Материал комментируют:
Никита Масленников
19 марта президент РФ Владимир Путин встретился в Кремле с соперниками по избирательной кампании. Во время беседы, которая продолжалась более двух часов, глава государства обозначил основные задачи предстоящей шестилетки на посту президента.
Путин заверил, что в международных отношениях «мы будем делать все для того, чтобы все спорные ситуации с нашими партнерами были урегулированы политико-дипломатическими средствами». «Разумеется, не от нас все зависит: это нужно, чтобы так же, как в любви, обе стороны были заинтересованы, иначе никакой любви не получается», — уточнил глава государства.
В вопросах обороны он пообещал «уделять необходимое внимание дальнейшему укреплению обороноспособности страны». При этом подчеркнул, что «никто не собирается разгонять какую-то гонку вооружений», и напомнил, что запланировано снижение оборонных расходов в 2018 и 2019 годах.
«Нам нужно некоторые военные разработки довести до логического завершения, продолжить имеющиеся разработки, о которых я еще не говорил. Все посчитано, денег, которые мы будем выделять на эти цели, достаточно», — отметил президент.
Тем не менее, главной Путин назвал «внутреннюю повестку дня». «Это, прежде всего, обеспечение темпов роста экономики РФ, придание ей инновационного характера, развитие в области здравоохранения, образования, промышленного производства, инфраструктуры и других направлений, важнейших для того, чтобы двигать страну вперед и поднимать уровень жизни наших граждан», — перечислил он приоритеты.
Общаясь с кандидатами в президенты РФ, Путин подчеркнул необходимость устранения большого дисбаланса между размерами доходов у бедных и богатых, а также сокращения числа людей, живущих за чертой бедности. «Особенно это касается тех, кто имеет работу. Не должно быть ситуаций в России, когда человек работает, но при этом получает абсолютно недостойный уровень заработной платы», — сказал он.
Владимир Путин также предложил своим соперникам по выборам наладить диалог, чтобы учесть все позитивные моменты и объединять усилия для развития страны в будущем. По мнению Путина, это важно «для реализации позитивной повестки дня, решения задач, перед которыми стоит наша страна, и преодоления вызовов, с которыми Россия сталкивается».
Он особо отметил, что «могут быть приняты и непростые решения, это могут быть решения, требующие дополнительного объяснения». «Я очень бы хотел, чтобы мы при этом руководствовались всегда соображениями и долгосрочными интересами России и российского народа, и на второй план всегда бы отодвигали групповые или партийные предпочтения», — сказал Путин.
Какие конкретно «непростые решения» имеет в виду Владимир Путин, как они помогут сделать экономику РФ динамичной и инновационной?
— Путин, по большому счету, повторил тезисы Послания Федеральному Собранию, причем без деталей, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Скорее всего, детали прояснятся к 15 апреля, когда будет готов проект президентского указа о долгосрочных целях социально-экономического развития страны. Именно тогда станут понятны содержание и приоритеты структурной повестки, реализацией которой кабмин будет заниматься в ближайшие шесть лет.
Понятно, что упор Путина на внутреннюю повестку — это продолжение тренда размышлений в наших политических элитах о том, куда и как двигаться дальше. И здесь, совершенно очевидно, задача выглядит так: как с нынешних 2% ВВП в год выйти хотя бы на 3,5?4% ВВП? Только это позволит России не только сохранить свое место в мировой экономике, но и стабильно выполнять социальные обязательства.
Решение этой задачи упирается в снятие и преодоление структурных ограничений экономического роста. Именно на этом направлении потребуются те самые «непростые решения», о которых упомянул глава государства.
«СП»: — Какие структурные ограничения тормозят нашу экономику?
— Первое — это демографическая яма: очевидное сокращение трудоспособного населения и рост численности пожилых. С точки зрения экономистов, сразу возникает вопрос: как обеспечивать рост благосостояния, заработной платы и реальных доходов, когда число создающих добавленную стоимость сокращается, а число потребителей возрастает?
Решением может быть притормаживание роста заработных плат и пенсий. Однако можно сделать и другой выбор — в пользу роста производительности труда.
В своем Послании, напомню, Путин поставил цель добиться, чтобы производительность труда на средних, крупных предприятиях базовых отраслей росла темпами не ниже 5% в год. Это как раз то самое «непростое решение», которое требует дополнительных объяснений: как кабмин собирается этого добиваться?
Для роста производительности труда требуются инвестиции, для инвестиций — соответствующий бизнес-климат, для климата — системообразующее усиление конкуренции, для конкуренции — снижение доли госсектора и увеличение доли малого и среднего бизнеса, причем высокотехнологичного, ориентированного на экспорт.
Причем, все это нужно делать быстро, и при ограниченных финансовых ресурсах.
«СП»: — Вы считаете, это возможно?
— Возможно — при экономии госсредств и повышении эффективности их расходов. В России все привыкли что-то от государства получать — и граждане, и отрасли, и целые сектора экономики. Теперь каждому из этих адресатов, видимо, придется потесниться — и это тоже будет «непростым решением», требующим разъяснения.
Например, бюджетный маневр, который сейчас обсуждается в правительстве, предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Но остается открытым вопрос — за счет чего это делать?
Неясными остаются и более частные моменты. Скажем, кабмин считает, что необходимо завершить бюджетный маневр в «нефтянке», в рамках которого нефтепереработка сейчас субсидируется государством. От этого, полагают экономисты, надо уходить, но как это скажется на других? Ведь нефтепереработка — это цены на моторное топливо.
Или взять ключевой вопрос: какие направления госрасходов считать неэффективными? Госзаказ, гособоронзаказ, госзакупки в целом?
И, разумеется, самыми болезненными остаются социальные траты, которые составляют более 30% всех государственных расходов. Открытым остается вопрос: какую на самом деле помощь они оказывают? Что происходит с пенсионной системой, где адресность социальных пособий и трансфертов?
Цифровая экономика, в которую мы медленно вползаем, в теории позволяет интегрировать базы данных по всем расходам и доходам граждан, и ясно очертить категорию нуждающихся. И надо понимать: повышение адресности социальных пособий необходимо, потому что сегодня один и тот же человек может пользоваться федеральными и региональными льготами одновременно.
Но это тоже очень «непростое решение», которое придется населению объяснять. Потому что в результате у каких-то льготников прибудет, а у других убудет.
Все эти «непростые задачи» стоят не только перед Путиным, но и перед органами госуправления, перед экспертным сообществом. Надо понимать: структурные реформы, в отличие от других, требуют новой для России политической технологии — постоянного диалога общества и власти, обмена мнениями, поиска компромиссов.
В том, чтобы пойти на такой диалог, и заключается самое «непростое решение», которое стоит сейчас перед властью.
Власть: Песков рассказал, как Путин будет осуществлять развитие страны
Новости России: Политолог назвал «абсолютной тайной» имя нового премьер-министра