Одним из итогов марафона сочинских совещаний Владимира Путина по вопросам развития армии и оборонки стало решение держать в Средиземном море на постоянной основе носители ракетного комплекса «Калибр». Эта новость вызвала достаточно большой резонанс на фоне повсеместно обострившихся российско-американских отношений.
Правда, в заявлении президента было небольшое лукавство. Корабли и подводные лодки, оснащенные «Калибрами», несут боевое дежурство у берегов Сирии как минимум с сентября 2015 года, то есть с самого начала операции в САР. Этими эффективными ракетами вооружены дизель-электрические субмарины проекта 636.3 «Варшавянка», а также корветы и фрегаты из состава Черноморского флота.
Средство неядерного сдерживания
Форпостом ВМФ России на Средиземном море является пункт материально-технического обеспечения в порту сирийского Тартуса. Сейчас Россия проводит там работы по созданию полноценной военно-морской базы. Группировка носителей «Калибров» необходима для обороны Тартуса и демонстрации силы натовскому флоту, который многократно превосходит российский по численности.
Кроме того, «Калибры» могут быть применены для поражения наземных целей в Сирии. Боевое крещение ракет состоялось в октябре 2015 года. С тех пор у берегов Сирии, по мнению экспертов, на постоянной боевой вахте находятся как минимум два носителя этих ракет. Ротация кораблей и подлодок происходит примерно каждые три месяца.
Путин отметил, что «Калибры» необходимы для нанесения ударов по террористам, однако, по сути, эти крылатые ракеты превратились в средство неядерного сдерживания США. Гипотетически небольшой корвет или малый ракетный корабль ВМФ может потопить американский эсминец, крейсер и авианосец.
О мощи российского оружия прекрасно осведомлены в Соединенных Штатах. В комментарии РИА Новости глава командования объединенных сил союзников в Неаполе адмирал Джеймс Фогго заявил, что американские ВМС готовы предпринять необходимые меры для обороны от российских «Калибров».
Постоянную дислокацию «Калибров» в Средиземном море не стоит воспринимать как некий новый виток в российско-американском противостоянии. Скорее всего, это символичный ответ на реализацию США грандиозных планов по укреплению собственного флота.
Строительство новых кораблей и увеличение штата ВМС — один из главных пунктов предвыборной программы Дональда Трампа. Усиление возможностей ВМС предоставляет Вашингтону дополнительные инструменты проецирования силы. США — абсолютный лидер по количеству крупных боевых кораблей. Основу мощи составляют авианосные группировки (8-10 кораблей и подлодок), способные нанести сокрушительный удар практически по любой прибрежной территории.
Возрождение 2-го флота
В начале мая Пентагон объявил о возрождении 2-го флота, распущенного в 2008 году. В зону ответственности данной оперативной единицы будет входить Восточное побережье США и Атлантический регион. Основная база кораблей будет располагаться в Норфолке (штат Виргиния). Зарубежные СМИ уверены, что восстановление 2-го флота — реакция Вашингтона на появление новых видов морских вооружений у РФ.
«После падения Берлинской стены США сократили размеры Атлантического флота, полагая, что Российская Федерация не представляет собой такую угрозу, какую представлял собой Советский Союз. Но потом у руля в России встал Владимир Путин, который модернизировал российский флот, особенно подводные силы. В своей недавней видеодемонстрации глава государства представил много новых систем оружия, которые можно применять в Атлантике против американских материковых и морских систем обороны, включая сверхзвуковые крылатые ракеты и глубоководные торпеды с ядерными энергоустановками (проект «Статус-6»)», — отмечает экс-верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО Джеймс Ставридис в статье в Bloomberg.
В задачи 2-го флота будут водить наблюдение за операциями и передвижением российских военно-морских сил. Помимо субмарин и кораблей, американцы будут активно использовать беспилотники, автономные подводные аппараты, противолодочную и разведывательную авиацию. Атомные и дизель-электрические подлодки США будут нести службу в Северном Ледовитом океане.
Главная цель 2-го флота заключается в том, чтобы «помешать попыткам России занять господствующую позицию на севере Атлантики». При этом Ставридис признает, что подобный подход Пентагона повлечет рост напряженности «вблизи берегов США».
«Наряду с опасными военными операциями в Сирии, где американские и российские военные находятся друг от друга в буквальном смысле на расстоянии выстрела, воды Северной Атлантики станут зоной серьезного потенциального конфликта. К примеру, когда подводные лодки двух противоборствующих стран действуют в непосредственной близости друг от друга, они могут буквально слышать звук открывающихся крышек торпедных отсеков другой лодки. Это может быть истолковано как «враждебный акт» и может привести к чрезмерно активной ответной реакции», — отметил Ставридис.
Проблемы модернизации
К сказанному Ставридисом стоит добавить, что возможности ВМФ России он явно преувеличил. Как сообщает «Коммерсант», темпы модернизации флота не устраивают Минобороны и президента РФ, хотя на совещании в Сочи Путин сказал дежурную фразу про необходимость дальнейшего перевооружения и соблюдения сроков: «Будем продолжать оснащать ВМФ… новейшими системами оружия, связи, разведки и целеуказания. Как и прежде, требования к качеству, срокам выполнения заданий гособоронзаказа должны оставаться самыми жесткими».
«Именно поэтому в Сочи были вызваны не только высокопоставленные военные (и. о. министра обороны Сергей Шойгу, замминистра по вооружениям Юрий Борисов, главком ВМФ Владимир Королев и др.) и руководство промышленности (президент ОСК Алексей Рахманов и и. о. главы Минпромторга Денис Мантуров), но менеджеры предприятий судостроительной отрасли — «Севмаша», «Северной верфи», «Звезды» и ЦКБ морской техники «Рубин», — указывает газета.
Как неоднократно отмечала РП, оборонная промышленность сорвала сроки сдачи стратегических атомных подлодок проекта 955 «Борей», атомоходов проекта 885 «Ясень», целый ряд проектов боевых кораблей (корветов, фрегатов, десантных кораблей). Отчасти данные проблемы были вызваны санкциям Украины (отказ поставлять двигатели), но основная причина — ошибки, допущенные руководством оборонного комплекса, а также переоценка реальных производственных возможностей.