обама даже летальное оружие не решался предоставить Украине…
— Трамп показал себя, как политик, способный одномоментно создавать очаги напряжения в самых разных точках мира (вспомним недавний корейский «кризис») силой одних заявлений. Дестабилизация на границах с Россией, создание потенциальных точек конфликта, причем без прямого военного или политического вмешательства, — та задача, которая будет и дальше реализовываться Америкой в Евразии. Для США такая политика даст больший эффект, чем прямые поставки оружия, которые так хочет заполучить Киев.
«СП»: — Если представить себе, что на Украине появятся американские базы, как в Японии, вопрос о членстве в НАТО будет снят?
— США для решения собственных задач такая явная привязка не нужна. Вопрос, на самом деле, заключается в том, захочет ли Америка навязать Европе членство Украины в НАТО, чтобы подкинуть ей лишних проблем и таким образом ослабить ее?
— Во-первых, к любым подобным заявлениям украинских политиков надо относиться с осторожностью, — напоминает политолог-американист Владимир Можегов.
— Украинским политикам вообще свойственно принимать желаемое за действительное, и делать громкие выводы на пустом месте. Заявление спикера Верховной Рады о том, что «возможное соглашение» предусматривает возможное размещение неких «американских военных резервов» — как раз такого рода. По большей части такие заявления представляют собой ничем не ограниченный полет мечты. И даже при общей известной анекдотичности украинской политики, должность спикера Рады настолько безответственна, что позволяет актору нести все, что душе угодно, не опасаясь последствий. Чем, Парубий, очевидно, с удовольствием и пользуется.
Что имел в виду спикер под словом «резервы» — остается загадкой; подозреваю, что и для него самого. Ни о каких «военных базах» говорить, конечно, не приходится. В реальности речь может идти лишь о поставках летального оружия. Но даже гипотетическая возможность таких поставок может вызвать столь негативную реакцию со стороны России и столь серьезные перемены на Донбассе, что…
Одним словом, ответственные политики отдают себе в этом отчет. Реальные же факты таковы. Американский Конгресс может включить в повестку обсуждения федерального бюджета на 2018 г. вопроса о поставках Украине летального оружия. То есть, возможно, Конгресс обсудит в следующем году гипотетическую возможность неких поставок. В реальном же политическом поле такой вопрос даже не стоит. А любой, даже маленький шажок в направлении его постановки чреват большими последствиями.
«СП»: — Сможет ли Украина теоретически добиться того же уровня военного сотрудничества с США, как Япония, Израиль и Австралия? Нужно ли это Вашингтону?
— Опять же, перед нами разные совершенно реальности. Япония — по сути, вассалитет США, там продолжается послевоенная оккупация, находятся американские военные базы. А Израиль — это главный американский союзник на Ближнем Востоке, который, к тому же, способен держать американский Конгресс за горло с помощью израильского лобби внутри США и влиятельной неоконсервативной клики, являющейся, как говорят сами американцы, «фракцией партии Ликуд».
Ни тем, ни другим, Украина, очевидно, не является. Американской военной оккупации там еще не было, а украинское лобби покупать американских конгрессменов, очевидно, не способно. Украина — это сверхпроблемное недогосударство, никак не доказавшее своей жизнеспособности и готовое развалиться в любой момент. Из этого и следует исходить.
Что при этом нужно Вашингтону? Вашингтон, опять же, понятие растяжимое. Неоконсерваторам, устроившим, при помощи своей агентуры, нынешний кризис на Украине, необходим хаос, подобный тому, какой они же устроили на Ближнем Востоке. А Трампу, его команде и той традиционной Америке, которая привела их к власти — всего этого, очевидно, не нужно. Вопрос — кто окажется сильнее? Пока что «глубинному государству» удается двигать Трампа по собственным направляющим, но подозреваю, что делать это оказывается очень непросто, и что Трамп — не тот человек, которому нравится играть по чужим правилам. Думаю, мы еще увидим этого человека в действии, и одной из важнейших его ментальных схваток с «глубинным государством» окажется именно Украина.