В первый день короткой рабочей недели президент России Владимир Путин переназначил большинство своих действующих советников и помощников. Таким образом, портрет приближённого к главе государства экспертного комьюнити практически не изменился, что также можно счесть красноречивым — тренд на стабильность, подтверждённый в целом практически не изменившимся составом Правительства, утверждён окончательно.
В списке счастливчиков обращают на себя особое внимание три персоны, отвечающие за внешнюю политику. Прежде всего, Юрий Ушаков, курирующий её в Администрации Президента в целом и ранее даже «сватаный» прессой на пост министра иностранных дел; Антон Кобяков, отвечающий за работу по организации участия российского главы на международных мероприятиях, а также Владислав Сурков, в ведении которого находятся вопросы взаимодействия Кремля с непризнанными Абхазией и Южной Осетией, а также участие России в урегулировании конфликта на востоке Украины.
Нельзя сказать, что новости о новых назначениях — вернее будет сказать, переназначениях — способны сильно удивить сколько-нибудь искушённого в политике наблюдателя. Недавние кадровые решения по министрам, вице-премьерам, да и по самому премьеру показали, что Кремль более чем устраивает настоящее положение дел — абсолютное большинство высших чиновников находятся на своих местах. Так что «полёт нормальный» и ранее взятый политический курс показал свою жизнеспособность в не самых простых внешнеполитических условиях. Кто знает, не будь результат прошедших в марте выборов настолько триумфальным для нынешнего президента — быть может, и кадровые решения были бы совсем иными. Но 76 с лишним процентов стали, по сути, оценкой работы команды. В том числе оценкой и тех, кто в Администрации Президента курирует внешнеполитическую повестку.
Что бы ни говорили скептики, но и им приходится признать чисто медицинский факт: Россия остаётся чрезвычайно важной фигурой на «большой шахматной доске», и такое бессп-о выгодное (в том числе и для внутреннего пиара) позиционирование на международной арене — заслуга этих «серых кардиналов», среди которых стоит особо выделить исключительно талантливого дипломата Юрия Ушакова — как говорят свидетели, настоящего мастера тонкого политического диалога. «Ушаков давно уже является этаким негласным переговорщиком между Кремлём и западными элитами, — отметил в беседе с «Русской Планетой» политолог, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов. При этом Ушаков — человек, который может очень быстро и эффектно менять линию диалога с компромиссной на жёсткую. Он точно не «голубь», каким может казаться — он человек принципиальных государственнических взглядов».
А вот с фигурой Владислава Юрьевича Суркова, по оценке политолога, дела обстоят куда сложнее. С одной стороны, будучи ещё замглавы Администрации Президента он выгодно показал себя в качестве талантливого политического пиарщика, идеолога и организатора, однако силовики — мягко говоря — не очень довольны тем, как автор концепта «суверенной демократии» проводит политику «ни рыба, ни мясо» в Донбассе — на курируемом им направлении взаимодействия Москвы с Донецком и Луганском. «Ходят упорные слухи, что Кремлём для работы на постсоветском направлении теперь будут активно привлекаться не только люди Суркова, но также и критикующие его сторонники более радикальных действий, — заявил Шатилов, — силовики считают, что помощник президента недостаточно жёстко отстаивает позицию России по реализации «Минских соглашений».
При этом решение Владимира Путина оставить при должности Владислава Суркова логично более чем. По мнению эксперта, президент отдаёт должное тому, что, не будучи в кругу особо приближённых чиновников и, скорее, даже персонажем «внешним», Владислав Сурков демонстрирует полное понимание проводимой политики и реализует её в рамках своих полномочий и в условиях внешнего давления настолько успешно, насколько это в принципе возможно.
Ещё одна фигура, куда менее публичная, но выполняющая при этом важные задачи — Антон Кобяков, советник президента, курирующий в АП организацию крупнейших международных событий, встречи с мировыми лидерами и т.п. По сути своей это протокольная работа, которая, однако, далеко не всем хорошо удаётся — и это при том, что возможные промахи здесь имеют подчас исключительно высокую цену. «Любая ошибка при организации крупного события с участием первых лиц ведущих государств может вылиться в серьёзный дипломатический скандал с далеко идущими политическими последствиями, — заметил Шатилов. — Очень важно, что за последние годы на встречах высшего уровня не было зафиксировано ни одного протокольного «прокола» со стороны России.