Прошло двое суток после взрыва на перегоне между станциями метро «Сенная площадь» и «Политехнический институт». Легко увидеть разницу между искренним сопереживанием российской прессы жертвам недавних терактов в Германии, Бельгии, Франции, Британии и лицемерием ряда ведущих западных СМИ, освещающих петербургскую трагедию.
Апофеозом информационной дикости стало видео, распространенное британской BBC News, в котором делается предположение, что атака 3 апреля якобы была выгодна только московским властям. То есть Кремль таким способом хотел отвлечь народ от внутренних экономических проблем.
Как пишет независимый журналист Алекс Христофору в издании The Duran, это «отвратительно фальшивое видео» занимает совсем немного времени для западной пропаганды, но делает намеки, что за терактом в Санкт-Петербурге стоит лично президент РФ Владимир Путин. Автор провокационного ролика опасается, что спланированное «убийство в метро подтолкнет Дональда Трампа к сотрудничеству с Россией для борьбы с общим врагом».
Звонок американского президента российскому коллеге и выражение соболезнования подается уже как подтверждение догадок английских авторов «теории заговора».
Между тем, совсем недавно, 22 марта, когда в результате теракта в Вестминстере погибли 5 человек, компания BBC News не строила никаких конспирологических версий, а цитировала исключительно британских специалистов по антитеррору. В частности, служба новостей привела мнение Раджана Басре, научного сотрудника лондонского центра по изучению Радикализации: «Мы проверили, он (Халид Масуд — авт.) был знаком с насилием. Если боевик имеет уголовное прошлое, он часто очень жесток в терактах».
Кстати, российские издания, освещая лондонскую трагедию, вообще не выдвигали спекуляций в стиле «теории заговора». И уж тем более никто не обвинял нынешних лидеров западных стран: «сами виноваты, что у вас убивают». А вот газета New York Times позволила себе сделать такой выпад в адрес России.
«При развертывании российских военных в Сирии в сентябре 2015 года, президент Владимир Путин утверждал, что операция необходима для уничтожения боевиков за пределами страны, прежде чем они вернутся и проведут теракты в России. Однако военные действия (российские — авт.) в основном направлены на укрепление президента Башара Асада в Сирии, а не на борьбу с „Исламским государством“ *», — отмечает автор из New York Times Нил Макфаркуар, кстати, патологический критик Трампа. вот, мол, и результат.
Если же открутить время назад и посмотреть, что издание New York Times писало 18 июня 2016 года о массовом убийстве 49 человек в американском гей-клубе Pulse, то можно увидеть совсем другую оценку теракта, совершенного последователем ИГИЛ. Тогда NYT без всяких умозаключений констатировало: идет война, и от терактов никто не застрахован.
А немецкая Spiegel в своем репортаже о теракте в Петербурге идет дальше британских и американских коллег и уже приводит, по сути, оскорбительные факты. Автор этого репортажа Кристина Хебель, дородная гамбургская немка, дает понять, что питерцы не скрывали досады, что из-за взрыва закрыли метро. Людей злило, что они не могли ехать дальше. Всё о чем жалели горожане, — это то, что пострадает туристическая отрасль культового российского мегаполиса.
Хебель не привела ни одного примера сострадания и взаимной помощи жителей Северной столицы, а только передала страх нескольких женщин, что им «завтра все равно придется спуститься вниз». И вообще, «многие отмечают, что это родной город президента Путина и премьер Медведева. Значит, теракт — это удар по главам государства, — приводит она свои наблюдения. Из материала следует, что питерцы раздражались в первую очередь тем, что в результате трагедии нарушен их ритм жизни.
Как это расходится с тем, что писало это же немецкое издание о теракте на рождественском базаре Брайтшайдплац в Берлине, который произошёл вечером 19 декабря 2016 года. Напомним, грузовик с полуприцепом въехал в толпу людей, в результате чего погибли 12 человек. Spiegel тогда опубликовала слова немецкого президента Йоахима Гаука: «Мы скорбим, мы вместе, мы будем защищаться, не впадая в ненависть».
Приходится констатировать, что русофобия приобретает черты самой настоящей эндемии в либеральных европейских и американских медиа-пространствах. О западном отношении к нашей стране красноречиво говорит тот факт, что 3 апреля 2017 года была нарушена традиция символической солидарности с жертвами терактов.
И хотя Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини написала в Twitter «наши мысли со всеми людьми России», никто не подсвечивал тремя цветами российского флага Эйфелеву башню, Бранденбургские ворота и Биг-Бен. Кроме Тель-Авива, где мэрия города в знак скорби включила бело-сине-красную иллюминацию своего здания.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.