А был ли мальчик? В так называемом «деле Скрипалей», в котором устами премьер-министра Великобритании Тэрезы Мэй поставлена жирная точка, вроде как считается закрытым. Озвучен отчет о расследовании, названы главные подозреваемые — некие офицеры ГРУ, названы даже ближайшие цели: «Мы должны активизировать наши усилия против ГРУ. Мы прекрасно понимаем, чем ГРУ занимается на нашей территории». Нет только самого «объекта атаки» — Сергея Скрипаля, о котором только известно, что он выписался из госпиталя, а, значит, выздоровел. Жив ли? Или проходит по программе защиты свидетелей и уже изменил внешность? Странно все это — упустить такой шанс, как его публичное заявление о покушении, английские политики и спецслужбы вряд ли бы упустили.
Но Скрипаля нет. И, как недавно процитировала английскую пословицу официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «из ста кроликов никогда не составится лошадь, из ста подозрений никогда не составится доказательства». Так что все нынешние обвинения из Лондона видятся не более чем бредом сивой кобылы. Тут вопрос в другом, а нужно ли было российским спецслужбам, в частности ГРУ, в котором он прежде служил, убивать Сергея Скрипаля, да еще так неудачно?
С одной стороны, срока давности за предательство не существует и, хотя официальная практика уничтожения перебежчиков давно отменена, бывшие коллеги нет-нет, да и приведут свой «приговор» в исполнение. Тем более, что Скрипаль нашкодил в свое время изрядно — будучи уже начальником кадров ГРУ он обеспечил английской МИ-6 доступ к личным делам разведчиков. Вероятно, что могли быть и другие мотивы, например, как «сигнальчик» кому-то из других перебежчиков, тому же информатору ВАДА Григорию Родченкову накануне ЧМ-2018 в Москве, типа, чтобы боялся и помалкивал. Экзотическая версия, но и она имеет место быть.
А вот с другой стороны, самой России, особенно на фоне не утихших еще страстей с отравлением в том же Лондоне другого перебежчика Александра Литвиненко, новый скандал был вовсе не нужен. В нынешней ситуации «дело Скрипалей» было на руку скорее официальным властям Великобритании, где по полной отыгрались санкциями в отношении Москвы и едва не сорвали футбольный чемпионат в российской столице. В общем, «убить Скрипаля» было выгодно многим, но сама операция по его отравлению была проведена уж как-то топ-о, по-дилетантски, на скорую руку.
Можно предположить, что если даже покушение на Скрипаля осуществляло ГРУ, то это была необкатанная в подобных операциях молодежь, да и метод с отравлением газом «Новичок» весьма сомнителен для разведки. Там другие методы. Вот весьма изощренно был ликвидирован в июле 2010 года во Флориде перебежчик Сергей Третьяков из Службы внешней разведки, который имел непосредственное отношение к провалу так называемой «группы Анны Чапман» в США. Каким-то странным образом 53-летний мужчина подавился ростбифом на выходе из ресторана. То есть, съел он мясо за столом, вероятно, что еще и запил его вином или виски, а вот уже смертельно поперхнулся на ступеньках ресторана. Может особенности пищеварения, может специи… Тем не менее полиция и медики зафиксировали именно наличие в его гортани куска мяса. Что говорить — чистая работа, комар носа не подточит.
Два года назад заговорили о смерти еще одного предателя Александра Потеева, известного также причастностью к провалу «группы Чапман», который сдал ее 7 лет назад. Официального подтверждения не было, но факт остается фактом — об этом заговорили не только СМИ, но и спецслужбы. И здесь, как водится, дыма без огня не бывает. Подтверждений смерти предателя нет, но профессионалы уверены, что конец его был предрешен еще с момента, когда перебежчик пересек границу Родины. Уже бывшей Родины.
В отношении смерти Александра Потеева, выдавшего группу российских разведчиков в США, есть несколько версий. От банальной кончины по возрасту (в 2016 году ему исполнилось 64 года) и чрезмерного употребления алкоголя, до акции возмездия от бывших коллег, которые предательства не прощают, невзирая на срок давности. Не исключен вариант, что подобным образом американские спецслужбы, включившие Потеева в программу защиты свидетелей, пытались обеспечить ему алиби — умер человек, и нет проблем. Обеспеченная судьба где-нибудь на Гавайях, или любом другом экзотическом пляже — пластическая операция и паспорт на имя некоего Джона Смита. Красивая легенда.
«Потеев, скорее всего, умер собственной смертью, — считает ветеран внешней разведки, неоднократно выполнявший особые задания за пределами Родины, Олег Нечипоренко. — Бежав из страны, сменив имя и внешность, проживая на конспиративных квартирах, его преследовало чувство вины и боязнь за предательство. Афишировать себя он не хотел, на публичную работу не устроился, от лекций и дальнейших разоблачений деятельности российской разведки отказался. Получал банальные дивиденды от ЦРУ (что-то типа пенсии), но и ими в полную меру пользоваться остерегался. Ему была уготована жизнь в режиме страха. Здесь закономерный итог — цирроз печени, скорая, реанимация и морг. А вот в акцию возмездия я не верю. Российские спецслужбы давно отказались от операций по ликвидации предателей, которые были заочно осуждены судом на родине».
Впрочем, президент России Владимир Путин, еще во время скандала с арестом в США в 2011 году наших разведчиков, высказался по поводу «оборотней» очень конкретно: «Это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают». Это без намеков на некое «распоряжение» Путина по устранению Скрипаля, на который намекают в Лондоне. Тем более, что нынешний российский президент служил «по другому ведомству», а ФСБ в дела ГРУ не вмешивается.
В истории известны случаи, когда советские шпионы-предатели Владимир Нестерович, Игнатий Порецкий, Рейно Хейханен, судя по всему, были ликвидированы за границей. Но все это имеет отношение к работе КГБ и советскому периоду, когда госизмена каралась высшей мерой и справедливый приговор, так или иначе, настигал перебежчиков. Тут можно вспомнить и казнь Льва Троцкого в 1940 году, которого за границей ликвидировали посредством ледоруба. Исполнитель приговора, санкционированного, как утверждается, самим Сталиным, завербованный участник Гражданской войны в Испании Рамон Меркадер, отбыв срок заключения смог бежать в СССР, где был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сформированный в недрах ГПУ еще в начале 1920-х годов заграничный оперативный центр (ЗОЦ) провел целую череду громких операций. Одной из них можно назвать похищение в Париже генерала Александра Кутепова. Лидер белогвардейского движения был задержан тремя сотрудниками резидентуры ГПУ, переодетых полицейскими и увезен в неизвестном направлении. О дальнейшей судьбе генерала ничего неизвестно, тело найдено не было. Там же в Париже был похищен советскими агентами, выдававшими себя за немецких дипломатов, генерал Евгений Миллер. Его тайно переправили в Москву, где расстреляли во внутреннем дворе НКВД за отказ в сотрудничестве.
Можно вспомнить и «невозвращенца» разведчика Игнатия Рейсса (Натан Порецкий), сотрудника ОГПУ НКВД, долгие годы проработавшего на нелегальном положении за границей, за что был награжден орденом Красного Знамени. После того как в 1937 году выступил с открытым письмом во французских газетах, обличавших политику Сталина, в том числе и с массовыми расстрелами, был тем же Сталиным приговорен к уничтожению. Рейсс был расстрелян в Швейцарии прибывшими из Москвы агентами НКВД.
Впрочем, у современных перебежчиков судьба более благополучная, большинство из них живы до сих пор, многие умерли своей смертью по возрасту. И, скажем, Юрий Носенко, сотрудник Второго главного управления КГБ СССР, после побега которого в Женеве в 1964 году было отозвано из-за границы около 400 разведчиков-нелегалов, благополучно скончался в США в 2008 году. Здравствуют такие известные предатели как Владимир Резун из ГРУ (писатель Виктор Суворов, автор книг «Ледокол», «Аквариум» и др.), Олег Гордиевский из Первого главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки), приговоренный в СССР к расстрелу за выдачу 31 разведчика. В этом списке Олег Калугин, Анатолий Голицын, Владимир Петров, Станислав Левченко, возмездия за предательство которым не последовало.
Жив-здоров и не кашляет в США, кстати, и Вил Мирзаянов, бывший сотрудник Института органической химии, предавший огласке в 1990-е факт разработки отравляющего вещества «Новичок». Того самого, которым по мнению британского премьера Терезы Мэй, были отравлены Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. И подробности, а самое главное правду, об этом покушении, кто за ним стоял и кто исполнял, если и удастся узнать, то очень не скоро. А газ, даже нервно-паралитический, имеет свойство испаряться и теряет со временем свои боевые качества.
Отравление Скрипаля, последние новости: Мэй не заинтересована в разговоре с Путиным