Цифровизация в России объявлена приоритетным направлением. О переходе на цифровую экономику постоянно говорит президент России Владимир Путин. Что даст россиянам новый технологический уклад и как обстоит дело с переходом на цифру в России?
На нацпрограмму «Цифровая экономика» российские власти планируют потратить более триллиона рублей в ближайшие пять лет, заявил вице-премьер Максим Акимов. По поручению президента, проект нацпрограммы будет представлен уже осенью этого года. По словам Акимова, основное расходование средств будет акцентироваться на направлениях «Информационная инфраструктура», «Кадры и образование», а также на новом направлении, связанном с цифровым государственным управлением.
Цифровые технологии уже стали неотъемлемой частью жизни людей по всему миру, и Россия – не исключение. Бесконтактные банковские карты, wi-fi в общественном транспорте, электронные порталы госуслуг – всем этим уже сегодня пользуются россияне не только в Москве, но и в других крупных российских городах. Даже скептически настроенные по отношению к нашей стране западные рейтинговые агентства оценивают Россию как «крепкого середнячка» с перспективой перехода в лидеры, рассказал «Русской Планете» Константин Лялин, кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель директора Института микроприборов и систем управления НИУ «Московский институт электронной техники».
«Значительную роль цифровые технологии сыграли и в повышении места России в рейтинге ‘Doing business’ до 35 места. На уровне государства внедрение, например, электронных касс и цифрового таможенного учета, позволило повысить собираемость налогов и улучшить контроль за контрафактом, что в сочетании с дальнейшим упрощением налогового режима позволит вывести из тени значительные ресурсы: размер теневой экономики России составляет 39% ВВП».
Сегодня цифровизация затрагивает все отрасли экономики. По оценке IDC к 2021 году 50% мирового ВВП будет генерироваться цифровыми компаниями. Согласно Global Innovation Index 2018 лидерами в сфере цифровизации и инновационного развития являются прежде всего государства западной Европы, такие как Швейцария, Голландия, Великобритания и Швеция. США и Сингапур так же входят в топ рейтинга. Российская Федерация занимает 46 место в рейтинге, имея хорошие позиции по человеческому капиталу, уровню образования и исследовательскому потенциалу, приводит данные Артур Вартанян, руководитель направления систем хранения данных и гиперконвергентных решений Dell EMC в России и Восточном СНГ.
Отстаем, но догоняем
Как рассказывает Лялин, уже сегодня российские предприятия активно внедряют цифровые методы проектирования, управления, бухгалтерского учета, учета ресурсов и т.п. При этом на рынке существует множество ERP, CRM систем российского производства. Но в некоторых областях Россия отстает, в частности, в сегменте электроники и в секторе систем автоматизированного проектирования.
«К сожалению, в 90-е годы российская электронная промышленность пережила самые большие потери среди всех секторов экономики, и получившееся технологическое отставание нами до сих пор не преодолено, и без выхода на мировой рынок вряд ли сможет быть преодолено. Все упомянутые выше успехи цифровизации в России связаны с высоким уровнем подготовки инженерных и научных кадров в сфере разработки приборов, систем, комплексов и, конечно, программного обеспечения, поэтому в России внедрены одни из самых передовых решений в сфере коммуникаций. Однако данные решения реализованы на базе оборудования иностранного производства».
В целом ряде сфер в России уровень цифровизации выше, чем в других странах, в том числе в государствах с ведущей экономикой, рассказала «русской Планете» CEO HackerU Олесья Горьковая.
«Всё, что касается пользовательских технологий — мы тут обогнали многие страны. Пользовательские решения для банков, социально-административного сектора и прочее у нас развиты и развиваются хорошо. Очевидно, что мы отстаем во внедрении технологий в образовании: мало цифровых и электронных библиотек, а соответственно, и доступность их не самая высокая».
Прежде всего, мы давно нуждаемся в цифровых технологиях, предназначенных для простых граждан, с целью ускорения прохождения стандартных бюрократических процедур, считает Венера Шайдуллина, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы Российской Федерации.
«Та же паспортная проверка порой может затянуться на неделю, тогда как в современном обществе она должна осуществляться в 2 клика. Не меньших реформ требуют области, где нужна быстрая обработка массивов информации. В частности, речь идет об историях болезней пациентов – это будет медицина, об истории, о химических реакциях, о ядерной промышленности и других сферах. Электронизация документооборота вкупе с Big data позволит принципиально выйти на новый уровень».
Что даст россиянам «цифра»?
С одной стороны, польза от внедрения цифровых технологий в различных сферах жизни очевидна. Однако до сих пор не существует единого мнения о том, что же такое цифровая экономика и что она нам принесет. Константин Лялин привел пример дискуссии между Натальей Касперской и Анатолием Чубайсом на ПЭФ 2018, в которой Наталья Ивановна ссылается на данные по внедрению цифровизации в Индии, где цифровизация привела к потерям в 1 % ВНП по данным Всемирного Банка.
«В связи с этим вопрос о реальной необходимости и путях внедрения не праздный и имеет свою цену. Впрочем, вопрос «внедрять или не внедрять?» сейчас не стоит – мы уже и так живем в цифровом мире. Другое дело, какие ощутимые преимущества мы можем получить, применяя современные технологии обработки информации?» - задается вопросом эксперт.
По мнению Лялина, развитие цифровых технологий уже позволило улучшить управляемость государственной машины, традиционно крайне неповоротливой в нашей стране.
«Самым ярким примером является последняя прямая линия с президентом, в ходе которой отвечать на вопросы жителей пришлось местным чиновникам и им пришлось держать ответ под взглядом президента. Цифровые технологии уже сейчас позволяют простым гражданам участвовать в обсуждении вопросов градостроительной политики, озеленения и т.п. в онлайн-сервисах администраций городов и областей. В дальнейшем глубина взаимодействия будет только возрастать вплоть до решения вопросов по лестничной клетке. В медицине накопление данных о пациенте в ходе его жизни позволит ставить наиболее точный диагноз и назначать лучшее лечение, поскольку в настоящее время такая динамика учитывается практически только в стационаре. Технология обработки больших данных позволит оценивать динамику практически по всей жизни пациента».
Как рассказал «Русской Планете» Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT, переход на цифровую экономику имеет целый ряд преимуществ.
«С одной стороны он делает процессы легче и быстрее. Не нужно стоять в очередях чтобы подать какой-нибудь документ, не нужно переносить документы из одного ведомства в другое. Это прилично экономит время, к примеру, для бухгалтеров и юристов, освобождая ресурсы для более важных и творческих дел.
Увеличивается надёжность документов и отказоустойчивость бизнеса. Если раньше потеря документа о государственной регистрации юр лица или ПТС на автомобиль вели за собой большие временные, а возможно и финансовые потери, то с введение цифровой экономики такие проблемы отпадут сами по себе. Уже сейчас мы видим, что свидетельства на собственность недвижимости выдаются в цифровом виде, упрощая тем самым администрирование и хранение документов».
По мнению эксперта, одной из важнейших задач, которую удастся решить благодаря цифровизации – это децентрализация населения и отток людей в большие города.
«Сейчас люди в поисках работы съезжаются в крупные города, наибольшим из которых является Москва. Перевод экономики в цифровую плоскость позволить задействовать кадры в любом уголке страны, без необходимости со стороны работников бросать привычное и зачастую более экологичное место жительства. Подобный тренд увеличит оптимизм и уверенность в завтрашнем дне среди Россиян, улучшит ситуацию с безработицей и недостатком квалифицированных кадров, поможет разгрузить столицу», — уверен Шиманов.
Кто оплатит цифру?
Национальные программы финансируются из бюджета, и каналы поступления туда денег известны, рассказывает Олесья Горьковая.
«Распределение бюджета, как федерального, так и любого локального - зона ответственности чиновников разного уровня. Что касается привлечения частных инвесторов для реализации национальных программ, то тут нужно взвешенно подходить к вопросу: есть области, стратегически важные для экономики, и пускать туда частных инвесторов для реализации программ по цифровизации нужно, лишь оценив риски стратегий выхода этих инвесторов, распределения дивидендов без потери для уровня доходности бюджетов. Также, и я всегда об этому говорю, есть образование, без модернизации и апгрейда которого не состоится ни одна цифровизация — вот здесь чем больше мы увидим участников из бизнеса и поддержки со стороны инвесторов-филантропов, тем быстрее строится процесс производства кадров».
По мнению Венеры Файдуллиной, реализовать столь масштабную нацпрограмму можно лишь за счёт государственных вложений. Иные варианты – краудинвестинг, инвестиции, то есть целенаправленное вложение средств со стороны третьих лиц, с целью заработка и развития проекта.
Как рассказал «Русской Планете» Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ» в целом цифровизация – это благо. Правда то, как ее предполагает государственная программа, вызывает вопросы.
«Часть из описанных в ней задач можно легко воплотить в жизнь – для их реализации все готово, остались только административные вопросы. Но другие выглядят очень сложно реализуемыми и слишком амбициозными в заявленные сроки. Например, переход на российское ПО, операционные системы, СУБД, сервисы, аппаратное обеспечение – пять лет — это точно недостаточный срок. Этот процесс начался не вчера, а результатов так и не видно. Есть аппаратное обеспечение, которое собрано по большей части из иностранных компонентов. Есть операционные системы и базы данных, которые представляют собой переработку открытого кода. Российской операционной системой часто называют ту или иную переработку Linux, например. Разработанных с нуля систем не существует, и, конечно, это займет не 5 лет. Та же ситуация и с аппаратным обеспечением: в стране сейчас просто нет достаточно развитых производственных мощностей для того, чтобы производить главный компонент ИТ-инфраструктуры – микропроцессоры».
Учитывая такую ситуацию, как говорит эксперт, сумма в триллион рублей не выглядит фантастической. Но, к сожалению, есть задачи и сферы, где деньги мало что значат.
«Если обратиться к истории любой ключевой ИТ-компании, мы увидим, что начиналась она всегда с инициативы нескольких одаренных людей без какого-либо финансирования. Невозможно достичь другого конца галактики без революционных идей – для этого нужны гениальные физики, а вовсе не деньги. То же в ИТ: кадры решают все, поэтому часть программы цифровизации в этом аспекте ключевая, но все зависит от реализации. Сейчас каждая ИТ-компания испытывает острый кадровый голод, и, если государство сможет увеличить число ИТ-специалистов за пять лет в 3 раза – все будут аплодировать стоя».
Для страны и отрасли цифровизация – это очень хорошо, если не подкачает реализация. Реальных законченных цифровых устройств, операционных систем, созданных с нуля в мире единицы. И если страна справится с такой задачей, это выведет ее в ранг мировой ИТ-элиты, считает Матвеев.