7 ноября в здании на Фрунзенской набережной состоялась коллегия министерства обороны. Формально мероприятие было посвящено результатам исполнения майских указов, но, по сути, оно напоминало подведение итогов работы главы ведомства Сергея Шойгу. Бывший «министр по чрезвычайным ситуациям» руководит Минобороны с 6 ноября 2012 года, и, вероятно, останется на этой должности до 2020 года.
«На новый качественный уровень»
В своем выступлении, сославшись на майские указы, Шойгу обозначал ключевую цель деятельности министерства обороны — «к 2020 году российская армия должна выйти на новый качественный уровень, позволяющий гарантированно обеспечить военную безопасность государства». По его словам, на текущий момент военному ведомству удалось добиться успеха в реализации Плана деятельности до 2020 года.
«В результате уровень оснащенности войск современным оружием по сравнению с 2012 годом удалось повысить почти в 4 раза. На сегодняшний день он составляет 58,9%. Набранные темпы позволят министерству обороны гарантированно выполнить задачу по выходу к 2020 году на 70--процентный уровень оснащенности войск современными образцами вооружения и техники», — заявил Шойгу.
Министр обороны отметил, что значительный прогресс был достигнут в сфере жилищного и военного строительства (темпы выросли в 12 раз по сравнению с 2009–2011 годами), в области освоения Арктики и улучшения материального положения военнослужащих. За минувшие пять лет вырос престиж профессии, а уровень доверия к ней вырос до 92%.
Первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов заявил, что за минувшие пять лет ведомство сняло «груз накопленных к 2012 году проблем, которые требовали принятия незамедлительных мер и решать которые нам пришлось уже в условиях режима жесткой бюджетной экономии и санкционного давления».
«Только предприятия бывшего «Оборонсервиса» имели совокупные долги в размере 440 млрд. руб., объем незавершенного строительства достигал 400 млрд. рублей, а несколько десятков тысяч офицеров ждали жилья от 10 до 15 лет. Еще в начале 2012 года расходы на содержание войск были несбалансированы с расходами на оснащение и строительство», — сказал Цаликов.
Прежде всего, Минобороны усовершенствовало инфраструктуру. В 2014 году был запущен Национальный центр управления обороной, «который сегодня является ключевым звеном в системе управления военной организацией государства». По словам Цаликова, была усовершенствована инфраструктура Северного и Тихоокеанского флотов для базирования подлодок, были обустроены парковые зоны и технические территории для осуществления боевого дежурства ракетных комплексов «Искандер-М».
Замминистра отметил, что с 2012 года подведомственные организации построили 425 объектов общей площадью более 700 тысяч квадратных метров. «Сейчас география строительства объектов Минобороны России охватывает всю территорию страны — от Калининграда до Курильских островов и от южных военных баз до Арктики. Одновременно строится свыше трех тысяч зданий и сооружений. Объем основных фондов, вводимых на один рубль вложенных инвестиций, увеличился в 5 раз», — сообщил Цаликов, добавив об улучшении медицинской помощи и жилищных условий военнослужащих.
Ядерное и неядерное укрепление
Выступление начальника Генерального штаба ВС РФ Валерия Герасимова было посвящено процессу перевооружений армии. С 2012 года на вооружение были приняты более 300 новых военной техники, «многие из которых определяют нынешний облик Вооруженных сил». Упор был сделан на модернизации стратегических ядерных сил (СЯС).
«Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) получили более 80 межконтинентальных баллистических ракет. На ракетные комплексы нового поколения «Ярс» за 5 лет перевооружено 12 ракетных полков. Доля современных образцов в РВСН возросла с 42 до 66%, а возможности по преодолению системы противоракетной обороны увеличились на 30%», — заявил Герасимов.
«В боевой состав морских стратегических ядерных сил начали поступать ракетные подводные лодки стратегического назначения нового поколения «Борей». Это позволило довести долю современных стратегических подводных лодок до 82%. Для их оснащения поставлено 102 баллистические ракеты. Боевые возможности группировки РПЛСН повысились на 25%, возросли скрытность и боевая устойчивость морских СЯС.», — подчеркнул начальник Генштаба.
Герасимов сообщил, что на плановой основе осуществляется разработка комплекса дальней авиации (ПАК ДА), проводится модернизация стратегических ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС. На самолетах устанавливаются более мощные двигатели, современное бортовое радиоэлектронное оборудование на отечественной элементной базе и новые средства поражения.
«В результате количество самолетов, способных применять новые крылатые ракеты, увеличилось более чем в 11 раз, доля современных стратегических ракетоносцев возросла по сравнению с 2012 годом и составила 75,7%. В целом боевые возможности авиационных стратегических ядерных сил повысились в 1,5 раза», — уточнил Герасимов.
«Всего в наземных, авиационных и морских стратегических ядерных силах доля современных образцов вооружения доведена до74%. Сегодня стратегические ядерные силы способны гарантированно нанести неприемлемый ущерб любому агрессору, в том числе обладающему средствами противоракетной обороны», — подытожил глава Генштаба.
Герасимов отметил, что доля современных образцов вооружения в ВВС достигла 72,8%, в подразделениях ПВО-ПРО — 68%, в космических войсках — 81%, в ВМФ — 53%. С 2012 года в Сухопутные войска поступило более 10 тыс. современной техники, включая три тысячи танков и боевых бронемашин. Исправность техники в пехотных и артиллерийских частях доведена до уровня 98%, были отремонтированы более 33 тысяч единиц вооружения.
Коренные изменения
На Коллегии Минобороны РФ было озвучено множество цифр, свидетельствующих о в большей степени реальном (а не номинальном) улучшении боеготовности войск и военной мощи РФ. Неужели за пять лет Шойгу сделал нечто невероятное?
Без сомнения, в заслуги нынешнего министра входит нормализация ситуации с Гособоронзаказом, уровень выполнения которого последние годы превышает 95%. Благодаря этому в войска объективно выросли поставки современной и отремонтированной техники. ГОЗ стал одним из фундаментов взрывного роста доли современного и исправного оружия.
Однако массовые закупки Минобороны начало осуществлять еще при Анатолии Сердюкове (2007-2012). В период работы бывшего министра гигантскими темпами стал расти военный бюджет, а в системе управления армии (после югоосетинского конфликта) произошли коренные изменения.
Шойгу взял бразды правления Минобороны в более чем благоприятный период. (Первый за почти 20 лет секвестр расходов на оборону произошел в 2016 году). Иными словами, несмотря на противоречивые итоги работы Сердюкова, положительные перемены в российской армии (эффект от которых мы наблюдаем сейчас) начали происходить именно при нем.
Доказательством тому является операция по блокаде украинских частей в Крыму в феврале-марте 2014 года, которая стала следствием создания Сил специальных операций (ССО, 2009 год) и ставки на мобильные батальонные тактические группы.
По данным западных источников, заслуга в реформировании Вооруженных сил РФ принадлежит не министрам обороны, а офицерам Генштаба. Например, главным стратегом «гибридной войны», которую якобы ведет Россия против Запада, считается Валерий Герасимов, который работал в Генштабе в должности замначальника с декабря 2010 года.
Однако, как бы то ни было, приход Шойгу имел огромное воодушевляющее значение. Он один из немногих политиков, которых уважает народ. Назначение Шойгу произошло в разгар «коррупционно-любовного» скандала вокруг Сердюкова. За министерство обороны, а значит, за армию и государство было стыдно, и сейчас такое чувство, наверное, мало кто испытывает.