В четверг вечером стало известно, что участники «блокады» Донбасса начали перекрывать и автомобильные дороги. Об этом сообщается на странице штаба активистов в Facebook.
«Сегодня ветераны войны за независимость (так в Киеве называют боевые действия на Юго-Востоке страны), общественные активисты и волонтеры, открыли первый блокпост для перекрытия поставок контрабанды (…), которые осуществляются автомобильным транспортом».
Участники блокады перекрыли трассу Лисичанск — Первомайск у поселка Золотое в Луганской области.
Все это еще больше осложняет ситуацию с энергоснабжением как Донбасса, так и самой Украины. Однако пока Киев, несмотря на начавшиеся уже веерные отключения, реагирует на происходящее вяло. Как бы в ответ на действия нацбатов, президент Украины Порошенко ввел в действие принятое в четверг решение Совета национальной безопасности и обороны, которое предусматривает диверсификацию источников поставки угля и создание резерва энергоугля, а также ряд других мер в связи с блокированием поставок угля из Донбасса.
И что дальше?
Украинские силовики пойдут на силовой разгон т.н. «блокады Донбасса», спровоцировавшей чрезвычайное положение в энергетике, однако сделают это по окончанию мероприятий по случаю годовщины победы Евромайдана. Об этом в эфире телеканала 112 заявил приближенный к администрации Петра Порошенко политолог Владимир Фесенко.
«Скорее всего, власть будет действовать гибко. Ну, уже есть несколько уголовных дел, но не стоило бы провоцировать какие-то драки, массовые столкновения. Особенно сейчас, когда третья годовщина трагических событий на Майдане. Такие нюансы учитываются, именно поэтому власть не применяет силовые методы.
Но если, например, как пообещал Парасюк, что они, якобы, будут штурмовать или брать под контроль электростанции, слушайте, попытка захвата электростанции — это акт терроризма, и в этом смысле по форме нет никакой разницы в таких действиях между террористами ДНР и Парасюком или кем-то другим, — заявил Фесенко.
По его словам, власть будет применять силовые методы только тогда, когда это не вызовет массовых столкновений, пошагово и точечно. При этом Фесенко напомнил, что из-за «блокады» без тепла и электроэнергии могут оказаться крупнейшие города страны.
«Где риск есть — например, для больших городов, которые отапливаются тепловыми электростанциями, работающими именно на антрацитном угле. В частности, Трипольская ТЭС под Киевом, в Харькове Змиевская, на Донбассе такая же ситуация. Вот тут могут быть большие риски», — отметил эксперт.
15 февраля правительство Украины приняло распоряжение «О применении временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии».
По данным Укрэнерго, при условии введения чрезвычайного положения в электроэнергетике, антрацитового угля хватит на 40 суток, после этого в правительстве прогнозируют веерные отключения. Эксперты отмечают, что эти отключения могут начаться со дня на день.
Напомним, что один из организаторов «блокады», нардеп Владимир Парасюк обещает в случае начала веерных отключений захватить ряд ТЭЦ.
Премьер-министр Владимир Гройсман обратился к Совету национальной безопасности Украины с просьбой решить ситуацию с блокадой Донбасса.
— Поскольку блокировка происходит на территории, на которой проводится антитеррористическая операция это уже выходит за пределы и компетенции правительства… Этот вопрос СНБО, потому что здесь есть вопрос национальной безопасности, поэтому я обратился в СНБО с вопросом рассмотреть все аспекты и влияние блокировки на жизнь украинских граждан и соответствующим образом принять все необходимые меры для того, чтобы эта проблема была снята с повестки дня, — заявил он на внеочередном заседании правительства.
Глава кабмина также напомнил, что блокада боевиками «АТО» поставок угля может привести к остановке работы металлургических предприятий на Украине.
«Блокада, и я говорю сейчас только о том, что должно быть применено в металлургическом комплексе для производства, повлечет остановку металлургических предприятий в Украине. В металлургическом комплексе сегодня работает 300 тыс. человек. Все то, что мы продаем за границу — это 20% всей валютной выручки государства. Иначе как подрыв экономики это назвать нельзя».
Отметим, что из-за блокады уже остановлена работа на Алчевском меткомбинате. По словам представителя предприятия, комбинат остановлен из-за отсутствия сырья, потому что блокирована железная дорога, он несет сейчас значительные убытки. Кроме того, сообщается, что в случае продолжения блокады железнодорожных путей через месяц на Енакиевском меткомбинате остановятся две доменные печи, что приведет к потере до 15 тысяч рабочих мест в сталелитейной отрасли.
Блокаду уже осудили в ООН. Как говорится в отчете Управления по координации гуманитарных вопросов, она может повлечь за собой гуманитарные последствия и социальную напряженность в регионе.
— Карманные политологи не настолько умны, чтобы строить собственные «предположения», — комментирует слова Фесенко киевский публицист Дмитрий Скворцов.
— Иначе мы услышали бы от них нечто подобное гораздо раньше, когда те же «герои», прорывались на АЭС, грозились взорвать газовую трубу, подрывали опоры ЛЭП, ввергая зимой во тьму часть Херсонской области и вызывая критическую перегрузку на тех же атомных станциях.
Скорее всего, в данном случае озвучивается санкционированный слив, дабы прощупать реакцию общества на предмет зачистки сидящих уже у всех в горле «героев». Последние, всё же, пользуются покровительством сильных мира украинского. Прежде всего — из «партии войны», представленной главами СНБО и МВД, а также спикером Рады. Анонсированный к годовщине расстрелов ими «Небесной сотни» новый Майдан и может стать той проверкой боем, после которой можно буде принимать решение о расчистке железнодорожных путей.
«СП»: — Готовы ли «блокадники» к компромиссу, или все же будет жесткий разгон?
— Массовые столкновения возможны только при поддержке и координации боевиков со стороны вышеупомянутых структур. Если же её не будет, «нэскорэни» и «незламни» быстренько сдуются, как это не раз уже происходило в истории Украины. Такова генетика «героизма» местного разлива.
«СП»: — Как вообще такое возможно, что «неустановленные лица в камуфляже» провоцируют энергетический коллапс в стране, и их никто не трогает. В любой цивилизованной стране вопрос решился бы в первый же день…
— Вы же сами сказали — цивилизованной. Причём тут Украина? В 2016 году «Цэ Европа» заняла 1-е место по коррупции не только в Европе, но и в СНГ (включая даже среднеазиатские «демократии»). Путём блокады поставок энергоносителей решаются «чисто макроэкономические вопросы», в которых «герои дебальцевских побед» хотят поиметь свою долю.
«СП»: — Кто является реальным заказчиком «блокады»? Не может же быть, что это инициатива Семенченко и Парасюка…
— Судя по последним «плёнкам Онищенко», Порошенко попросту «отжимает» бизнес у Ахметова. «Терки» у них были ещё в нулевых. Теперь время всемогущего Ахметки сменилось временем Кондитера.
По мнению политолога Александра Дудчака, то, что сейчас происходит — естественное" продолжение Майдана — того беззакония, с которого Майдан начался.
— На Украине запрещено слово «федерализация», но она реализуется сейчас в виде феодализации, когда за власть пытаются бороться различные финансово-уголовные группировки. И эта «блокада» — тоже попытка отхватить себе источник доходов или навредить конкурентам.
«СП»: — Так ли серьезна ситуация? Если бы все было настолько критично, наверное, власти просто не допустили бы начала этой «блокады»? Может, все не так уж и страшно?
— Ситуация достаточно серьезная. «Блокада» уже привела к крайне тяжелой ситуации в стране в энергетической сфере. Кабмин даже ввел ЧП на рынке электроэнергии. При этом организаторы «блокады» совершенно не считаются с интересами простых людей. А власть или не может ничего сделать, или делает вид, что не в состоянии что-то сделать. И в том, и в другом случае, это играет не в пользу тех, кто называет себя властью. Урок с подрывом ЛЭП на границе с Крымом ничему не научил. Тогда удар был нанесен в первую очередь по энергосистеме Украины. Сейчас Украина запустила еще один бумеранг.
«СП»: — Сообщается, что открыто несколько уголовных дел, были стычки с полицией, «блокадники» жалуются, что их отзывают на фронт. Это что, полумеры? Или власти просто делают вид, что борются?
— Власть старается сокращать численность гиперактивного поголовья, желающего повоевать. Так как «ветераны АТО» могут повернуть оружие и против власти. Феодальные разборки рано или поздно дойдут до Киева, если ситуация меняться не будет. И попытки отозвать на фронт «блокадников» или открытие уголовных дел на некоторых из них — попытки решить проблему, не вступая в открытую конфронтацию с вооруженными людьми, представляющих конкурирующую «фирму».
«СП»: — Парасюк уже пообещал захватывать ТЭЦ в случае веерных отключений. Пойдет ли он на это, и сойдет ли это ему с рук?
— Это будет означать начало нового этапа беспредела на Украине. Возможно, в этот раз до захвата ТЭЦ не дойдет, но тенденция просматривается. Все более мелкие группировки будут проверять на прочность киевскую власть — на сколько у нее хватит сил наводить свой порядок в различных регионах страны.
«СП»: — В ООН уже выразили обеспокоенность этой «блокадой». Как ситуация повлияет на международный имидж Украины, и как бы повлиял гипотетический силовой разгон «блокады»?
— У Украины сейчас такой имидж, который испортить уже невозможно. Почему международные организации не проявляли обеспокоенность, ситуацией в Украине три года назад? Тогда представители западных стран поддержали организаторов Майдана и свержение законной власти. Если бы этого не произошло, то не нужно было бы сейчас ООН проявлять обеспокоенность. Не было бы никаких блокад и войны в Донбассе. Поздно ООН заинтересовалась ситуацией на Украине.