Турция сегодня является, пожалуй, одним из наиболее проблемных регионов мира. Тут есть все — и серьезные политические разногласия, и сложная экономическая обстановка, и горячие точки. Впрочем, это естественное состояние для этой страны. Отчасти в сложившейся ситуации виновата сама Турция. Эта страна обрела довольно независимого лидера в лице Реджепа Тайипа Эрдогана. За годы своего премьерства и президентства он значительно расширил влияние своего государства на положение дел в регионе, хотя скорее, даже в нескольких регионах — как-никак активность Анкары ощутима не только в Европе, но и в Азии.
Для России же важность Турции очевидна. Во-первых, польза этой страны заключается в ее способности контролировать ряд довольно мощных оппозиционных группировок в Сирии. И в этой сфере сотрудничество идет полным ходом. Во всяком случае, Турция является одним из ключевых участников процесса создания зон деэскалации. С другой стороны, Анкара и сама рассчитывает укрепить свои экономические связи с РФ.
После истории со сбитым самолетом прошло почти два года, и за это время в российско-турецких отношениях произошло множество трансформаций. Товарооборот резко сократился, что стало следствием введенных Москвой ограничений. Несмотря на то, что сейчас удалось преодолеть кризис во взаимоотношениях, экономические связи государств оставляют желать лучшего.
Чаще всего свое недовольство таким положение вещей высказывают турецкие бизнесмены и политики. Россия в этом плане действует более осторожно, последовательно отменяя ранее введенные санкции. Но совершенно очевидно, что терять такого партнера, как Турция, Кремль не желает. И отчасти это связано не просто с какой-то региональной проблемой, а глобальным политическим кризисом. Последний отчасти вызван тем, что крымский полуострова перестал быть частью Украины.
Важно отметить, что Турция является единственной страной, которая в открытую сотрудничает с российским Крымом — во всяком случае, здесь налажено сообщение, торговля, кроме того, реализуются многие прочие программы. Например, Анкаре дозволено финансировать и организовывать различные культурные и прочие мероприятия совместно с крымско-татарским народом. От такого подхода никто не проигрывает — турки плотно засели на полуострове, и в перспективе это может принести очень серьезные экономические выгоды.
Казалось бы, ситуация неплохая, однако ее омрачает ряд факторов. На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил Украину, где имел возможность пообщаться со своим коллегой Петром Порошенко. По большей части встреча носила формальный характер, тем не менее, без интересных заявлений не обошлось.
Так, Эрдоган в очередной раз заявил, что полностью поддерживает Киев в его позиции по вопросу Крыма. Такой подход не очень соответствует союзнической позиции Анкары по отношению к Москве. Во всяком случае, Турция предпочитает считать Россию другом, нежели врагом. Почему столько разногласий и как их преодолеть мы узнали, побеседовав беседе с турецким экономистом, профессором Танером Бексоем.
«СП»: — Какова цель визита Реджепа Эрдогана на Украину?
— В этом нет ничего особенного. Это просто дипломатия. Развитие отношений с Украиной идет так, как и ожидалось. Сейчас эта страна в кризисе, поэтому ждать расширения сотрудничества пока не стоит. Но с Украиной постоянно идет диалог по вопросу углеводородов. Украина имеет намерение заняться поиском новых месторождений, еще они хотят улучшить инфраструктуру. До 2014 года уже были подобные переговоры, и тогда Украина отдала предпочтение американским и турецким компаниям. Сейчас этот процесс опять должен начаться, но вопросы финансирования еще не решены. Это сейчас слишком трудно для такой страны как Украина. В этом плане визит Эрдогана полезен, потому что это говорит о готовности сотрудничать. Пока остальные говорят о войне в этой стране, мы можем обсуждать другие важные вопросы.
«СП»: — Как объяснить ограничения, введенные Турцией по отношению к ввозимым из России сельхозпродуктам?
— Это можно легко объяснить. Уже много времени прошло с того момента, когда Путин с Эрдоганом договорились о необходимости улучшать торговые отношения. Но этот договор до сих пор не выполняется. Россия не хочет снимать запрет на ввоз томатов и некоторых других продуктов. Еще известно, что недавно несколько судов не смогли разгрузиться в российских портах. Корабли были отправлены обратно. Без объяснения настоящих причин. Это неправильно, и для этого должны быть серьезные причины.
«СП»: — Долго ли будут действовать эти ограничения?
— Турция может не снимать их совсем, но это сильно навредит ей самой. Терять такого партнера как Россия не стоит. Нельзя забывать, что есть риск того, что Евросоюз может ввести санкции в отношении Турции, поэтому российский рынок очень важный. Думаю, ограничения скоро будут сняты, потому что сейчас надо было просто продемонстрировать России на какие меры может пойти Турция. Скоро санкции будут отменены, но если Россия не пойдет навстречу, то их снова введут.
«СП»: — Турция продолжает контакты с Крымом, но Эрдоган опять сказал, что не признает переход Крыма в состав России. О чем это говорит?
— Есть реальное положение вещей, а есть политика. В политике важную роль играет дипломатия, это помогает забыть о некоторых проблемах. Эрдоган не мог говорить другое, потому что сейчас такие заявления не совсем верны.
«СП»: — Турция когда-нибудь признает Крым частью РФ?
— Возможно, но не сейчас. Пока нам не удастся вывести отношения на новый уровень. Каждый должен извлекать выгоду из партнера. Тут есть один способ, который может все изменить. У Турции есть похожая проблема. Это — Турецкая Республика Северного Кипра. Россия могла бы рассмотреть возможность признания Северного Кипра. Это не навредит ее интересам, потому что после этого Турция точно пойдет навстречу. Вероятно, вопрос о статусе Крыма будет решен также.