В конце июля нынешнего года Дмитрий Медведев утвердил программу «Цифорвая экономика», которая предусматривает введение в России Национальной системы фильтрации интернет-трафика к 1 кварталу 2020 года. Проект поддержали Лига безопасного интернета и депутат Елена Мизулина. Они же участвовали в разработке закона «О черных списках», спасающего детей (и не только) от пагубного влияния разного рода вредного контента.
Теперь же предлагается сделать все наоборот. Ведь куда проще вместо «Черных списков», в которые надо помещать отдельно каждый опасный сайт, еще и объясняя чем он так опасен, создать «Белый список», разрешить доступ к сайту Первого канала и Лайф, а все остальные ресурсы разом объявить запрещенными.
Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Денис Давыдов рассказал изданию «Известия», что сейчас есть два варианта реализации этой системы. Первый предполагает введение «Белого списка» только в образовательных учреждениях.
Второй же – фильтрация трафика по умолчанию для всех без исключения пользователей интернета. Если будет выбран второй вариант, то в скором будущем всем нам для получения доступа ко всем сайтам, а не только к одобренным «цензурой», придется писать заявление провайдеру. То есть за основу идеи взят «Великий китайский файрвол» - система жесткого ограничения доступа к сайтам в Китае, с тем лишь отличием, что китайцы не скрывают реальных мотивов введения такой системы, в то время как в России все это делается под эгидой защиты детей.
При этом, у ЛБИ уже есть работающая система «Белых списков», в том числе и программно-аппаратный комплекс, который устанавливается у провайдера и фильтрует трафик всех подключенных к нему пользователей. Значит, новая стратегия - не просто очередная трудновыполнимая фантазия, а реально работающий и готовый к введению инструмент.
Вице-спикер Государственной думы Игорь Лебедев уже раскритиковал «Цифровую экономику», назвав ее «цензурой во всей советской красе». Он предрек увеличение коррупции, так как ресурсы будут платить за попадание в список разрешенных сайтов, а Роскомнадзор сравнил с советским цензурным органом Главлитом.
Пользователи интернета также активно критикуют новую стратегию (точнее, те из них, кто верит что это реально будет работать, а не просто еще один способ растраты бюджетных средств). Многие сравнивают будущую модель интернета с китайской и даже с северокорейской (где вообще собственная, обособленная от всех система коммуникации). Однако пользователи говорят и о том, что цензурирование интернета – достаточно давно начавшая стратегия власти, которая медленно но верно убивает свободный интернет.
Но пока еще Национальная система фильтрации интернет-трафика не введена. А это значит, что мы еще можем покритиковать инициативу в комментариях, обсудить цензуру в соцсетях, а потом вернуться к своим делам и забыть об этом, спокойно дожидаясь окончательного отключения такого вредного интернета.