Литву и Польшу оглушили российской трубой - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Литву и Польшу оглушили российской трубой - «Политика» 16:00 Четверг 0 592
22-02-2018, 16:00

Литву и Польшу оглушили российской трубой - «Политика»



Польша и Литва предприняли новую отчаянную попытку в борьбе против строительства российско-германского газопровода «Nord Stream 2» () по дну Балтийского моря. Прежние их политические демарши — каждого в отдельности — остановить проект не дали результата. Как не принесли желаемого такие же потуги Украины и даже США. И вот во время встречи в Вильнюсе президентов Литвы и Польши Дали Грибаускайте и Анджея Дуды решено объединить усилия.

Президент Литвы заявила: «Что касается „Nord Stream 2“, наша позиция сходится в том, что это геополитический проект, у которого нет экономических оснований, который превратит основные, крупнейшие государства Европы в зависимые на целых 80% от поставок одной страны — от российского газа». Ее позиция относительно этого проекта известна давно. Еще два года назад Грибаускайте утверждала: «Для нас проекты „Nord Stream 1“ и „Nord Stream 2“ являются геополитическими». «Для нас это означает лишь одно: „шрёдеризацию“ энергетической политики Евросоюза», — заявляла президент Литвы.

А год назад министерство окружающей среды Литвы решило проверить проект «Nord Stream 2» на экологическую безопасность. Директор департамента предупреждения загрязняющих выбросов Виталиюс Ауглис говорил о своих сомнения в экологической чистоте проекта. Но остановить стройку не удалось, «компромата» не нашли.

Для Литвы появление новых веток «Nord Stream» подобно политической и экономической смерти. Ведь в правление Дали Грибаускайте Вильнюс сделал политическую ставку на полный отказ от топлива «Газпрома», уверяя, будто таким образом страна добьется энергетической независимости от России. В Клайпеде построили терминал сжиженного газа, рассчитывая, что покупать его здесь будут Латвия, Эстония и даже Польша. И конечно — с ориентацией на будущие поставки из США. Газ-то возят из Норвегии, но уже пошли первые газовозы из США, и Литва, видимо, представляла себя главным хабом Европы, связанным со Старшим Братом.


Но соседи отказались покупать дорогой норвежско-американо-литовский газ, а «Газпром» восстановил свои позиции даже в Литве: после ввода в строй клайпедского терминала его доля на местном рынке упала до 30%, но в прошлом году поднялась до 60% и продолжает расти. Еврокомиссия отказалась финансировать терминал в Клайпеде, который Вильнюс построил вопреки предварительным договоренностям с Ригой и Таллином и пытался выдать за региональный.

Ну и проект «Nord Stream 2» окончательно поставил крест на хороших перспективах терминала в Клайпеде — и политических, и энергетических. Так что гнев президента Литвы понятен. Ни себе выгода, ни американцам не удается помочь войти на газовый рынок Европы.

Голосом вопиющего в пустыне остался призыв единственного литовского политика, выступающего за прагматическое сотрудничество с Россией в газовой отрасли, — экс-президента Литвы, европарламентария Роландаса Паксаса. По его словам, политиканство создает «слабую добавленную стоимость». Он призвал искать в проекте «не политические дивиденды, а экономическую выгоду». «Nord Stream появился не вчера и не позавчера. Очевидно, что построить Великую китайскую стену в Европе, закрыть воздушное пространство или огородить сеткой подводные территории не получится, — иронизировал Паксас. — Из-за неспособности политиков договориться и искать точки соприкосновения общество всегда будет вынуждено платить дороже за газ, электроэнергию или нефтепродукты».

Так и есть — дороже. У Польши аналогичные интересы и примерно такая же ситуация. Как и в Литве, открывшей терминал сжиженного газа в 2015 году, Польша ввела в строй свой в городе Свиноуйсьце 12 октября 2015 года. На открытии премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе».

Ан нет, поторопилась с оценкой. Никуда от газпромовского топлива не делись, а строительство терминала оказалось дорогим — под 1 миллиард евро. И сжиженный газ, естественно, дороже поступающего по трубам. А тут еще правящая партия «Право и справедливость» заявила о необходимости строительства своего газопровода «Baltic Pipe» («Балтийский трубопровод») из Дании. Экономическая эффективность этих проектов весьма сомнительна в условиях рождения «Nord Stream 2».

Чтобы убедить европейских партнеров в обратном и отвести их взор от экономической конкуренции, используются методы информационной войны. Президент Литвы говорит так о сотрудничестве с Россией в газовой отрасли: «Опыт обеих стран — Литвы и Польши — показывает, что это становится геополитическим инструментом, а не экономическим, это становится орудием, с помощью которого можно оказывать влияние на политику в отдельных странах, давить, поэтому обе страны заявляют, что такая зависимость невыгодна, и даже опасна для геополитической стабильности в наших странах».

Странно. Все сотрудничество основывается на контрактах, одобренных и подписанных обеими сторонами. В Вильнюсе часто ссылаются на газовые конфликты Украины с Россией, но в их основе — нежелание Киева платить по счетам в соответствии с контрактами. То есть, конфликты провоцирует Украина, а не Россия. Но Анджей Дуда вторит президенту Литвы: «Я могу лишь выразить свое удивление тем, что Евросоюз, я имею в виду западную его часть, хочет быть зависимым от „Газпрома“. Я этому удивлен».

Так, как будто Дуда умнее Меркель.


Но, похоже, расколоть Евросоюз по газовому вопросу не удается. Deutsche Welle сообщила: лишь семь депутатов бундестага, представляющих Христианско-демократический союз, партию Зеленых и Свободную демократическую партию, выступили против проекта «Nord Stream 2». Они уверяют, будто его реализация может привести к расколу Евросоюза. Однако лишь две страны в ЕС столь же рьяно выступают против этого газопровода. Остальные либо мягко критикуют, либо ищут компромисс, либо молчат, либо поддерживают.

Последние отчаянные аргументы попытался привести премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он пугает войной в Европе: будто бы реализация проекта «Nord Stream 2» создает столь сильное напряжение, которое может привести к военному конфликту России с Украиной. Его слова всерьез не приняли. Ангела Меркель так не думает и приводит свои аргументы. «Мы считаем „Nord Stream 2“ экономическим проектом, — говорит она, словно заочно отвечая и Дале Грибаускайте. — Мы также выступаем за диверсификацию источников энергии. Мы также хотим, чтоб транзит газа по-прежнему шел через Украину. Но мы считаем, что „Nord Stream 2“ не представляет опасности для диверсификации поставок».

Еще бы. Для Берлина и для всей Европы это очень выгодный проект. Именно Германия станет газовым хабом в Европе, а топливо будет, конечно же, дешевле сжиженного.

И вот еще: где и когда от «Газпрома» исходило желание отказаться от транзита газа через Украину? Нигде и никогда. Берлин хочет, чтобы этот транзит тоже сохранился. Ну и хорошо. А вот желание «Газпрома» не зависеть от транзитных «фортелей» Киева, гарантировать поставки топлива в Европу и без пояснений очевидно…


Польша и Литва предприняли новую отчаянную попытку в борьбе против строительства российско-германского газопровода «Nord Stream 2» () по дну Балтийского моря. Прежние их политические демарши — каждого в отдельности — остановить проект не дали результата. Как не принесли желаемого такие же потуги Украины и даже США. И вот во время встречи в Вильнюсе президентов Литвы и Польши Дали Грибаускайте и Анджея Дуды решено объединить усилия. Президент Литвы заявила: «Что касается „Nord Stream 2“, наша позиция сходится в том, что это геополитический проект, у которого нет экономических оснований, который превратит основные, крупнейшие государства Европы в зависимые на целых 80% от поставок одной страны — от российского газа». Ее позиция относительно этого проекта известна давно. Еще два года назад Грибаускайте утверждала: «Для нас проекты „Nord Stream 1“ и „Nord Stream 2“ являются геополитическими». «Для нас это означает лишь одно: „шрёдеризацию“ энергетической политики Евросоюза», — заявляла президент Литвы. А год назад министерство окружающей среды Литвы решило проверить проект «Nord Stream 2» на экологическую безопасность. Директор департамента предупреждения загрязняющих выбросов Виталиюс Ауглис говорил о своих сомнения в экологической чистоте проекта. Но остановить стройку не удалось, «компромата» не нашли. Для Литвы появление новых веток «Nord Stream» подобно политической и экономической смерти. Ведь в правление Дали Грибаускайте Вильнюс сделал политическую ставку на полный отказ от топлива «Газпрома», уверяя, будто таким образом страна добьется энергетической независимости от России. В Клайпеде построили терминал сжиженного газа, рассчитывая, что покупать его здесь будут Латвия, Эстония и даже Польша. И конечно — с ориентацией на будущие поставки из США. Газ-то возят из Норвегии, но уже пошли первые газовозы из США, и Литва, видимо, представляла себя главным хабом Европы, связанным со Старшим Братом. Но соседи отказались покупать дорогой норвежско-американо-литовский газ, а «Газпром» восстановил свои позиции даже в Литве: после ввода в строй клайпедского терминала его доля на местном рынке упала до 30%, но в прошлом году поднялась до 60% и продолжает расти. Еврокомиссия отказалась финансировать терминал в Клайпеде, который Вильнюс построил вопреки предварительным договоренностям с Ригой и Таллином и пытался выдать за региональный. Ну и проект «Nord Stream 2» окончательно поставил крест на хороших перспективах терминала в Клайпеде — и политических, и энергетических. Так что гнев президента Литвы понятен. Ни себе выгода, ни американцам не удается помочь войти на газовый рынок Европы. Голосом вопиющего в пустыне остался призыв единственного литовского политика, выступающего за прагматическое сотрудничество с Россией в газовой отрасли, — экс-президента Литвы, европарламентария Роландаса Паксаса. По его словам, политиканство создает «слабую добавленную стоимость». Он призвал искать в проекте «не политические дивиденды, а экономическую выгоду». «Nord Stream появился не вчера и не позавчера. Очевидно, что построить Великую китайскую стену в Европе, закрыть воздушное пространство или огородить сеткой подводные территории не получится, — иронизировал Паксас. — Из-за неспособности политиков договориться и искать точки соприкосновения общество всегда будет вынуждено платить дороже за газ, электроэнергию или нефтепродукты». Так и есть — дороже. У Польши аналогичные интересы и примерно такая же ситуация. Как и в Литве, открывшей терминал сжиженного газа в 2015 году, Польша ввела в строй свой в городе Свиноуйсьце 12 октября 2015 года. На открытии премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе». Ан нет, поторопилась с оценкой. Никуда от газпромовского топлива не делись, а строительство терминала оказалось дорогим — под 1 миллиард евро. И сжиженный газ, естественно, дороже поступающего по трубам. А тут еще правящая партия «Право и справедливость» заявила о необходимости строительства своего газопровода «Baltic Pipe» («Балтийский трубопровод») из Дании. Экономическая эффективность этих проектов весьма сомнительна в условиях рождения «Nord Stream 2». Чтобы убедить европейских партнеров в обратном и отвести их взор от экономической конкуренции, используются методы информационной войны. Президент Литвы говорит так о сотрудничестве с Россией в газовой отрасли: «Опыт обеих стран — Литвы и Польши — показывает, что это становится геополитическим инструментом, а не экономическим, это становится орудием, с помощью которого можно оказывать влияние на политику в отдельных странах, давить, поэтому обе страны заявляют, что такая зависимость невыгодна, и даже опасна для геополитической стабильности в наших странах». Странно. Все сотрудничество основывается на контрактах, одобренных и подписанных обеими сторонами. В Вильнюсе часто ссылаются на газовые конфликты Украины с Россией, но в их основе — нежелание Киева платить по счетам в соответствии с контрактами. То есть, конфликты провоцирует Украина, а не Россия. Но Анджей Дуда вторит президенту Литвы: «Я могу лишь выразить свое удивление тем, что Евросоюз, я имею в виду западную его часть, хочет быть зависимым от „Газпрома“. Я этому удивлен». Так, как будто Дуда умнее Меркель. Но, похоже, расколоть Евросоюз по газовому вопросу не удается. Deutsche Welle сообщила: лишь семь депутатов бундестага, представляющих Христианско-демократический союз, партию Зеленых и Свободную демократическую партию, выступили против проекта «Nord Stream 2». Они уверяют, будто его реализация может привести к расколу Евросоюза. Однако лишь две страны в ЕС столь же рьяно выступают против этого газопровода. Остальные либо мягко критикуют, либо ищут компромисс, либо молчат, либо поддерживают. Последние отчаянные аргументы попытался привести премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он пугает войной в Европе: будто бы реализация проекта «Nord Stream 2» создает столь сильное напряжение, которое может привести к военному конфликту России с Украиной. Его слова всерьез не приняли. Ангела Меркель так не думает и приводит свои аргументы. «Мы считаем „Nord Stream 2“ экономическим проектом, — говорит она, словно заочно отвечая и Дале Грибаускайте. — Мы также выступаем за диверсификацию источников энергии. Мы также хотим, чтоб транзит газа по-прежнему шел через Украину. Но мы считаем, что „Nord Stream 2“ не представляет опасности для диверсификации поставок». Еще бы. Для Берлина и для всей Европы это очень выгодный проект. Именно Германия станет газовым хабом в Европе, а топливо будет, конечно же, дешевле сжиженного. И вот еще: где и когда от «Газпрома» исходило желание отказаться от транзита газа через Украину? Нигде и никогда. Берлин хочет, чтобы этот транзит тоже сохранился. Ну и хорошо. А вот желание «Газпрома» не зависеть от транзитных «фортелей» Киева, гарантировать поставки топлива в Европу и без пояснений очевидно…
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 918 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl