Несколько опросов, касающихся отношений Литвы и России, проведенных в балтийской республике, совершенно запутали наблюдателей. Исходя из одних, литовцы не любят и боятся Россию, которая якобы может напасть. Исходя из других, ничего они не боятся, а с Россией не прочь наладить отношения.
Все, видимо, зависит от того, кто и как задает вопрос. Но прежде чем разобраться, обратимся к большому празднику, отмечаемому в Литве и кое- что выявившему по нашей теме.
В стране отмечают 100-летие провозглашения независимости. Дату отмечали и в советские годы, но тайно. По крайней мере так утверждают все без исключения знакомые граждане республики, включая бывших партийных деятелей разного ранга.
Истоки праздника такие. 11 декабря 1917 года Литовская Тариба (совет) приняла в условиях германской оккупации декларацию о восстановлении независимости и «вечных союзных связях Литовского государства с Германией». Однако не все члены Тарибы одобрили этот документ, и 16 февраля 1918 года единогласно был принят Акт о независимости Литвы без какого-либо упоминания о союзе с Германией. Правда, специфическая военно-политическая ситуация, которую нелитовские историки трактуют как попытку понадежнее отсечь территорию от бывшей Российской империи и поставить ее под контроль Берлина, привела к странным последующим действиям. 11 июля государство провозгласили Литовским королевством, а на престол позвали немецкого принца Вильгельма фон Ураха. Однако согласовать кандидатуру короля с Берлином не удалось, 2 ноября решение о монархии было отозвано.
Если коротко: затем часть территории, включая Вильнюс, заняли большевики; на остальной, оккупированной германцами, продолжалось формирование республики. Летом 1919 года части Красной Армии были выбиты с территории Литвы, как считается, литовскими добровольцами (но при германской поддержке), а также поляками, которые воевали и с большевиками, и… с литовцами. 12 июля 1920 года в Москве был подписан мирный договор между Литвой и Советской Россией. В конечном счете Литовская Республика была признана международным сообществом, а 16 февраля стало символической датой. В эти выходные в стране большое празднество - шествия, митинги, концерты, ну примерно как в СССР отмечали 7 ноября, но с национальным уклоном вплоть до вечернего факельного шествия националистов в Вильнюсе, кстати, не разрешенного мэрией. Праздник продлится до конца года.
И вот 16 февраля граждан Литвы поздравил бывший председатель Верховного Совета Литовской СССР, провозгласившего 11 марта 1990 года Акт о восстановлении независимости, профессор Витаутас Ландсбергис. Теперь тот советский парламент считается Восстановительным сеймом, а профессор — первым руководителем восстановившей независимость Литвы, хотя президентом его так и не избрали. Зато в 1990-м Литва подала пример другим территориям СССР, и скоро Союз развалился. И вот радовался бы профессор с согражданами замечательному празднику, который символизирует стремление к свободе, но все же без выпадов даже в этот знаменательный день не обошлось. Сначала Ландсбергис произнес слова о добром и вечном. «Приветствую тебя, Литва, столетняя девочка, вечно молодая. Живи во веки веков. И люби жизнь. Будь честной и справедливой. Не предавай себя, а, сделав ошибку, желай стать лучше. Твоя земля — бесконечно красива. Люби ее и не оставляй. Я люблю тебя. И все», — сказал профессор.
Нет не все. Затем специфически похвалил литовских олимпийцев: «Заметьте, это не победы мошенников, после которых крупным представителям пришлось выкручиваться из допинговых скандалов, а потом с позором уйти. А Литва идет и побеждает». То есть лягнул походя Россию и сказал о победах, которых пока нет. Ну а закончил вовсе за упокой: «Если твою родину кто-то унижает, достаточно ли у тебя чести, чтобы вступиться за нее, протестовать? Если твою родину обижают, есть ли у тебя смелость защищать ее? Поскольку тебе больно, когда ее обижают, а, может, ты лезешь в кусты со своей незначительной болью. Воин не должен таким быть. Партизаны за это шли на смерть». Понятно, что, вспомнив о партизанах — «лесных братьях», имел в виду борьбу с СССР и ненавистной Россией. Только непонятно, где и когда Кремль унижает Литву? Разве что Владимир Жириновский временами обижает ее в спектаклях - ток-шоу, но не только ее; или в телепрограммах не по-вильнюсски трактуют некоторые события в республике, ну так то не Кремль. Кремль вообще демонстративно молчит о Литве. А Вильнюс те телеканалы запрещает, как сделал сейчас с каналом «РТР"-Планета» — запретил на год, в том числе из-за того же Владимира Вольфовича.
Но вот даже если в день большого праздника один из духовных лидеров Литвы не удержался, чтобы не проехаться по ненавистной России, значит, она как кость в горле у местной элиты, а не наоборот.
А вот как народ относится к России? С одной стороны, кажется, негативно. На вопрос о том, какие страны являются недружественными по отношению к Литве, 65% участников социсследования назвали Россию. Затем — Белоруссию (18,3%). Третьей оказалась Америка (5,5%). Но вот с другой стороны, еще один опрос показал иной результат. Казалось бы, если Россия — враг, то от нее надо спрятаться за частоколом пушек, ракет и американских винтовок, что и делает местная элита, закупая вооружения на сотни миллионов евро, устраивая постоянные учения НАТО — несколько в год, но возмущаясь российско-белорусскими маневрами «Запад», проводимыми раз в два года. Однако вот как ответили респонденты на вопрос о том, поддерживают ли они позицию премьер-министра Саулюса Сквернялиса, высказавшегося за восстановление отношений с Россией. 52% одобрили его намерение, 26% были против, 22% не имели мнения. Эти 22% в условиях тотальной антироссийской пропаганды, пожалуй, можно, скорее, отнести к сторонникам восстановления отношений, чем к противникам. Противников литовская элита считает патриотами, а выступить против ее мнения себе дороже. Вот и президент Даля Грибаускайте, узнав о намерении премьера вести диалог с Россией и поступать так, как поступают Финляндия и Германия, назвала его позицию безответственной.
Вот еще один любопытный опрос — о причинах высокой эмиграции из Литвы. В момент распада СССР в республике проживало 3,7 миллиона жителей, сейчас 2,8, отток населения продолжается. По заказу Каунасского технологического университета центр исследования общественного мнения и рынка Vilmorus провел опрос и выяснил: 64,2% участников считают главной причиной эмиграции неадекватно высокие цены по сравнению с небольшими зарплатами, 55,6% - маленькие зарплаты и пенсии. Всего назвали 16 разных причин экономического, социального, политического, морального свойства, и лишь на 15-м — страх перед Россией. Всего 2,4%.
Такие цифры серьезно противоречат пропаганде со стороны местных правых, которые почти все беды Литвы объясняют «агрессивной» политикой России и «аморальным» наследием СССР. Естественно, они не оставили без внимания такие «неправильные» опросы. По заказу партии «Союз отечества-Христианские демократы Литвы» компания Vilmorus провела опрос с уточненным вопросом: «Должна ли Литва развивать более тесные отношения с Россией, даже если это нанесет вред безопасности Литвы?». Все равно за восстановление отношений оказалось немало — 34,4% респондентов. 37,8% респондентов высказались против, а вот 22,8% не смогли ответить, 5% отказались отвечать. Вот как трактовать эти 22,8% плюс 5% на фоне столь агрессивного вопроса от ультрапатриотов?
Пожалуй, консерваторы сделали ошибку. Вопрос надо было формулировать так: «Должна ли Литва развивать более тесные отношения с Россией, даже если Кремль готовит ядерный удар по Литве?» Вот тогда они точно получили бы желанный результат!