Гибель каждого русского солдата в Сирии всегда вызывает чувство боли и мести. Однако излишняя импульсивность в подобных случаях чревата печальными результатами. На войне голова (по крайней мере у командиров) обязана оставаться холодной. Возмездие не должно быть спорадичным, его нужно подготавливать и обрушивать на врага в тот момент, когда он меньше всего этого ждет.
3 февраля на юге сирийской провинции Идлиб погиб летчик ВКС России, пилотировавший штурмовик Су-25СМ (регистрационный номер RF-95486). Имя и фамилия российского военнослужащего официально не сообщается. Военный корреспондент Семен Пегов в своем telegram-канале WarGonzo написал, что погибшими является уроженец Симферополя Роман Ф. По его данным, у сбитого штурмовика, как и его хозяина, была «крымская прописка».
Мучительный выбор
Российский самолет был сбит из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла» (точная модификация оружия неизвестна). Вражеская ракета попала в правый двигатель. Су-25 находился в воздухе несколько десятков секунд, и у летчика было достаточно времени на оценку обстановки и катапультирование.
По радиосвязи Роман доложил командованию, что был подбит над территорией, которую контролирует «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, наследница запрещенной в РФ «Джабхат-ан-Нусры»). Боевики тут же увидели в сером небе белый парашют русского летчика и начали хаотично стрелять. Однако джихадистам не удалось попасть.
Вооруженный АПС (автоматическим пистолетом Стечкина) русский летчик приземлился и занял оборону, укрывшись за ближайшим валуном. Роман прекрасно осознавал, что боевики как статья шакалов идут по его следу. «Бармалеи» обязательно попытаются его окружить, и с криком «Аллах акбар» будут обстреливать, стремительно продвигаясь вперед.
Поисково-спасательная группа из спецназовцев и морпехов подоспеть явно не сможет, да и смысла в их прибытии нет. На Хмеймиме дежурят настоящие профессионалы, которые через несколько минут могут подняться в небо на вертолетах. Но на территории, которая кишит бородачами, российские вертушки будут удобными мишенями для «Иглы». Слишком рискованно! Нужна разведка и часовая «зачистка» с воздуха.
У Романа было несколько гранат и три обоймы АПС. Это хватает на пару минут активной обороны, а потом — придется делать мучительный выбор между сдачей в плен и гибелью. Летчик понимал, что над ним будут издеваться, будут бить, угрожать расчленением, оскорблять, заставлять говорить на камеру унизительные для русского офицера вещи.
На сирийской войне русский летчик — это самый ценный трофей! Когда он в небе, никому нет пощады. Сколько на его счету отправленных на тот свет «бойцов джихада» — он и сам, наверное, не знает.
Роман успел расстрелять одну обойму и сделать еще несколько выстрелов из Стечкина (две обоймы были опустошены наполовину). Бородачи, предвкушая наживу, с радостными всхлипываниями приближались к укрытию. Уже было слышно их шакалье дыхание. Еще несколько метров… Рома, надо решать! Хорошо, что под рукой оказалась граната...
Так погиб на сирийской войне 44-й военнослужащий российской армии.
«Умеренные» джихадисты
После первых новостей о гибели пилота Су-25СМ стали проясняться некоторые обстоятельства трагедии. Скорее всего, убийцами нашего военнослужащего являются боевики не ХТШ, а группировки «Джейш ан-Наср». Разница между ними весьма условная, но номинально «Джейш ан-Наср» входит в состав «Сирийской свободной армии» (ССА), которая относится к «умеренной» оппозиции и потому пользуется поддержкой Турции и США.
На причастность бородачей из «Джейш ан-Наср» указывает тот факт, что именно их пропагандисты первыми сообщили об уничтожении самолета ВКС России и гибели летчика. Хвастливые боевики зафиксировали на камеру пуск ракеты, полет подбитого штурмовика, его горящие обломки с красной звездой на крыле и бездыханное тело российского военнослужащего.
Поставка сирийским мятежникам ПЗРК была краеугольным вопросом в переговорах России с государствами, которые их открыто поддерживали — Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия, Катар. По информации экспертов telegram-канала Directorate 4, с 2015 года «Джейш ан-Наср» попала в список западных разведок как «способная сыграть существенную роль в борьбе с ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ), «Джабхат ан-Нусрой» или правительственной армией, при условии внешней поддержки».
«Несмотря на относительную слабость группировки, Запад привлекала независимость «Джейш ан-Наср» от крупных банд вроде «Джабхат ан-Нусры». Кроме того, четыре группировки, вошедшие в коалицию, уже получали помощь, через разведцентр союзников в Турции. Так что вопрос снабжения нового объединения вскоре был решен», — сообщают специалисты.
Известно, что от США боевики получили противотанковые комплексы BGM-71 TOW. В 2016 группировка обзавелась тренировочными лагерями. Несмотря на свою «умеренность», «Джейш ан-Наср» заключила союзы с салафитскими бандформированиями — «Джунд аль-Аксой», «Ахрар аш-Шамом» и той же «Джабхат ан-Нусрой».
Самое неприятное для России — это если ПЗРК были переданы сирийским боевикам в массовом количестве. Но такие выводы делать преждевременно из-за недостатка фактов. Не исключено, что джихадисты обладают зенитными комплексами в единичных экземплярах. Попасть в их руки они могли откуда угодно. Наиболее вероятно, что «Игла» была передана «Джейш ан-Наср» протурецкими НВФ. Также комплекс мог быть добыт как трофей в боях с другими бандами.
Кто виноват?
Согласно появившейся в Сети анонимной информации от одного из российских офицеров, трагедии Су-25СМ можно было избежать. Российским экипажам в Сирии предписывалось производить бомбометание не ниже высоты 4 тысячи метров. Это предельная дальность большинства ПЗРК, за исключением новейших модификаций. Таким образом, российские военные перестраховывались на случай потенциально удара из земли.
Между тем 3 февраля штурмовик был подбит на высоте 2 тысячи метров, эта высота якобы соответствовала полученному летчиком полетному заданию. Отметим, что высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой для Су-25СМ составляет 5 тысяч метров. То есть лететь на высоте 2 тысячи метров, где тебя могут легко заметить с земли, смысла не было.
С большой вероятностью к гибели пилота привел все же комплекс факторов, объяснять который российские власти вряд ли будут. Это может быть халатность отдельных должностных лиц, слабая разведка или очередной «удар в спину». На текущий момент необходимо провести внутреннее расследование, установить откуда «Игла» попала в руки джихадистам и обязательно вынести смертный приговор группировке, которая является обладателем этого ПЗРК. Если к гибели Романа каким-либо образом причастны Турция и США, то риторику в их отношении нужно радикально поменять, причем как публичную, так и непубличную.
После инцидента с Су-25СМ Москва оказалась в достаточно уязвимом положении с политической точки зрения. Согласно официальной легенде, враг в Сирии побежден, а войска демонстративно выведены. В реальности, как неоднократно писала РП, конфликт не окончен. Центром боевых действий является провинция Идлиб, где был сорван процесс мирного урегулирования. По договоренности с Турцией, ВКС России и ВВС Сирии утюжат банды разной степени радикальности.
Война продолжается и потому нужно быть готовыми к любому развитию событий.