Китай берет мировую экономику на буксир - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Китай берет мировую экономику на буксир - «Политика» 14:04 Вторник 0 535
13-03-2018, 14:04

Китай берет мировую экономику на буксир - «Политика»



Материал комментируют:
Китай берет мировую экономику на буксир - «Политика»

Алексей Маслов

11 марта в Пекине, на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) делегаты приняли крупнейший с 2004 года пакет поправок в Конституцию. Он призван идеологически трансформировать Китай в соответствии с видением генерального секретаря Компартии страны Си Цзиньпина.

Среди прочих изменений из Конституции убраны ограничения на сроки пребывания у власти председателя и вице-председателя КНР (два пятилетних срока). Это открывает дорогу к продлению полномочий 64-летнего Си Цзиньпина.

Одновременно ВСНП — высший орган госвласти КНР — согласился включить в Конституцию «Мысли Си Цзиньпина», тем самым поставив его на один уровень с основателем партии Мао Цзэдуном.

Напомним: на октябрьском съезде, представляя свои «Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре», председатель КПК отметил, что Китай доказал жизнеспособность своей модели государства, и она должна стать «новым выбором» для развивающихся стран. Теперь эти положения закреплены в Основном законе.

Как подчеркивает Си Цзиньпин, первой эрой были времена Мао, объединившего опустошенную гражданской войной страну, второй — развитие и рост благосостояния при Дэн Сяопине. В третьей, «новой» эре китайцы будут жить еще богаче и сплоченнее, а страна станет лидером мирового сообщества и примером для подражания в эпоху кризиса западной демократии.

Все эти изменения были приняты при поддержке почти трех тысяч депутатов ВСНП. Против выступили всего двое, трое воздержались.


«Законодатели на сессии согласились с тем, что внесение поправок в Конституцию отвечает чаяниям КПК и народа и одобряется как в самой партии, так и вне ее, имеет историческое значение для обеспечения процветания и прочной безопасности партии и страны», — отмечает газета «Жэньминь жибао».

И надо понимать: России перемены, которые происходят в Поднебесной, только на руку. Так, в преамбулу Конституции добавлена формула, согласно которой Китай стремится к «строительству сообщества общей судьбы» с другими странами мира, что является частью концепции «Один пояс, один путь», продвигаемой Си Цзиньпином.

Реализация инициативы «Один пояс, один путь» будет способствовать вовлечению все большего числа стран в развитие мировой инфраструктуры — железных дорог, портов, погранпереходов, информационных и финансовых центров. Институализация данной инициативы позволит увязать ее с другими проектами международного сотрудничества, — в частности, с Евразийским экономическим союзом, АСЕАН, НАФТА, Евросоюзом, Меркосур.

По мнению экспертов, «Один пояс, один путь» будет способствовать ускорению темпов развития мировой экономики. Китай — во главе этой инициативы — сможет стать движущей силой и своего рода буксиром для глобального хозяйства. А одним из предложенных маршрутов в рамках этого глобального проекта как раз и является международный коридор экономического сотрудничества Китай-Монголия-Россия.

Что меняет съезд ВСНП для Поднебесной, России и мира?

— Съезд ВСНП, одобряя «Один пояс, один путь», решает в первую очередь главную проблему самого Китая, — отмечает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Эта проблема — вывоз китайских товаров, которые подорожали за последние пять лет, и стали из-за этого менее конкурентоспособными.

Подорожали товары, замечу, не просто так. В Китае выросли зарплаты, объемы социальных выплат по компенсациям, пенсии. В результате, китайские товары стоят сегодня не намного дешевле, чем товары конкурентов, выпускаемые в Мексике, Аргентине и странах Юго-Восточной Азии.

С точки зрения Пекина, единственный способ удешевить товары в такой ситуации — это снизить стоимость доставки, поставив под контроль мировую инфраструктуру. Инфраструктурный проект «Один пояс, один путь» направлен как раз на решение этой задачи.

В рамках проекта многие страны, в том числе Монголия и Россия, будут превращены в своеобразные мосты по доставке китайских товаров по всему миру.

«СП»: — Насколько это выгодно России?

— В теории товары по коридору Россия-Монголия-Китай могут идти по двум направлениям. Другое дело, я пока не видел расчетов, что мы можем в большом количестве поставлять в Поднебесную. Скорее всего, по дорогам, построенным на китайские инвестиции, товары будут идти, в основном, из Поднебесной в Европу и дальше.

Но Россия в любом случае получит дивиденды от участия в проекте. Это плата за транзит, новые рабочие места, плюс экономическое развитие российских регионов.

«СП»: — Почему реализация инициативы «Один пояс, один путь» потребовала внесения изменений в Конституцию?

— Для Китая сейчас наступает момент истины. Поднебесная по-настоящему вступает в схватку за ведущую роль на мировой арене. Причем, не только роль экономического лидера, но и политического.

Создавая «сообщество общей судьбы» из различных стран мира, Китай в страны «Пояса и пути» собирается инвестировать. При этом Пекин поясняет, что хотел бы в известной степени контролировать еще и политические риски в этих странах. Для этого Китай заключает со странами-партнерами соответствующие договоры — чтобы быть уверенным, что в них не произойдет резких изменений, которые поставят инвестиции под угрозу.

Причем в рамках концепции «Один пояс, один путь» Китай до 90% инвестиций направляет в две сферы — дороги и энергетика. Это, на мой взгляд, хорошо видно на примере стран Латинской Америки, Африки и даже Европы.

Да, поначалу Китай инвестировал по всему миру бессистемно — вкладывал в игорный бизнес, в покупку гостиниц. Но начиная с 2017 года, зарубежные инвестиции поставлены в КНР под государственный контроль. Вывоз китайского капитала разделен на «поощряемый», «ограниченный» и «запрещенный».

К категории «поощряемый» относится капитал, который инвестируется в страны, подписавшие договоры о присоединении к концепции «Один пояс, один путь». Эти страны, замечу, полностью поддерживают китайские инициативы в энергетике и инфраструктуре.


РФ принадлежит ко второй группе стран, вывоз китайского капитала в которые ограничен. Эти страны либо намерены присоединиться к проекту в будущем, либо настаивают на инвестициях в другие области, помимо энергетики и дорог.

Наконец, Пекин прямо запретил инвестиции в игорный бизнес.

Такой политикой, по сути, китайское государство пытается поставить сектора зарубежной промышленности под контроль. И на реализацию этого масштабного проекта Си Цзиньпину банально не хватает двух сроков — речь идет о коренной перестройке Китая.

Поэтому для Китая внесение изменений в Конституцию — это, прежде всего, фиксация концепции, которую воплощает Си Цзиньпин. Она заключается в максимальном расширении влияния Поднебесной в мире, в поддержке китайского бизнеса, а также борьбе с коррупцией в самом Китае.

В крупном выигрыше остаются и страны, являющиеся главными получателями китайских инвестиций.


Материал комментируют: Алексей Маслов 11 марта в Пекине, на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) делегаты приняли крупнейший с 2004 года пакет поправок в Конституцию. Он призван идеологически трансформировать Китай в соответствии с видением генерального секретаря Компартии страны Си Цзиньпина. Среди прочих изменений из Конституции убраны ограничения на сроки пребывания у власти председателя и вице-председателя КНР (два пятилетних срока). Это открывает дорогу к продлению полномочий 64-летнего Си Цзиньпина. Одновременно ВСНП — высший орган госвласти КНР — согласился включить в Конституцию «Мысли Си Цзиньпина», тем самым поставив его на один уровень с основателем партии Мао Цзэдуном. Напомним: на октябрьском съезде, представляя свои «Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре», председатель КПК отметил, что Китай доказал жизнеспособность своей модели государства, и она должна стать «новым выбором» для развивающихся стран. Теперь эти положения закреплены в Основном законе. Как подчеркивает Си Цзиньпин, первой эрой были времена Мао, объединившего опустошенную гражданской войной страну, второй — развитие и рост благосостояния при Дэн Сяопине. В третьей, «новой» эре китайцы будут жить еще богаче и сплоченнее, а страна станет лидером мирового сообщества и примером для подражания в эпоху кризиса западной демократии. Все эти изменения были приняты при поддержке почти трех тысяч депутатов ВСНП. Против выступили всего двое, трое воздержались. «Законодатели на сессии согласились с тем, что внесение поправок в Конституцию отвечает чаяниям КПК и народа и одобряется как в самой партии, так и вне ее, имеет историческое значение для обеспечения процветания и прочной безопасности партии и страны», — отмечает газета «Жэньминь жибао». И надо понимать: России перемены, которые происходят в Поднебесной, только на руку. Так, в преамбулу Конституции добавлена формула, согласно которой Китай стремится к «строительству сообщества общей судьбы» с другими странами мира, что является частью концепции «Один пояс, один путь», продвигаемой Си Цзиньпином. Реализация инициативы «Один пояс, один путь» будет способствовать вовлечению все большего числа стран в развитие мировой инфраструктуры — железных дорог, портов, погранпереходов, информационных и финансовых центров. Институализация данной инициативы позволит увязать ее с другими проектами международного сотрудничества, — в частности, с Евразийским экономическим союзом, АСЕАН, НАФТА, Евросоюзом, Меркосур. По мнению экспертов, «Один пояс, один путь» будет способствовать ускорению темпов развития мировой экономики. Китай — во главе этой инициативы — сможет стать движущей силой и своего рода буксиром для глобального хозяйства. А одним из предложенных маршрутов в рамках этого глобального проекта как раз и является международный коридор экономического сотрудничества Китай-Монголия-Россия. Что меняет съезд ВСНП для Поднебесной, России и мира? — Съезд ВСНП, одобряя «Один пояс, один путь», решает в первую очередь главную проблему самого Китая, — отмечает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Эта проблема — вывоз китайских товаров, которые подорожали за последние пять лет, и стали из-за этого менее конкурентоспособными. Подорожали товары, замечу, не просто так. В Китае выросли зарплаты, объемы социальных выплат по компенсациям, пенсии. В результате, китайские товары стоят сегодня не намного дешевле, чем товары конкурентов, выпускаемые в Мексике, Аргентине и странах Юго-Восточной Азии. С точки зрения Пекина, единственный способ удешевить товары в такой ситуации — это снизить стоимость доставки, поставив под контроль мировую инфраструктуру. Инфраструктурный проект «Один пояс, один путь» направлен как раз на решение этой задачи. В рамках проекта многие страны, в том числе Монголия и Россия, будут превращены в своеобразные мосты по доставке китайских товаров по всему миру. «СП»: — Насколько это выгодно России? — В теории товары по коридору Россия-Монголия-Китай могут идти по двум направлениям. Другое дело, я пока не видел расчетов, что мы можем в большом количестве поставлять в Поднебесную. Скорее всего, по дорогам, построенным на китайские инвестиции, товары будут идти, в основном, из Поднебесной в Европу и дальше. Но Россия в любом случае получит дивиденды от участия в проекте. Это плата за транзит, новые рабочие места, плюс экономическое развитие российских регионов. «СП»: — Почему реализация инициативы «Один пояс, один путь» потребовала внесения изменений в Конституцию? — Для Китая сейчас наступает момент истины. Поднебесная по-настоящему вступает в схватку за ведущую роль на мировой арене. Причем, не только роль экономического лидера, но и политического. Создавая «сообщество общей судьбы» из различных стран мира, Китай в страны «Пояса и пути» собирается инвестировать. При этом Пекин поясняет, что хотел бы в известной степени контролировать еще и политические риски в этих странах. Для этого Китай заключает со странами-партнерами соответствующие договоры — чтобы быть уверенным, что в них не произойдет резких изменений, которые поставят инвестиции под угрозу. Причем в рамках концепции «Один пояс, один путь» Китай до 90% инвестиций направляет в две сферы — дороги и энергетика. Это, на мой взгляд, хорошо видно на примере стран Латинской Америки, Африки и даже Европы. Да, поначалу Китай инвестировал по всему миру бессистемно — вкладывал в игорный бизнес, в покупку гостиниц. Но начиная с 2017 года, зарубежные инвестиции поставлены в КНР под государственный контроль. Вывоз китайского капитала разделен на «поощряемый», «ограниченный» и «запрещенный». К категории «поощряемый» относится капитал, который инвестируется в страны, подписавшие договоры о присоединении к концепции «Один пояс, один путь». Эти страны, замечу, полностью поддерживают китайские инициативы в энергетике и инфраструктуре. РФ принадлежит ко второй группе стран, вывоз китайского капитала в которые ограничен. Эти страны либо намерены присоединиться к проекту в будущем, либо настаивают на инвестициях в другие области, помимо энергетики и дорог. Наконец, Пекин прямо запретил инвестиции в игорный бизнес. Такой политикой, по сути, китайское государство пытается поставить сектора зарубежной промышленности под контроль. И на реализацию этого масштабного проекта Си Цзиньпину банально не хватает двух сроков — речь идет о коренной перестройке Китая. Поэтому для Китая внесение изменений в Конституцию — это, прежде всего, фиксация концепции, которую воплощает Си Цзиньпин. Она заключается в максимальном расширении влияния Поднебесной в мире, в поддержке китайского бизнеса, а также борьбе с коррупцией в самом Китае. В крупном выигрыше остаются и страны, являющиеся главными получателями китайских инвестиций.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 889 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl