Кавказская пленница: за кражу невесты тюрьма не светит - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Кавказская пленница: за кражу невесты тюрьма не светит - «Общество» 08:00 Среда 0 533
10-05-2017, 08:00

Кавказская пленница: за кражу невесты тюрьма не светит - «Общество»


Кавказская пленница: за кражу невесты тюрьма не светит - «Общество»

Народное собрание Ингушетии требует дополнить Уголовный кодекс новой статьей, позволяющей наказывать похитителей невест. Они могут отправиться в тюрьму на три года. Правда, глава республики Юнус-бек Евкуров почему-то против…

Не просто обычай, а угроза Кавказу

Народное собрание Ингушетии не первый раз выходят с инициативой, чтобы дополнить Уголовный кодекс новой статьей 126.1 — «Похищение человека с целью вступление в брак». Первый раз такой законопроект депутаты, возглавляемые спикером Махмудом Сакаловым, внесли на рассмотрение Госдумы еще в апреле 2005 года.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты указывают, что на территории Ингушетии (да и других республик Северного Кавказа) все еще практикуется похищение невест. Однако наказать похитителя не позволяет Уголовный кодекс: действующая норма разрешать освободить его от уголовной ответственности, если он добровольно освободил похищенного (естественно, если в его действиях нет никакого иного состава преступления).

Между тем, Уголовный кодекс РСФСР 1960 года предусматривал уголовную ответственность за данное деяние (в статье 233). Законопроект, подготовленный ингушскими депутатами, три года лежал под сукном в Госдуме, а в апреле 2008 года был отклонен даже без рассмотрения. При том, кстати, что даже Верховный суд России дал на него положительное заключение.


И вот теперь депутаты Народного собрания подготовили еще один законопроект, практически дословно повторяющий предыдущий. Парламентарии пишут в пояснительной записке, что отсутствие наказания за похищение невест грозит общественной безопасности в Ингушетии. И вот как депутаты объясняют, почему.

Для семьи девушки похищение — это тяжкое оскорбление. И если не работают светские законы Российской Федерации, то они вспоминают адаты — обычаи. Доходит порою до расправы над родственниками похитителя. Как, например, произошло в октябре 2013 года, когда в центре Назрани в перестрелке были убиты двое представителей рода Аушевых и случайная прохожая. Причиной массовой перестрелки стало именно похищение невесты, Хади Евлоевой, братья которой отправились на поиски ее обидчика из рода Аушевых.

«Невеста это или бизнесмен — неважно»

После перестрелки в Назрани Юнус-бек Евкуров потребовал максимально ужесточить наказание за похищение невест. «Только жесткость и неотвратимость наказания могут охладить пыл горячих голов, не считающихся ни с чьим именем и идущих на поводу своих желаний», — заявил глава республики.

В итоге в Ингушетии всего лишь увеличили административный штраф за похищение невесты: неудавшийся жених заплатит до 200 тысяч рублей, а его пособники — до 100 тысяч. Такое решение было принято в декабре 2013 года на конференции мусульман Ингушетии".

Однако большие штрафы не отпугнули любителей кавказских обычаев. На днях в селении Кантышево молодой человек похитил девушку (причем уже в третий раз, насильно принуждая ее ко вступлению в брак). Родственники сумели освободить 19-летнюю красавицу, а 20-летний горе-жених (и снова, кстати, по фамилии Евлоев) был задержан полицией, в отношении него возбудили уголовное дело, по ходатайству следствия он заключен под стражу.

Именно эта криминальная история и стала для Народного собрания толчком, чтобы подготовить новый вариант законопроекта. Поддерживает его на рассмотрении в Госдуме спикер Народного собрания Ингушетии Зелимхан Евлоев.

Правда, на сей раз Юнус-бек Евкуров почему-то дал слабину и заявил, что отдельной статьи в Уголовном кодексе для похитителей невест не нужно. По его мнению, Уголовный кодекс и так предусматривает наказание за похищение человека — от 4 до 20 лет лишения свободы.

«Я не сторонник [законопроекта]. Потому что есть уголовная ответственность за похищение человека. Невеста это, бизнесмен это — неважно. Когда человек хочет таким образом жениться, делать из него уголовника, нам же это дороже обходится», — заявил Евкуров в интервью телеканалу «Россия-24».

«Наказание должно быть жестким!»

Часто ли на Северном Кавказе воруют невест? С этим вопросом «Свободная пресса» обратилась к президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир.Развитие», кандидату политических наук Саиде Сиражудиновой.

— Похищение невест в Ингушетии бывает двух типов — настоящее и имитация. Настоящее — это, конечно, насилие, это преступление, и оно требует соответствующих санкций. Но часто встречается в республике имитация похищения, когда молодые договариваются о розыгрыше: нередко, для молодых это единственная возможность быть вместе.

«СП»: — Почему?

— В Ингушетии общество, более традиционно, чем в других республиках. Роль традиций для ингушей чрезвычайно велика. За исключением группы салафитов, где уже где сложилось иное отношение к адатам: вдовы и разведенные имеют больший шанс на повторный брак, где перестает доминировать внутриэтничный брак.

Итак, остановлюсь на самых распространенных вариантах в традиционной ингушской семье. Первый случай: перед парнем по старшинству остаются неженатые братья. Второй случай: семью девушки не вполне устраивает ее выбор, и в обычных обстоятельствах они бы не дали разрешение на брак. Третий вариант: слишком велика сумма выкупа за девушку. И подобных вариаций встречается множество. Каждая судьба уникальна.

«СП»: — Ну а что, на ваш взгляд, в такой ситуации делать правоохранителям?

— Преступление с насильственным похищением (таких встречается не мало), конечно, должно быть наказано. Сложности возникнут, когда необходимо отделить настоящее похищение от его имитации. Здесь возможно давление, подкуп, уговоры и т. д.

Наказание, на мой взгляд, нужно, если есть заявление девушки. Ведь это именно ее лишают права выбирать спутника жизни, самой определять свою жизнь, она переживает травму из-за похищения, на ее свободу посягают. Но механизмы наказания должны быть тщательно продуманы.

Конечно, бороться с традициями сложно, тем более, с такими сильными, как в Ингушетии. Общество не готово к изменениям. И периодически случаи похищения будут всплывать.

«СП»: — В других северокавказских республиках тоже часто похищают невест, как и в Ингушетии?

— Конечно, эта проблема есть в разных республиках. В вопросе похищения невесты Ингушетия наиболее интересна: только здесь это целый ритуал со стрельбой и переговорами. А вот, скажем, где общество не настолько традиционализировано, похищения встречаются намного реже.

Да и сама процедура выбора невесты разная. Если в Дагестане это преимущественно родственные или «контролируемые» браки, то ингуши осуществляют выбор, при котором важны эмоциональный, статусный и материальный факторы.


«СП»: — На ваш взгляд, все-таки нужно дополнять Уголовный кодекс отдельной статьей, предусматривающей наказание за похищение невесты?

— В большинстве случаев подобные дела на Кавказе до суда не доводятся: сами правоохранительные органы организуют переговоры между семьями. Необходимо, чтобы или работала нынешняя 126-я статья УК, либо был принят новый закон, с побуждением к его реализации.

Вообще, принятие новой нормы (точнее возвращение советской практики, законодательства, ограничивающего опасные пережитки обычного права по многим вопросам) было бы полезно.

А что касается заявления Евкурова, то он политик, и его заявление тоже политично. Он ведь не может выступать против традиций, не может настраивать против себя общество, которое и так им в целом не довольно.


Народное собрание Ингушетии требует дополнить Уголовный кодекс новой статьей, позволяющей наказывать похитителей невест. Они могут отправиться в тюрьму на три года. Правда, глава республики Юнус-бек Евкуров почему-то против… Не просто обычай, а угроза Кавказу Народное собрание Ингушетии не первый раз выходят с инициативой, чтобы дополнить Уголовный кодекс новой статьей 126.1 — «Похищение человека с целью вступление в брак». Первый раз такой законопроект депутаты, возглавляемые спикером Махмудом Сакаловым, внесли на рассмотрение Госдумы еще в апреле 2005 года. В пояснительной записке к законопроекту депутаты указывают, что на территории Ингушетии (да и других республик Северного Кавказа) все еще практикуется похищение невест. Однако наказать похитителя не позволяет Уголовный кодекс: действующая норма разрешать освободить его от уголовной ответственности, если он добровольно освободил похищенного (естественно, если в его действиях нет никакого иного состава преступления). Между тем, Уголовный кодекс РСФСР 1960 года предусматривал уголовную ответственность за данное деяние (в статье 233). Законопроект, подготовленный ингушскими депутатами, три года лежал под сукном в Госдуме, а в апреле 2008 года был отклонен даже без рассмотрения. При том, кстати, что даже Верховный суд России дал на него положительное заключение. И вот теперь депутаты Народного собрания подготовили еще один законопроект, практически дословно повторяющий предыдущий. Парламентарии пишут в пояснительной записке, что отсутствие наказания за похищение невест грозит общественной безопасности в Ингушетии. И вот как депутаты объясняют, почему. Для семьи девушки похищение — это тяжкое оскорбление. И если не работают светские законы Российской Федерации, то они вспоминают адаты — обычаи. Доходит порою до расправы над родственниками похитителя. Как, например, произошло в октябре 2013 года, когда в центре Назрани в перестрелке были убиты двое представителей рода Аушевых и случайная прохожая. Причиной массовой перестрелки стало именно похищение невесты, Хади Евлоевой, братья которой отправились на поиски ее обидчика из рода Аушевых. «Невеста это или бизнесмен — неважно» После перестрелки в Назрани Юнус-бек Евкуров потребовал максимально ужесточить наказание за похищение невест. «Только жесткость и неотвратимость наказания могут охладить пыл горячих голов, не считающихся ни с чьим именем и идущих на поводу своих желаний», — заявил глава республики. В итоге в Ингушетии всего лишь увеличили административный штраф за похищение невесты: неудавшийся жених заплатит до 200 тысяч рублей, а его пособники — до 100 тысяч. Такое решение было принято в декабре 2013 года на конференции мусульман Ингушетии

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl