Насколько обоснованы страхи Украины и НАТО по поводу российско-белорусских учений - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Насколько обоснованы страхи Украины и НАТО по поводу российско-белорусских учений - «Политика» 18:00 Четверг 0 343
14-09-2017, 18:00

Насколько обоснованы страхи Украины и НАТО по поводу российско-белорусских учений - «Политика»



14 сентября стартовали российско-белорусские стратегические учения «Запад-2017», которые продлятся до 20 сентября. Маневры, направленные на проверку боеготовности группировки войск Союзного государства, вызвали большой переполох внутри Белоруссии, на Украине, в Восточной и Западной Европе.


Алармистские заявления появились еще осенью 2016 года и раздувались зарубежными политиками и журналистами в течение лета. На официальном и неофициальном уровнях говорилось о том, что российская армия якобы готовится к оккупации Белоруссии и последующему вторжению в сопредельные государства: Украину, северную Польшу, прибалтийские республики.


Наиболее умеренные голоса заявляли о том, что Минобороны РФ отрабатывает масштабное развертывание сил на западных границах на случай военного сценария (подготовка к «агрессии»). Москва и Минск в один голос утверждают, что учения носят исключительно оборонительный характер и не направлены против третьих стран. Насколько обоснованы опасения зарубежных государств и в чем правота России, — разбиралась «Русская Планета».


Провокационное название


Анализ ситуации вокруг российско-белорусских учений стоит начать с небольшой предыстории. Маневры под названием «Запад» проводились в период холодной войны для проверки боеготовности армии СССР и войск стран-участниц Варшавского договора (ОВД). Основной сценарий предполагал переброску десятков тысяч советских военнослужащих с военной техникой в Восточную Европу.


Геополитические реалии того времени требовали от Москвы обладать возможностью оказать крупномасштабную военную помощь союзникам по социалистическому лагерю. Учения анонсировались как оборонительные, хотя в НАТО переброску и концентрацию войск у своих восточных рубежей воспринимали не иначе как проверку готовности ОВД к вторжению.


В ответ альянс всегда проводил собственные «оборонительные» маневры. Само название учений («Запад») трактовалось как провокация, выражающая готовность поработить «свободолюбивые» европейские народы, втянув в бойню жителей Восточной Европы, страдающих от «коммунистического гнета». Неудивительно, что в сознании западного сообщества сложился определенный стереотип по поводу употребления слово «Запад» в контексте военных учений.


Практику проведения учений под названием «Запад» Москва возвратила в 2009 году, и с тех пор эти маневры проходят каждые два года. Реанимация провокационного названия, видимо, была призвана подчеркнуть решимость руководства РФ наращивать военное присутствие на западных рубежах и в Белоруссии.




Однако масштаб учений, несмотря грозную приставку «стратегические», откровенно жалок по сравнению с тем, какая ударная группировка развертывалась у границ НАТО, например, в начале 1980-х годов. В нынешних учениях участвуют до 12,7 тысячи военнослужащих, не считая подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС.


Может ли Россия перебросить в Белоруссию гораздо больше солдат и военной техники? Де-факто — да, де-юре — нет. Москва, как и западные государства, связаны условиями Венского документа 2011 года. Соглашение запрещает развертывать вблизи границ группировку вооруженных сил свыше 13 тысяч человек без приглашения наблюдателей из ОБСЕ.


От России в учениях будут участвовать 5,5 тысячи военнослужащих, а сами маневры пройдут на полигонах восточной части Белоруссии, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях. Очевидно, что полторы бригады россиян не смогут захватить ни Белоруссию, ни Прибалтику, ни уж тем более Польшу и Украину. В связи с этим любые обвинения в подготовке оккупации выглядят в высшей степени надуманными.


Доля истины


Однако опасения Киева и НАТО все же имеют под собой некое разумное основание. Неслучайно, глава Генштаба Украины и министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен полагают, что под видом «Запада-2017» Россия будет отрабатывать развертывание куда более многочисленной группировки.


1 сентября начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что «реальные масштабы мероприятий подготовки» учений сильно отличаются от анонсированных. По его подсчетам, общая численность участников учений может достигать 230-240 тысяч человек. «Из них на Юго-Западном стратегическом направлении — около 100 тысяч человек, в том числе 70 тысяч военнослужащих вооруженных сил и 30 тысяч сотрудников других силовых структур России», — сказал Муженко.


Урсула фон дер Ляйен приводит более скромные цифры. По данным Минобороны ФРГ, по периметру западной границы в боеготовность будут приведены около 100 тысяч военнослужащих. Данная оценка выглядит вполне реалистичной с учетом численности войск Западного и Южного военных округов.


Сложившаяся за последние три года обстановка действительно диктует Москве необходимость держать на западных рубежах в боеготовом состоянии около 100 тысяч военнослужащих. Независимые отечественные и зарубежные аналитики постоянно говорят о двух реальных военных угрозах для РФ: взрывоопасное развитие конфликта на востоке Украины и блокада Калининградской области со стороны НАТО.


Очевидно, что Минобороны РФ должно проводить мероприятия, где будут отрабатываться способы нивелирования данных угроз. Естественно, что на любое более-менее крупное сосредоточение войск в странах НАТО и Киеве будут реагировать крайне негативно, распространяя слухи об оккупации.


Как в таких условиях может действовать Москва? Вариантов немного: отказаться от учений по предотвращению негативных для национальной безопасности РФ сценариев или регулярно пытаться завуалировать подлинный характер маневров на западных границах. С большой вероятностью был выбран единственно правильный путь — послать к черту Запад и проводить учения такого масштаба, который адекватен текущему характеру военных угроз.


Деблокада Калининграда


В случае вооруженного конфликта с НАТО (а этот сценарий всегда нужно иметь в виду) в наиболее уязвимом положении окажется Калининградский оборонительный район, где расположены штаб и главная база Балтийского флота. Для объединенных сил стран НАТО вряд ли составит большого труда изолировать область, перекрыв сообщение по суше, морю и, возможно, по воздуху.


Калининградский гарнизон насчитывает около 11 тысяч военнослужащих, а главную ударную силу составляет 152-я ракетная бригада, вооруженная оперативно-тактическим комплексом «Точка-У». Отбить охоту приближаться к Калининграду может по-настоящему грозное оружие — ОТРК «Искандер». Однако из открытых данных следует, что комплекс перебрасывается в Калининград лишь во время учений и не развернут на постоянной основе.




Резервным, но необходимым вариантом мер по деблокаде Калининградского района, является сухопутная операция. Ее цель должна состоять в том, чтобы соединить область с остальной территорией РФ. Российской армии придется двигаться через территорию Белоруссии и захватывать Сувалкский коридор протяженностью 64 километра, либо прорываться через территории стран НАТО, что, конечно же, маловероятно.


В отличие от многих российских авторов о конкретном сценарии по деблокаде Калининградской области откровенно рассуждает белорусский военный обозреватель Александр Алесин. По его словам, Сувалкский коридор в НАТО считается наиболее уязвимым звеном альянса и вероятной целью гипотетической «российской агрессии».


«Захват Сувалкского коридора фактически отрезал бы Латвию, Литву и Эстонию от других стран блока НАТО. Кроме того, данное направление является для альянса единственным сухопутным путем для переброски войск и плацдармом возможной контратаки. Оказание помощи странам Балтии другими участниками альянса наземным путем фактически невозможным», — отметил Алесин на страницах «Белорусских новостей».


Белоруссия — единственный военный союзник РФ на западном направлении. Совершенно очевидно, что у Москвы нет иного плацдарма для проведения сухопутной операции по деблокаде Калининградской области или гипотетического ввода войск в Прибалтику. Нынешняя геополитическая обстановка требует от российских войск готовности реагировать на любые негативные сценарии. Вероятно, именно это так пугает Киев и наших западных «партнеров».


14 сентября стартовали российско-белорусские стратегические учения «Запад-2017», которые продлятся до 20 сентября. Маневры, направленные на проверку боеготовности группировки войск Союзного государства, вызвали большой переполох внутри Белоруссии, на Украине, в Восточной и Западной Европе. Алармистские заявления появились еще осенью 2016 года и раздувались зарубежными политиками и журналистами в течение лета. На официальном и неофициальном уровнях говорилось о том, что российская армия якобы готовится к оккупации Белоруссии и последующему вторжению в сопредельные государства: Украину, северную Польшу, прибалтийские республики. Наиболее умеренные голоса заявляли о том, что Минобороны РФ отрабатывает масштабное развертывание сил на западных границах на случай военного сценария (подготовка к «агрессии»). Москва и Минск в один голос утверждают, что учения носят исключительно оборонительный характер и не направлены против третьих стран. Насколько обоснованы опасения зарубежных государств и в чем правота России, — разбиралась «Русская Планета». Провокационное название Анализ ситуации вокруг российско-белорусских учений стоит начать с небольшой предыстории. Маневры под названием «Запад» проводились в период холодной войны для проверки боеготовности армии СССР и войск стран-участниц Варшавского договора (ОВД). Основной сценарий предполагал переброску десятков тысяч советских военнослужащих с военной техникой в Восточную Европу. Геополитические реалии того времени требовали от Москвы обладать возможностью оказать крупномасштабную военную помощь союзникам по социалистическому лагерю. Учения анонсировались как оборонительные, хотя в НАТО переброску и концентрацию войск у своих восточных рубежей воспринимали не иначе как проверку готовности ОВД к вторжению. В ответ альянс всегда проводил собственные «оборонительные» маневры. Само название учений («Запад») трактовалось как провокация, выражающая готовность поработить «свободолюбивые» европейские народы, втянув в бойню жителей Восточной Европы, страдающих от «коммунистического гнета». Неудивительно, что в сознании западного сообщества сложился определенный стереотип по поводу употребления слово «Запад» в контексте военных учений. Практику проведения учений под названием «Запад» Москва возвратила в 2009 году, и с тех пор эти маневры проходят каждые два года. Реанимация провокационного названия, видимо, была призвана подчеркнуть решимость руководства РФ наращивать военное присутствие на западных рубежах и в Белоруссии. Однако масштаб учений, несмотря грозную приставку «стратегические», откровенно жалок по сравнению с тем, какая ударная группировка развертывалась у границ НАТО, например, в начале 1980-х годов. В нынешних учениях участвуют до 12,7 тысячи военнослужащих, не считая подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС. Может ли Россия перебросить в Белоруссию гораздо больше солдат и военной техники? Де-факто — да, де-юре — нет. Москва, как и западные государства, связаны условиями Венского документа 2011 года. Соглашение запрещает развертывать вблизи границ группировку вооруженных сил свыше 13 тысяч человек без приглашения наблюдателей из ОБСЕ. От России в учениях будут участвовать 5,5 тысячи военнослужащих, а сами маневры пройдут на полигонах восточной части Белоруссии, Ленинградской, Псковской и Калининградской областях. Очевидно, что полторы бригады россиян не смогут захватить ни Белоруссию, ни Прибалтику, ни уж тем более Польшу и Украину. В связи с этим любые обвинения в подготовке оккупации выглядят в высшей степени надуманными. Доля истины Однако опасения Киева и НАТО все же имеют под собой некое разумное основание. Неслучайно, глава Генштаба Украины и министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен полагают, что под видом «Запада-2017» Россия будет отрабатывать развертывание куда более многочисленной группировки. 1 сентября начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что «реальные масштабы мероприятий подготовки» учений сильно отличаются от анонсированных. По его подсчетам, общая численность участников учений может достигать 230-240 тысяч человек. «Из них на Юго-Западном стратегическом направлении — около 100 тысяч человек, в том числе 70 тысяч военнослужащих вооруженных сил и 30 тысяч сотрудников других силовых структур России», — сказал Муженко. Урсула фон дер Ляйен приводит более скромные цифры. По данным Минобороны ФРГ, по периметру западной границы в боеготовность будут приведены около 100 тысяч военнослужащих. Данная оценка выглядит вполне реалистичной с учетом численности войск Западного и Южного военных округов. Сложившаяся за последние три года обстановка действительно диктует Москве необходимость держать на западных рубежах в боеготовом состоянии около 100 тысяч военнослужащих. Независимые отечественные и зарубежные аналитики постоянно говорят о двух реальных военных угрозах для РФ: взрывоопасное развитие конфликта на востоке Украины и блокада Калининградской области со стороны НАТО. Очевидно, что Минобороны РФ должно проводить мероприятия, где будут отрабатываться способы нивелирования данных угроз. Естественно, что на любое более-менее крупное сосредоточение войск в странах НАТО и Киеве будут реагировать крайне негативно, распространяя слухи об оккупации. Как в таких условиях может действовать Москва? Вариантов немного: отказаться от учений по предотвращению негативных для национальной безопасности РФ сценариев или регулярно пытаться завуалировать подлинный характер маневров на западных границах. С большой вероятностью был выбран единственно правильный путь — послать к черту Запад и проводить учения такого масштаба, который адекватен текущему характеру военных угроз. Деблокада Калининграда В случае вооруженного конфликта с НАТО (а этот сценарий всегда нужно иметь в виду) в наиболее уязвимом положении окажется Калининградский оборонительный район, где расположены штаб и главная база Балтийского флота. Для объединенных сил стран НАТО вряд ли составит большого труда изолировать область, перекрыв сообщение по суше, морю и, возможно, по воздуху. Калининградский гарнизон насчитывает около 11 тысяч военнослужащих, а главную ударную силу составляет 152-я ракетная бригада, вооруженная оперативно-тактическим комплексом «Точка-У». Отбить охоту приближаться к Калининграду может по-настоящему грозное оружие — ОТРК «Искандер». Однако из открытых данных следует, что комплекс перебрасывается в Калининград лишь во время учений и не развернут на постоянной основе. Резервным, но необходимым вариантом мер по деблокаде Калининградского района, является сухопутная операция. Ее цель должна состоять в том, чтобы соединить область с остальной территорией РФ. Российской армии придется двигаться через территорию Белоруссии и захватывать Сувалкский коридор протяженностью 64 километра, либо прорываться через территории стран НАТО, что, конечно же, маловероятно. В отличие от многих российских авторов о конкретном сценарии по деблокаде Калининградской области откровенно рассуждает белорусский военный обозреватель Александр Алесин. По его словам, Сувалкский коридор в НАТО считается наиболее уязвимым звеном альянса и вероятной целью гипотетической «российской агрессии». «Захват Сувалкского коридора фактически отрезал бы Латвию, Литву и Эстонию от других стран блока НАТО. Кроме того, данное направление является для альянса единственным сухопутным путем для переброски войск и плацдармом возможной контратаки. Оказание помощи странам Балтии другими участниками альянса наземным путем фактически невозможным», — отметил Алесин на страницах «Белорусских новостей». Белоруссия — единственный военный союзник РФ на западном направлении. Совершенно очевидно, что у Москвы нет иного плацдарма для проведения сухопутной операции по деблокаде Калининградской области или гипотетического ввода войск в Прибалтику. Нынешняя геополитическая обстановка требует от российских войск готовности реагировать на любые негативные сценарии. Вероятно, именно это так пугает Киев и наших западных «партнеров».

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl