Материал комментируют:
Игорь Шатров
Станислав Бышок
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о колоссальном прогрессе в отношениях с Москвой после переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным.
«С развалом Советского Союза мы ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере далеко друг от друга не ушли. Это тоже большое достижение этого договора (о создании Союзного государства. — ред.)», — подчеркнул он, добавив, что сотрудничество с Россией очень важно для жителей Белоруссии.
Кроме того, белорусский лидер напомнил о создании единого оборонного пространства, противовоздушной обороны, группировки войск и единого пространства для работы спецслужб.
При этом он заявил о наличии пары проблем с Путиным, однако, по его словам, стороны концептуально договорились о поставке энергоносителей, а конкретные цены определят в ближайшие дни. Он добавил, что не исключает новой встречи с российским коллегой до конца текущего или в начале следующего года.
Он также рассказал о том, что «концептуально решено, что в 2020 году Белоруссия купит у России 20?22 млрд куб. м газа и 24?25 млн тонн нефти». Что касается конкретных цен, то они будут определены в ближайшие дни. «По нефти в течение двух дней будет цена. А по газу, думаю, — два-три дня. Во вторник в «Газпроме» специалисты встретятся и уже будут конкретные цифры. Но в целом, по его словам, цена остается на уровне текущего года.
О больших успехах Союзного государства заявил и Владимир Путин, хотя отметил, что по многим пунктам договора продвижение не достигнуто.
О чем речь? Неужели, наконец, преодолели разногласия?
— Зависимость белорусской экономики от цен на российские энергоносители огромна, — уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
Читайте также
Лукашенко дожал Путина: Кремль заплатит за дружбу с Минском $ 1,5 млрд
Белоруссия будет получать большие дньги за налоговый маневр, но должна унифицировать свое законодательство
— Это, как принято говорить, медицинский факт. Потому вопрос цены на нефть и газ всегда оставалась камнем преткновения в российско-белорусских отношениях. Этого никто не скрывает, это обсуждается в рамках дорожных карт. Понятно, что при более тесной интеграции проблемы такого характера недопустимы. Ясно и то, что решаться вопрос должен системно, а для этого необходимо унифицировать налоговое законодательство наших стран. Ведь именно российский налоговый маневр (когда экспортные пошлины снижаются до нуля за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых) лишил Белоруссию дешевой российской нефти, которой Минск ежегодно получал беспошлинно 24 млн тонн, часть из этого объема перерабатывалась на белорусских НПЗ, а около четверти — перепродавалось. Пошлины от перепродажи нефти и экспорта нефтепродуктов Минск оставлял в собственном бюджете. Налоговый маневр прекратил такое скрытое субсидирование белорусской экономики. Похожие проблемы существуют и в газовой сфере. Минск требует у Москвы газ по цене, установленной для пограничной с Белоруссией Смоленской области, а не как для иностранного государства. Если у двух государств появится единый Налоговый кодекс, фискальные противоречия будут сняты, а это снимет и большую часть вопросов по ценам. Москва увязывает проблематику в один пакет, Минск предлагает обсуждать нефть, газ и налоги отдельно. Вот в чем суть противоречий, о которых говорят Лукашенко и Орешкин.
«СП»: — При этом Лукашенко заявил, что стороны концептуально договорились о поставке энергоносителей, а конкретные цены определят в ближайшие дни. Кроме того, он рассказал о колоссальном прогрессе. Откуда такой оптимизм? Обоснован ли он?
— Мне кажется, Лукашенко рассчитывает на то, что ему удастся, как минимум, отсрочить унификацию налогового законодательства. Ведь Налоговый кодекс — это основополагающий, базовый свод законов для экономики. Но именно разница между моделями наших экономик является главным препятствием на пути создания полноценного Союзного государства вместо союза государств, каковым де-факто сейчас СГ является. Лукашенко не стремится отказываться от более социально ориентированной, чем российская, белорусской экономической модели, по крайней мере, не готов делать это быстро.
Наконец, не будем забывать о фоне, на котором проходят переговоры. 2020 год — год президентских выборов в Белоруссии. Лукашенко — опытнейший политик. Любой результат переговоров с Путиным он сможет использовать в своих интересах в рамках президентской кампании. Отсюда и оптимизм.
«СП»: — По его словам, в целом, цена на энергоносители остается на уровне текущего года. Это победа или поражение Батьки? Кто в итоге победил в этом споре?
— Отношения в Союзном государстве не должны строиться по принципу «победитель — проигравший». Подобная форма межгосударственного партнерства, как мне кажется, предполагает наличие у сторон равных прав, но также и равных обязанностей и, возможно даже, обязательств перед третьими странами. Так что любая договоренность должна быть в равной степени выгодной как Белоруссии, так и России. На уровне президентов, как правило, удается договориться, прийти к компромиссу. Не сомневаюсь, что так у Путина с Лукашенко случится и в этот раз.
«СП»: —Также Лукашенко напомнил о создании единого оборонного пространства, противовоздушной обороны, группировки войск и единого пространства для работы спецслужб. Это только слова или это серьезно? Можно ли это считать серьезным шагом в построении СГ?
— У нас, действительно, тесное военное сотрудничество с Белоруссией. Например, масштабные военные учения «Запад» проходят на регулярной основе. На территории Белоруссии находятся два российских военных объекта. Это радиолокационная станция «Волга» под Брестом (Ганцевичи), входящая в систему предупреждения о ракетном нападении, и 43-й узел связи ВМФ России под Минском (Вилейка), который обеспечивает связь с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и отчасти Тихом океане. Срок аренды объектов, кстати, истекает в 2020 году. Нас ждут переговоры и по этому вопросу. Напомню, что эти объекты достались Белоруссии в наследство от Вооруженных Сил Советского Союза. Россия их переоснастила и использует, а Белоруссия этому способствует. Отрицать добрую волю Минска в сохранении нашего совместного военного потенциала — значит, грешить против правды. И таких примеров множество. Можно ли их считать кирпичиками, заложенными в фундамент Союзного государства? Конечно. Даже не кирпичиками, а целой стеной, оборонительной стеной на западном направлении. Хотя и в военном сотрудничестве тоже случаются накладки. России так и не удалось договориться о размещении на территории Белоруссии своей авиабазы.
Читайте также
Перемога: Украина смогла прогнуть Россию на $три миллиарда
Проигранные «Газпромом» деньги отдадут ради подписания контракта
«СП»: — Юбилей СГ уже прошел. Означает ли это, что можно уже не торопиться и более взвешенно готовить оставшиеся дорожные карты? Не будет ли в этом случае очередного затягивания процесса?
— Повторюсь, 2020 год — для Лукашенко год президентских выборов. И он, несомненно, будет использовать тему отношений с Россией, строительства Союзного государства в своей предвыборной кампании. Причем привлекая на свою сторону как сторонников, так и противников российско-белорусской интеграции. Это политика. Иначе быть не может. Поэтому всерьез о начале перехода Союзного государства на более высокий уровень интеграции можно будет говорить только после того, как станут известны результаты президентских выборов в Белоруссии.
— Юбилей отмечало не Союзное государство как таковое, которое, к слову, до сих пор отсутствует даже на уровне упоминания в конституциях России и Белоруссии, — подчеркивает исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Двадцатилетие отмечает, так сказать, декларация о намерениях Москвы и Минска. Сейчас стороны поняли, что либо Союзное государство в настоящем смысле слова строится в обозримой перспективе, либо не строится никогда. Самоуспокоительные разговоры про «мы всегда будем братьями» — это в пользу бедных. Время играет против российско-белорусской интеграции, поэтому действовать следует на опережение.
В реальной политике отношения между странами, сколь угодно близкими, строятся на понятных и зафиксированных на бумаге соглашениях, а не на романтических недомолвках в славянофильском духе. Пресловутые дорожные карты — как раз принципиальный переход на разговор «по-взрослому».
«СП»: — Лукашенко заявил о наличии пары проблем с Путиным. Уже пары? Каких? И когда они наконец будут решены?
Читайте также
Запад о пресс-конференции президента РФ: Путин у власти останется надолго
Глава российского государства со своими неоднозначными заявлениями озадачил мировые СМИ
— Проблемы сводятся к простой логике, описанной Ильфом и Петровым: сначала деньги, а потом стулья — или наоборот. В наших реалиях это звучит: сначала общие цены, а потом Союзное государство — или наоборот.
Проблемы будут решены при окончательном переходе от формата союза государств, что по факту на сегодняшний день и существует между Минском и Москвой, к Союзному государству как субъекту международных отношений. В противном случае будут периодически включаться «качели»: когда лидеры соглашаются, то говорят о Союзном государстве, а когда дело доходит до разногласий, то указывают на ценность собственного национального суверенитета. Прямо как закон, который как дышло.
«СП»: — Ранее сообщалось, что в качестве компенсации Кремль предложил белорусским нефтеперерабатывающим заводам такой инструмент, как отрицательный акциз. Таким образом, белорусские предприятия смогут получать вычет, как и российские, когда две страны унифицируют Налоговый кодекс в рамках экономической интеграции. По подсчетам экспертов, выгода Минска в этом случае будет составлять примерно полтора миллиарда долларов в год. Это можно считать компенсацией? Устроит ли она Минск? Кто в итоге кого прогнул в этом споре? Или победила «дружба»?
— Победил разумный компромисс, который, как можно судить, вполне устраивает обе стороны. Унификация налогового кодекса — шаг, возможно, малопримечательный для неспециалистов, но показательный в контексте союзной интеграции. Если изучить оригинальные документы по Союзному государству пятнадцати-двадцатилетней давности, то там как раз лейтмотивом звучит идея постепенной унификации законодательства Белоруссии и России, чтобы в конечном итоге переход к новому формату сосуществования логически следовал из прохождения предыдущих этапов интеграции и не вызывал бы никаких потрясений.
«СП»: — При этом Лукашенко заявил, что стороны концептуально договорились о поставке энергоносителей, а конкретные цены определят в ближайшие дни. А тут, по-вашему, чья возьмет в итоге? Москва согласится поставлять Минску газ по внутренним ценам? В обмен на что?
Читайте также
Асад обойдется без русских и сам избавится от американцев
Президент САР нашел способ, как выгнать из страны США без помощи союзников
— Персоналистская специфика политических систем Белоруссии и России приводит зачастую к таким вот курьёзам, когда цены на энергоносители обсуждаются не на уровне профильных министров или, ещё лучше, их заместителей, а непосредственно первыми лицами обеих стран. Эти же вопросы выносятся и в публичное обсуждение, зачастую с подтекстом про то, что кто-то кого-то кормит. Собственно, ответ на вопрос, кто кого, зависит от контекста. Если рассматривать отношения Минска и Москвы в контексте двух независимых и чужих субъектов бизнес-процессов, то да, действительно, возникает некоторое недоумение. Если же наша перспектива — максимальная интеграция с понятной финальной целью в виде Союзного государства, тогда вопрос о «кормлении» с повестки снимается или, во всяком случае, переносится куда-то в конец очереди.
«СП»: — Кроме того, Лукашенко рассказал о колоссальном прогрессе в строительстве СГ, напомнил о создании единого оборонного пространства, противовоздушной обороны, группировки войск и единого пространства для работы спецслужб. Это действительно серьезный прорыв?
— Как и в случае с унификацией налогового кодекса, здесь всё зависит от того, чьими глазами мы смотрим на эти достижения. Для налоговиков принципиально одно, для политиков, особое внимание уделяющих вопросам безопасности, важно другое. Гражданам России, регулярно бывающим в Белоруссии (или наоборот) и не ждущим со дня на день подлой атаки со стороны блока НАТО, гораздо актуальнее существующий въезд по внутренним паспортам, русский язык общения и не решённый вопрос с отменой межстранового роуминга. Сюда же относится подвисшая проблема «союзного Шенгена».
Отдельно следует заметить о пока нерешённой технологии наднациональных органов власти Союзного государства, поскольку очевидно, что решение всех острых — и даже не очень — вопросов российско-белорусской интеграции исключительно силами личных встреч двух президентов — практика нездоровая. Как нездоровым является и отсутствие даже каких-то намёков на символы Союзного государства — флаг, герб, возможно даже гимн.
Новости России: Зюганов прокомментировал идею Путина убрать слово «подряд» из Конституции