Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль пожаловался на то, что США, Россия и Китай совсем не уважают Евросоюз. «У Москвы, Пекина и Вашингтона есть одна общая черта: они совершенно не ценят Европейский союз. Они его презирают», — посетовал Габриэль в интервью Der Spiegel.
По словам министра, в прошлом Берлин полагался на Францию, Великобританию и главным образом на США. Но теперь расстановка сил на международной арене меняется. США постепенно теряют влияние, и образовавшийся вакуум постепенно заполняют другие страны. В Сирии это Россия и Иран, в торговой политике — Китай. И только Германия, как и Евросоюз в целом, не преуспела в продвижении собственных ценностей и не упрочила позиции на мировой арене. Напротив, другие игроки не относятся к ней серьёзно.
Для того чтобы изменить положение дел, страны Евросоюза, по мнению Габриэля, должны вместе пересмотреть и определить общие интересы. «В мире, в котором живут хищники, трудно быть травоядным», — добавил министр.
Слова Габриэля о том, что Москва, Вашингтон и Пекин не уважают Европу не остались незамеченными в России. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков считает, что под «неуважением» в Брюсселе понимают желание России вести независимую политику и строить честные партнерские отношения.
«ЕС слишком долго пытался вместе с США диктовать свои правила игры, свои правила поведения России, и поскольку Россия объективно нуждается в независимом внешнеполитическом курсе и пытается его проводить на международной арене, то это в Евросоюзе воспринимается как неуважение», — сказал он.
Похожая ситуация, по мнению парламентария, и с Китаем, которому приписали неуважение из-за «независимой позиции на международной арене» и нежелания «плясать под чью-то дудку». А вот что касается США, с их стороны ни о каком уважении к кому-либо, в том числе Евросоюзу, не может быть и речи.
«Говорить об уважении в отношении Евросоюза со стороны Вашингтона не приходится, потому что уважают тех, кто готов говорить на равных. США давно уже диктуют правила игры, правила разговора на международной арене», — подчеркнул Новиков.
Глава международного комитета Совфеда РФ Константин Косачев сравнил претензии Габриэля с жалобами подростка, который остался без поддержки взрослых.
«Жалобы Габриэля на то, что, мол, Москва, Пекин и Вашингтон „совершенно не ценят Евросоюз“ и даже презирают его, напоминают стенания молодого человека, привыкшего во всем рассчитывать на родителей, но вдруг оказавшегося во взрослом мире. Да и жалоба явно не по делу: я бы не говорил о презрении с нашей стороны. Хотя, мягко говоря, определенное непонимание налицо. Ибо Евросоюз действительно мог бы — если бы захотел — играть более самостоятельную роль хотя бы в европейских делах, я не говорю уже о более отдаленных ближне- или дальневосточных темах», — высказался Косачев.
В отличие от коллег, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич высказал мнение, что Габриэль, в первую очередь, недоволен отношением к Европе США, а остальные страны упомянул для «общего политеса».
«Недовольство политикой США, признающей только свои интересы, уже выплескивается через край», — считает Клинцевич.
Возможно, это допущение не так уж далеко от истины. Ведь Габриэль уже не в первый раз выступает с подобными заявлениями. Так, в начале декабря глава внешнеполитического ведомства ФРГ уже говорил о том, что что Берлин должен укрепить свою роль в мире, пересмотрев прежние отношения с Соединенными Штатными и повысив собственную значимость.
«Уверенность, с которой мы смотрели на США как на защитников — и это несмотря на случавшиеся разногласия, — теперь начинает рушиться», — сказал тогда Габриэль.
В последние годы внешнюю политику Евросоюза трудно назвать самостоятельной. Брюссель в рамках «евроатлантической солидарности» идет в фарватере Вашингтона практически по всем вопросам. Самым характерным примером можно назвать санкции против России, которые наносят экономический ущерб и самому Евросоюзу (в отличие от США), но которые он уп-о поддерживает. Неудивительно, что другие великие государства не воспринимают ЕС, как самостоятельного игрока, с которым нужно считаться. Но, похоже, в Берлине все больше недовольны таким положение дел.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что руководство Евросоюза, в отличие от национальных государств, не готово изменить сложившуюся ситуацию.
— Ливийцы, которых бомбили самолеты Евросоюза, не согласились бы с тем, что европейцы такие уж травоядные. Но смысл в словах Габриэля есть, и заметьте, что сказали их не в Брюсселе, а в Берлине.
Евросоюз, как международный институт, никто не то, что не уважает, а просто не замечает. У них нет никаких реальных механизмов единой Европы, кроме Шенгена и евро. Они важны наличием своей границы, таможни и денег. Ни в каких других случаях как коллектив они не выступают. Там постоянно идут споры между участниками.
Поэтому речь даже не идет об уважении. Деда Мороза все уважают, но в глаза никто не видел. Так и с мифическим единством ЕС. Однако к Евросоюзу, как к коллективу развитых стран, отношение совершенно другое. Германия и ее союзники, чем, по сути, является ЕС, достойны внимания. Но для них на международной арене сложилась непростая ситуация.
«СП»: — В чем она заключается?
— В Америке к власти пришел президент, который заведомо против Евросоюза. Он считает его оплотом либерализма и своих политических врагов. При Обаме отношения ЕС с США были более чем хорошими. Но теперь Трамп говорит: вы будете платить нам за все, а мы при этом еще и не будем уважать вас и при необходимости оттолкнем с дороги, как премьера Черногории на одном из саммитов.
Трамп — это не личность, а социальное явление. В США есть люди, которые считают, что все эти международные игрища от лукавого и в них нет никакого смысла. В то же время, в Америке очень сильны круги, которые выступают за сотрудничество с Евросоюзом, и именно они долгие годы были у власти. Трамп — это первый за долгое время американский президент, который не придерживается такой точки зрения.
Что касается Китая, их отношение не неуважительное, а просто китайское. Для них очень важен Евросоюз, но как сумма стран, а не как международная организация. Китайцы мечтают начать массовые поставки товаров в Европу и озвучивают эту стратегическую цель.
Но при этом они с точки зрения своей политики не ожидают ничего хорошего со стороны нынешней Европы. Относясь к ней с глубоким вниманием, они считают расшаркивание перед Европой лишней затратой времени и сил. Зачем расшаркиваться перед парализованным больным, который все равно не встанет и руку не пожмет?
Это не значит, что китайцы не интересуются с Европой, напротив. Вот только они воспринимают Европу не как субъекта, с которым можно договариваться, а как рынок.
«СП»: — А что с «неуважением» России?
— Мы всегда подчеркнуто уважительно относились к Евросоюзу. Но, простите, если нам в лицо все время плюют, как-то глупо говорить: «Ой, как мы вас уважаем». Мазохизм не относится к нашим национальным чертам.
Наши отношения с ЕС сегодня весьма непростые и недобрые, но не мы в этом виноваты. При предыдущем канцлере Германия была ключевым союзником России. А так как Германия — хозяин Европы, то и отношения с другими странами прикладывались. Мы хотим дружить с Европой, но именно дружить, а не выполнять какие-то директивы, которые ударили в голову депутату Европарламента, потому что Россия не такая, как им надо.
Россия такая, какая есть. Если они хотят дружить с такой Россией, мы готовы вернуться к тем отношениям, которые были при социал-демократах. А если не хотят, то не стоит говорить о том, что их презирают. Нужно понять, что они ведут не очень разумную политику. Да, санкции ударили по Германии едва ли не больше, чем по России. Но не мы же их вводили, так что презрение здесь ни при чем.
В каждом случае, упомянутом Габриэлем, есть конкретные причины такого отношения. Причем даже американцы меньше виноваты в этом, чем сами европейцы. Европа получила то, за что она так героически боролась. Она хотела всех учить, со всех всё получать и ничего при этом не делать. К таким персонажам обычно относятся не очень хорошо.
«СП»: — Созрело ли в Евросоюзе понимание того, что эту ситуацию нужно менять?
— В отдельных странах ЕС есть силы, недовольные нынешней политикой. В Германии, Италии есть политики, которые, по крайней мере, на словах, выступают за улучшение отношений с Россией и изменение положения дел. Но Евросоюз, как международная организация, отличается тем, что всем странам раздает команды, но ни за что не отвечает. Никто не спросит с комиссаров Евросоюза за экономический спад, спросят со своих национальных правительств. Еврокомиссарам очень удобно работать. Они ведут политику в соответствие со своими представлениями о прекрасном, а расхлебывают все национальные государства. Поэтому они ничего менять не будут, им и так хорошо. Тем более что пока поляк будет возглавлять Европейский совет, там ничего не изменится. Сегодня ЕС — это почти государство и чуть-чуть международная организация, и тамошнюю бюрократию такое положение дел устраивает.