ДНР и ЛНР — уже не Украина - «Общество» » Новости Дня Сегодня
ДНР и ЛНР — уже не Украина - «Общество» 00:00 Среда 0 450
22-02-2017, 00:00

ДНР и ЛНР — уже не Украина - «Общество»


ДНР и ЛНР — уже не Украина - «Общество»

Почти четверть россиян считает, что необходимым признать независимость Донецкой и Луганской народных республик. Об этом в понедельник, 20 февраля, говорится на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) со ссылкой на результаты проводившегося с 5 по 6 февраля методом телефонного интервью опроса.

По результатам опроса выяснилось, что половина россиян предлагает в том или ином виде оказать поддержку ДНР и ЛНР: 8% - в виде помощи в расширении автономии, 24% настаивают на признании независимости республик, 18% допускают возможность их включения в состав России.

При этом более трети опрошенных выступает за нейтралитет в этом внутриукраинском конфликте, в то время как 4% процента считают, что Россия должна помочь киевским властям восстановить контроль над всей территорией Донбасса.

При этом 16% верят в возможность разрешения украинского кризиса дипломатическим путем, столько же считают возможным оказывать давление на Киев.


Главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов предлагает прежде всего оценить сам факт такого опроса.

— На самом деле, россиян не так уж часто опрашивают по поводу действительно важных для страны вещей. Скажем, присоединение Крыма прошло без опросов — ограничились референдумом в самом Крыму и почти единогласным голосованием в парламенте. Не ставили вопрос о присоединении Донбасса и весной 2014 года, когда на фоне успеха Крымской весны голосование было бы однозначно положительным.

Так чего же хотели добиться опросом теперь? Ясно, что за 3 года накопилось немало негатива, чего стоят постоянные убийства героев раннего периода донбасской интифады, многие просто устали от украинских новостей и у них опрос вызывает раздражение. Даже без всякого опроса ясно, что результат в 2017-м году будет куда менее единодушным, чем в 2014-м. Только половина опрошенных в той или иной степени сегодня настроена позитивно к судьбе республик. Логика требует признать, что другая половина на негативе. 24% выступающих за признание независимости — это отрицательный результат. Хотя, учитывая то, с чего я начал, — с достаточно неожиданного появления этого опроса, его результаты было бы желательно перепроверить. По своему опыту скажу — такого рода перепроверки дают порой прямо противоположный результат.

«СП»: — Почему вхождение Крыма в Россию поддержало все же большее количество россиян? Донбасс в России знают хуже?

— Как я уже сказал выше, вхождение в состав РФ Крыма проходило в режиме спецоперации, говоря проще, «как снег на голову». Никаких корректных замеров общественного мнения просто не проводилось, но на бытовом уровне можно поверить, что подавляющее число граждан РФ встретило эту новость позитивно. Я не думаю, что в России знают Донбасс хуже, чем Крым. И полагаю, если бы вопрос признания его независимости встал в 2014-м году, подавляющее большинство граждан РФ высказались бы «за». За вхождение его в состав России высказалось бы предсказуемо меньше, но тоже много, существенно больше, чем нынешние 18%.

«СП»: — Будет ли расти процент россиян, поддерживающих признание независимости ЛДНР? Что вообще влияет на это?

— Думаю, вопрос признания или непризнания ЛДНР будет решаться не на основе общественного мнения. У меня прогноз здесь плохой — раньше признавать было проще. Время работает против. Тут много причин, главная, наверное, что в условиях неопределенности очень трудно вести государственное строительство, а успех или неуспех республик будет прямо влиять на отношение к ним в России и вообще везде. Когда на вопрос «Вы хотели бы жить в Донецке?» жители Оренбурга и Кемерово хотя бы на 20% ответили бы утвердительно, можно было бы говорить о позитиве. И это не только шкурный, материальный вопрос — пока нет психологического комфорта в новых республиках. Это не национальные республики, где играет роль фактор «своей земли»: пусть плохо, но я осетин, абхаз, армянин и буду жить там, где живет мой народ и, если надо, умру.

А для жителей Донбасса и в России свой народ, и на Украине тоже. Есть выбор, есть соблазн. А в России видят поток «беженцев», часто призывного возраста, дееспособных и задаются вопросом — а что они бегут-то из своих республик? Не защищают свою свободу с оружием в руках? У нас от их независимости проблемы, а им она не очень-то и нужна, раз бегут? Я напомню о надеждах 2014 года: многие верили, что республики Донбасса станут в чем-то «другой Россией», улучшенным вариантом. Но надежды не оправдались…

— В России солидарны с народом Донбасса и считают, что страна не только может, но и обязана поддерживать провозглашённые республики гуманитарной и иной помощью, — отмечает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— Вместе с тем официальное признание ДНР и ЛНР и, тем более, интеграция их в состав России кажутся респондентам сопряжёнными со значительными рисками, перевешивающими возможную пользу. Полагаю, в этом отношении мнение общества и мнение высшего руководства страны совпадают.

«СП»: — Как отношение россиян к республикам Донбасса изменилось за прошедшие годы? Что на это повлияло?

— Отношение русских к Донбассу, как представляется, напрямую зависит от интенсивности освещения конфликта на востоке Украины федеральными телеканалами. Какое-то время назад сюжеты о Донецкой и Луганской республиках практически исчезли из новостей, сменившись критическими репортажами о деятельности киевских властей. В этот период и энтузиазм к данной проблематике у значительной части граждан России снизился — отсюда выявленное социологами «проседание». На рубеже 2016−2017 гг. Донбасс снова оказался в фокусе внимания федеральных СМИ — отсюда повышение интереса и оптимизма в отношении ДНР и ЛНР.

«СП»: — Социологи проводили опрос в период с 5 по 6 февраля. Так получилось, что его публикация совпала по времени с известием о признании Москвой документов республик. Совпадение?

— Я бы, скорее, связал проведение данного соцопроса с интенсификацией боевых действий на линии соприкосновения и, соответственно, с возвращением темы Донбасса в новостные сюжеты ведущих медиа России.


«СП»: — Как, по-вашему, события в Донбассе влияют на отношение к Украине. Означают ли итоги опроса, что отношения между русскими и украинцами в ближайшее время не улучшатся?

— Если книга, вышедшая под авторством Леонида Кучмы, «Украина — не Россия» или даже стишок промайданной активистки из Харькова «Никогда мы не будем братьями» воспринимались многими в России как некие девиации, некая «ненастоящая» Украина, то после трагедии в Одессе и, особенно, начала боевых действий на Донбассе ситуация стала проясняться. А был ли мальчик? Иными словами, до недавнего времени люди в России на автопилоте говорили о «братских народах», «братских странах», в число которых включали не только Украину и Белоруссию, но почему-то Грузию, Среднюю Азию. При этом на вопрос о том, в чём конкретно выражалась дружба или «братскость», помимо безвизового режима или тех или иных скидок, причём исключительно со стороны России, ответить никто не мог.

Кровавые события на Украине и в Донбассе заставили нас более реалистично воспринимать окружающий мир. Это был горький и трудный опыт, не принять который мы просто не имеем права. В этой связи в перспективе я вижу нормализацию и выравнивание экономических отношений с Украиной и другими странами российской периферии. Я вижу переход к «взрослым», деловым, построенным на взаимном интересе отношениям с нашими соседями и отказ от вводящей самих русских в заблуждение концепции «братских народов». Лучше верить в Деда Мороза, он ведь действительно существует (в Великом Устюге).

«СП»: — Будут ли чаяния россиян в том или ином виде учтены при принятии политических решений высшим руководством страны?

— Не будучи популистом, президент Путин, как мне представляется, очень внимательно относится к социологическим данным о политических настроениях граждан России и принимает принципиальные решения, исходя, в том числе, из этой информации.


Почти четверть россиян считает, что необходимым признать независимость Донецкой и Луганской народных республик. Об этом в понедельник, 20 февраля, говорится на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) со ссылкой на результаты проводившегося с 5 по 6 февраля методом телефонного интервью опроса. По результатам опроса выяснилось, что половина россиян предлагает в том или ином виде оказать поддержку ДНР и ЛНР: 8% - в виде помощи в расширении автономии, 24% настаивают на признании независимости республик, 18% допускают возможность их включения в состав России. При этом более трети опрошенных выступает за нейтралитет в этом внутриукраинском конфликте, в то время как 4% процента считают, что Россия должна помочь киевским властям восстановить контроль над всей территорией Донбасса. При этом 16% верят в возможность разрешения украинского кризиса дипломатическим путем, столько же считают возможным оказывать давление на Киев. Главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов предлагает прежде всего оценить сам факт такого опроса. — На самом деле, россиян не так уж часто опрашивают по поводу действительно важных для страны вещей. Скажем, присоединение Крыма прошло без опросов — ограничились референдумом в самом Крыму и почти единогласным голосованием в парламенте. Не ставили вопрос о присоединении Донбасса и весной 2014 года, когда на фоне успеха Крымской весны голосование было бы однозначно положительным. Так чего же хотели добиться опросом теперь? Ясно, что за 3 года накопилось немало негатива, чего стоят постоянные убийства героев раннего периода донбасской интифады, многие просто устали от украинских новостей и у них опрос вызывает раздражение. Даже без всякого опроса ясно, что результат в 2017-м году будет куда менее единодушным, чем в 2014-м. Только половина опрошенных в той или иной степени сегодня настроена позитивно к судьбе республик. Логика требует признать, что другая половина на негативе. 24% выступающих за признание независимости — это отрицательный результат. Хотя, учитывая то, с чего я начал, — с достаточно неожиданного появления этого опроса, его результаты было бы желательно перепроверить. По своему опыту скажу — такого рода перепроверки дают порой прямо противоположный результат. «СП»: — Почему вхождение Крыма в Россию поддержало все же большее количество россиян? Донбасс в России знают хуже? — Как я уже сказал выше, вхождение в состав РФ Крыма проходило в режиме спецоперации, говоря проще, «как снег на голову». Никаких корректных замеров общественного мнения просто не проводилось, но на бытовом уровне можно поверить, что подавляющее число граждан РФ встретило эту новость позитивно. Я не думаю, что в России знают Донбасс хуже, чем Крым. И полагаю, если бы вопрос признания его независимости встал в 2014-м году, подавляющее большинство граждан РФ высказались бы «за». За вхождение его в состав России высказалось бы предсказуемо меньше, но тоже много, существенно больше, чем нынешние 18%. «СП»: — Будет ли расти процент россиян, поддерживающих признание независимости ЛДНР? Что вообще влияет на это? — Думаю, вопрос признания или непризнания ЛДНР будет решаться не на основе общественного мнения. У меня прогноз здесь плохой — раньше признавать было проще. Время работает против. Тут много причин, главная, наверное, что в условиях неопределенности очень трудно вести государственное строительство, а успех или неуспех республик будет прямо влиять на отношение к ним в России и вообще везде. Когда на вопрос «Вы хотели бы жить в Донецке?» жители Оренбурга и Кемерово хотя бы на 20% ответили бы утвердительно, можно было бы говорить о позитиве. И это не только шкурный, материальный вопрос — пока нет психологического комфорта в новых республиках. Это не национальные республики, где играет роль фактор «своей земли»: пусть плохо, но я осетин, абхаз, армянин и буду жить там, где живет мой народ и, если надо, умру. А для жителей Донбасса и в России свой народ, и на Украине тоже. Есть выбор, есть соблазн. А в России видят поток «беженцев», часто призывного возраста, дееспособных и задаются вопросом — а что они бегут-то из своих республик? Не защищают свою свободу с оружием в руках? У нас от их независимости проблемы, а им она не очень-то и нужна, раз бегут? Я напомню о надеждах 2014 года: многие верили, что республики Донбасса станут в чем-то «другой Россией», улучшенным вариантом. Но надежды не оправдались… — В России солидарны с народом Донбасса и считают, что страна не только может, но и обязана поддерживать провозглашённые республики гуманитарной и иной помощью, — отмечает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Вместе с тем официальное признание ДНР и ЛНР и, тем более, интеграция их в состав России кажутся респондентам сопряжёнными со значительными рисками, перевешивающими возможную пользу. Полагаю, в этом отношении мнение общества и мнение высшего руководства страны совпадают. «СП»: — Как отношение россиян к республикам Донбасса изменилось за прошедшие годы? Что на это повлияло? — Отношение русских к Донбассу, как представляется, напрямую зависит от интенсивности освещения конфликта на востоке Украины федеральными телеканалами. Какое-то время назад сюжеты о Донецкой и Луганской республиках практически исчезли из новостей, сменившись критическими репортажами о деятельности киевских властей. В этот период и энтузиазм к данной проблематике у значительной части граждан России снизился — отсюда выявленное социологами «проседание». На рубеже 2016−2017 гг. Донбасс снова оказался в фокусе внимания федеральных СМИ — отсюда повышение интереса и оптимизма в отношении ДНР и ЛНР. «СП»: — Социологи проводили опрос в период с 5 по 6 февраля. Так получилось, что его публикация совпала по времени с известием о признании Москвой документов республик. Совпадение? — Я бы, скорее, связал проведение данного соцопроса с интенсификацией боевых действий на линии соприкосновения и, соответственно, с возвращением темы Донбасса в новостные сюжеты ведущих медиа России. «СП»: — Как, по-вашему, события в Донбассе влияют на отношение к Украине. Означают ли итоги опроса, что отношения между русскими и украинцами в ближайшее время не улучшатся? — Если книга, вышедшая под авторством Леонида Кучмы, «Украина — не Россия» или даже стишок промайданной активистки из Харькова «Никогда мы не будем братьями» воспринимались многими в России как некие девиации, некая «ненастоящая» Украина, то после трагедии в Одессе и, особенно, начала боевых действий на Донбассе ситуация стала проясняться. А был ли мальчик? Иными словами, до недавнего времени люди в России на автопилоте говорили о «братских народах», «братских странах», в число которых включали не только Украину и Белоруссию, но почему-то Грузию, Среднюю Азию. При этом на вопрос о том, в чём конкретно выражалась дружба или «братскость», помимо безвизового режима или тех или иных скидок, причём исключительно со стороны России, ответить никто не мог. Кровавые события на Украине и в Донбассе заставили нас более реалистично воспринимать окружающий мир. Это был горький и трудный опыт, не принять который мы просто не имеем права. В этой связи в перспективе я вижу нормализацию и выравнивание экономических отношений с Украиной и другими странами российской периферии. Я вижу переход к «взрослым», деловым, построенным на взаимном интересе отношениям с нашими соседями и отказ от вводящей самих русских в заблуждение концепции «братских народов». Лучше верить в Деда Мороза, он ведь действительно существует (в Великом Устюге). «СП»: — Будут ли чаяния россиян в том или ином виде учтены при принятии политических решений высшим руководством страны? — Не будучи популистом, президент Путин, как мне представляется, очень внимательно относится к социологическим данным о политических настроениях граждан России и принимает принципиальные решения, исходя, в том числе, из этой информации.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl