В середине марта в столице прошел Международный форум, собравший ведущих экспертов в сфере общего образования. Под заковыристой вывеской – «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» - прошла дискуссия о том, как сегодняшних студентов педагогических вузов, завтрашних учителей, эффективнее обучить применению новейших медийных технологий.
Форум собрал свыше двухсот руководителей и представителей педагогических вузов из России и стран СНГ, а также отечественных и зарубежных специалистов в области медиаобразования и медийно и информационной грамотности. Организаторами ММФ выступили Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Евразийская ассоциации педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Ассоциация специалистов медиаобразования и при генеральной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Министр образования Ольга Васильева в своем приветственном слове коллегам заметила, что новые медиатехнологии в образовании призваны в условиях глобальной информатизации решить важнейшую задачу – научить сегодняшних школьников критически и осмысленно воспринимать информации, поступающей по разным каналам, в том числе и через СМИ. Особое значение, по мнению госпожи Васильевой, имеет развитие у деток умения «защититься от массового распространения недобросовестных и опасных сообщений».
Задача архиважная, особенно если учесть, что, по современным социологическим замерам, не менее 44% детей в Российской Федерации проводят в Сети практически круглые сутки, а еще 30% имеют симптомы компьютерной зависимости. Такие невеселые показатели в своем выступлении озвучил ректор ведущего педагогического вуза страны – Московского педагогического государственного университета – Алексей Лубков. «Вопрос медийного информационного сопровождения – это не вопрос отдельного педагога или директора какой-то конкретной школы, а масштабная государственная задача сегодняшнего дня», - отметил он.
Алексей Лубков
Кроме того, Лубков напомнил коллегам, что уже к сегодняшнему дню российскими медиапедагогами-практиками накоплен богатый опыт работы со школьниками: издание ученических газет и журналов, создание кино-фото – и видео материалов, документальных и анимационных фильмов и многое другое. Правда пока все это делается в школьных студиях и редакциях бессистемно.
Забили тревогу и медики. Значительное снижение доли «живых контактов» молодых людей друг с другом ни к чему хорошему в конечном счете не приведет, предупредила собравшихся глава лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Алла Холмогорова. «У подростков обостряется социальная тревожность, мешающая им общаться друг с другом, - отметила клинический психолог. - Она ведет к избеганию живых контактов, ведь гораздо легче общаться в сети, продумывая каждую фразу. Отсутствует тренировка по выработке коммуникативных навыков, и социальная тревожность растет. Вот почему уйти из сети становится все труднее».
Алла Холмогорова
А как этому качественно противодействовать, если, опять же согласно последним замерам, основным каналом получения информации для молодежи стал Интернет. И почти каждый второй пользуется им при помощи смартфонов и планшетов мобильных устройств.
«Несколько лет назад мы проводили эксперимент в Томске, - похвалился ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Андрей Худолеев. -У студентки было 4500 друзей, 200 групп, 4 она модерирует сама. Математически посчитали, чтобы вся молодежь Томска узнала о социально значимом событии, нужно всего 8 секунд. А мы не воспитываем сегодня ни педагогов, ни студентов-журналистов, быстрому реагированию».
Андрей Худолеев
Да и у родителей с таким «быстрым реагированием» дела обстоят не очень, признала в свою очередь директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Татьяна Владимирова. Родителей должно волновать то, как их чадо путешествует по страницам Всемирной паутины. «В Интернете появляются технологии, которые вербуют детей или доносят ту информацию, которую им не нужно знать: суицидные, экстремистские группы. Мы эту проблему не успеваем ликвидировать и не понимаем ее масштаба», – посетовала она. И добавила: повышение качества информационной безопасности детей и подростков – залог, ни много, ни мало, сохранения российской идентичности. Ведь вместе с отсутствием информационной безопасности разрушается культура...
Оценив важность поднятой проблемы, участники Форума сформулировали Резолюцию Форума, сведя ее к девяти основным задачам:
- Изучить возможности расширения академической и профессиональной мобильности студентов и преподавателей в области медийного и информационного образования;
- Провести работу по формированию перечня совместных исследовательских проектов, учитывающих международный и российский опыт медиаобразования;
- Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением разработать Концепцию развития медиаобразования в Российской Федерации, включив в нее раздел, связанный с системой подготовки педагогических кадров в области медиаобразования для всех ступеней и уровней общего и педагогического образования;
- Просить Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию принять следующую редакцию пятого пункта Федерального государственный образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в части требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: умение использовать медиа как средства коммуникации, информационные и коммуникационные технологии в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм медиа- и информационной безопасности;
- Обратить внимание на необходимость при создании программ и учебников по предметам «Русский язык», «Литература», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «История», «Технология», «Экология» тематических разделов, посвященных истории медиа, проблемам медиабезопасности, информационной гигиены, медийно-информационной грамотности и т.д.;
- Всячески способствовать расширению общественно-государственного партнерства в области медиаобразования молодежи, для чего создавать некоммерческие общественные организации, партнерские союзы, советы и другие негосударственные структуры, способствующие повышению уровня медийно-информационной грамотности молодого поколения;
- Обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации с предложением разработать модуль по медийно-информационной грамотности ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование и ввести его в базовую часть национальных учебных планов;
- Поддерживать корпоративные СМИ образовательных организаций как эффективные площадки для развития массового медиаобразования;
- Рассмотреть возможность создания при МПГУ научно-исследовательского и методического центра по проблемам медиаобразования.
По материалам Организационного комитета Международного форума по медиаобразованию.